Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция
1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
Планирование делится на долгосрочное (планы-прогнозы), среднесрочное, краткосрочное, стратегическое и тактическое.
Управление, как целенаправленное воздействие на финансы осуществляется аппаратом управления и направлено на достижение плановых показателей, решение экономических и социальных задач.
Сам аппарат и методы управления не постоянны. В зависимости от конкретной обстановки степень централизации управления, методы управления могут изменяться. В настоящее время осуществляется уменьшение степени централизации управления финансами, расширение предприятий, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий в частности в порядке образования и использования фондов предприятий. Расширение хозяйственной самостоятельности происходит и в непроизводственной сфере, например, за счет получения и использования финансовых ресурсов от продажи имущества, обмена зданий, транспортных средств, платы за услуги.
Финансово-экономические нормативы являются составной частью финансового механизма. Нормативное обеспечение включает в себя: нормативы, нормы, тарифные ставки, инструкции, методические указания и разъяснения.
Размеры нормативов не постоянны, это зависит от долговременных задач социально- экономического развития, текущей ситуации. Величина нормативов призванных обеспечить аккумуляцию средств на решение каких-то задач по мере их разрешения могут уменьшаться, как размер чрезвычайного налога на ликвидацию последствий от катастрофы на ЧАЭС. Или же отменяться вовсе как, например, налог на холостяков и малосемейных граждан, который был призван поощрять рождаемость в СССР в послевоенный период. В тоже время размер нормативов должен быть стабильным в течение относительно длительного периода. В этом случае нормативы играют стимулирующую роль, поскольку принимаются в расчет при планировании деятельности предприятий или хозяйствующих субъектов.
Кроме нормативов государством устанавливаются лимиты. Лимит – предельная величина, ограничение в использовании материальных или финансовых ресурсов. Вся плановая и хозяйственная деятельность предприятия и государства в целом базируется на финансово-экономических нормативах.
Частью финансового механизма является законодательство. Законодательство осуществляет правовое обеспечение (регламентирование) существующих производственных отношений. Оно включает: законы, указы, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления, регулирующие финансовые отношения.
2. Совершенствование финансового механизма в условиях перехода к рынку
Переход к рынку означает изменение экономической политики и методов финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Главное содержание этих изменений состоит в том, что вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строгого регламентирования состава фондов, пропорций, условий их образования и использования посредствам установления плановых заданий, норм, нормативов и т.п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.
Значительные изменения происходят в финансовом механизме непроизводственного сектора. Происходит расширение сферы платных услуг, сочетание бюджетного финансирования и развития платных услуг. Осуществляется перестройка системы бюджетного финансирования, переход на нормативный метод покрытия затрат. Это означает, что возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основе нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного человека и других показателей.
Финансовый механизм в современных условиях призван: а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь; б) обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики.
В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:
1. Развитие многообразных форм финансовых отношений;
2. Обеспечение развития инициативы всех форм хозяйственной деятельности;
3. Использование эффективных финансовых рычагов, стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов;
4. Развитие конкуренции товаропроизводителей;
5. Повышение эффективности общественного производства;
6. Привлечение иностранных инвестиций;
7. Образование свободных экономических зон;
8. Расширение финансового рынка.
При разработке годовых бюджетов Правительство Республики Беларусь основное внимание уделяет решению таких вопросов как: обеспечение низких темпов инфляции; сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства; укрепление доходной части бюджета; усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций.
Изменяются методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальной сферы. Современный финансовый механизм предполагает ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы.
Основным рычагом государственного финансового регулирования являются налоги. Поэтому большое значение в Республики Беларусь в современных условиях уделяется совершенствованию налогового финансового механизма. С помощью налогов происходит регулирование уровня рентабельности хозяйствующих субъектов, размера денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и других хозяйствующих субъектов.
Высокий уровень, частый пересмотр норм налогообложения отрицательно воздействует на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Обязательным элементом рыночных отношений является финансовый рынок. Расширение финансового рынка в Республике Беларусь является одним из направлений совершенствований финансового механизма.
ТЕМА 7: Управление финансами
1. Общее понятие об управлении финансами.
2. Органы управления финансами.
1. Общее понятие об управлении финансами
Под управлением понимается целенаправленное воздействие на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики.
Финансовые отношения как элемент базиса – объективны, но они складываются стихийно, а организуются государством. Государство придает финансовым отношениям определенные формы, закрепленные нормативными актами. Для достижения положительного воздействия финансов на результаты хозяйствования вырабатывается стратегия и тактика использования финансов для достижения поставленных задач по экономическому и социальному развитию.
Финансовая стратегия определяет общие направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия направлена на выработку финансовых концепций и программ в области финансов.
Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (программы) достижения поставленной цели в области финансов с учетом конкретных условий этапа развития общества стратегия и тактика взаимосвязаны, при чем тактика определяется стратегией. Правильность стратегического курса проверяется практикой, достижением позитивных результатов. Если поставленные цели не достигаются, стратегия может корректироваться.
Выработанная стратегия и тактика организации государством финансовых отношений представляет собой финансовую программу или финансовую политику.
Важнейшими частями финансовой политики являются: бюджетная, ценовая, налоговая, кредитная политика.
Бюджетная финансовая политика связана с государственными расходами. Ее прерогатива является распределение и использование фонда денежных средств государства по отраслевому, целевому, территориальному назначению.
Налоговая финансовая политика связана с государственными доходами. Главное назначение состоит в изъятии продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и их пере распределении через государственный бюджет.
Налоговая политика выполняет две функции: фискальную, которая реализуется посредством изъятия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда; стимулирующую, которая выражается через экономические рычаги воздействия на усиление мотивов к труду, экономное расходование финансовых ресурсов, финансовую поддержку рыночных реформ. Она влияет на воспроизводственный процесс, стимулирую или, сдерживая его развитие.
Кредитная финансовая политика – это совокупность экономических методов и юридических норм, направленных на управление движением кредитного капитала. Целями этой политики являются: повышение роли банковского кредита в стимулировании заинтересованности хозяйствующих субъектов в эффективном использование заемных средств; более гибкий подход к предоставлению кредита, формирования банковских резервов; формирования финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; обеспечение конвертируемости белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.
Финансовая политика является составной частью экономической политики и поэтому определяется закономерностями развития экономических отношений, конкретными историческими условиями определенного этапа развития государства, задачами и целями данного этапа развития. Поэтому финансовая политика меняется на разных этапах развития общества.
Успешная реализация финансовой политики может быть осуществлена только при правильной научной организации процесса управления финансами. По своему содержанию процесс управления финансами – это создание, применение, проверка, соблюдение, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных, финансовой политикой. Формы финансовых отношений – это законодательно оформленные в виде нормативных актов в объективные финансовые отношения.
Финансы могут выступать как объектом, так и субъектом управления.
Объектом управления финансы являются тогда, когда осуществляются стадии управления, как создание, проверка соблюдение, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений.
Субъект управления финансами является тогда, когда происходит стадия практического применения выработанных форм финансовых отношений.
Стадии управления финансами образуют звенья управления. К ним относятся:
выработка (создание) форм финансовых отношений их совершенствование (финансовое право);
практическое применение форм финансовых отношений, т. е., составление и исполнение финансовых планов и прогнозов;
проверка, соблюдение, изучение, анализ действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования (финансовый контроль).
Выработка форм финансовых отношений предполагает создание финансового механизма.
2. Органы управления финансами
Управление финансами осуществляют специальные органы. Существуют различные подразделения этих органов у разных авторов в зависимости от основных признаков положенных в основу деления. Чаще всего в современной учебной литературе органы управления подразделяются на три группы:
органы общего управления;
органы оперативного управления;
органы отраслевого управления финансами.
К органам общего или законодательно управления в Республике Беларусь относятся: Президент, Совет Министров и Парламент. Эти органы определяют финансовую политику государства, утверждают финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.
Президент Республики Беларусь как, глава государства, исходя из, положений конституции и законов Республики Беларусь обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как основе, которых проводится финансовая политика.
Кроме того, Президент Республики Беларусь после принятия Парламентом, утверждает бюджет, издает указы и распоряжения по вопросам его формирования и использования, по финансированию государственных расходов, формированию и использованию внебюджетных фондов, проведению кредитно-денежной политики, регулированию валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы и осуществляет через комитет государственного контроля контроль за эффективностью использования государственной собственности.
Парламент Республики Беларусь (Национальное собрание) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, принимает государственный бюджет финансовое законодательство.