Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция

Описание работы

1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя и финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами.

Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего законах о бюджете и налогах.

Бюджетно–финансовая политика как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расходы бюджета тесно связаны с его доходами. Активная роль государства в осуществлении экономических и социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально – экономического развития страны, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государство порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.

Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации финансово – кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.

Таким образом, финансовая политика на нынешнем этапе характеризуется качественно новыми подходами к функционированию хозяйства с учетом перехода к рыночным условиям хозяйствования, реформы цен, оплаты труда. Налоговой и кредитной систем, направленных на формирование нового финансового механизма.

Борьба с инфляцией, преодоление спада производства и дефицита бюджета, повышение социальной защиты населения – главные задачи современной финансовой политики Беларуси.

Именно финансовая политика государства через налоговую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику способствует динамичному развитию и структурной перестройке экономики. Важным направлением структурной перестройки экономики является использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей. К сожалению, интеллектуальная элита уходит из сферы тонких технологий в коммерцию, уезжает за границу. Утеря этого слоя может отбросить республику на десятки лет назад.

Направлением качественной перестройки экономики должно оставаться развитие импортозамещающих их тех производств и отраслей, которые способны зарабатывать валюту для республики, имеют устойчивую известность и престиж за рубежом, которые вписываются в общественное разделение труда, прежде всего, на уровне СНГ. Структурная перестройка должна осуществляться с учетом международного разделения труда и его кооперации.

Важное направление структурной перестройки экономики занимает проблема конверсии бывших предприятий военно–промышленного комплекса (ВПК). Это дорогостоящее и длительное мероприятие.

Но в дальнейшем конверсия ВПК может обеспечить производство необходимой для республики продукции, занятость жителей и привлечение валютных ресурсов в экономику республики.

В структурной перестройке экономики особое место на этом этапе должна занять поддержка малого и среднего бизнеса. Можно долго обсуждать вопрос о соотношении государственных и негосударственных форм хозяйствования, однако самое разумное – рассматривать их соотношение с позиции мотивации труда.

Режим налогообложения организаций производственно – технического и агрохимического обслуживания сельского хозяйства должно быть режимом льготного налогообложения с установлением умеренного налога на прибыль, так как эти организации своими затратами и фиксированными результатами непосредственно влияют на финансовые результаты сельского хозяйства. Введение многочисленных налогов на обслуживание сельского хозяйства, соответственно приведет к росту цен и ценовой нагрузки на продовольствие.

Особый вопрос – налоговый пресс для предприятий, производящих средства для сельского хозяйства. Финансовые проблемы этой категории предприятий сегодня рассматривают в контексте предприятий промышленности системы Госкомпрома, что в корне ошибочно.

Налоговую и кредитную политику для предприятий, работающих на сельское хозяйство, необходимо рассматривать с позиций технологической цепочки, продолжением которой является сфера производственно – технического обслуживания сельского хозяйства, затем сельское хозяйство, после этого переработка продукции сельского хозяйства и ее реализация.

Таким образом, необходимы значительные налоговые льготы по налогообложению и кредитному обеспечению и для промышленных предприятий, производящих промышленную продукцию для сельскохозяйственного производства.

В настоящее время в условиях финансового кризиса необходимо обоснованное установление компетентного государственного регулирования финансовыми потоками.

Известный на Западе экономист Самуэльсон роль государства в экономической жизни своей страны определяет пятью функциями: обеспечение финансово – правовой основы для эффективного функционирования рыночной экономики; Финансовая поддержка конкуренции; перераспределение доходов; регулирование распределения материальных и финансовых ресурсов; финансовая стабилизация.

Именно успехи в государственном регулировании финансовых вложений в инвестиции и научно-технической прогресс позволили Японии в исторически короткой мощи и на первое – по эффективности. Подобным образом происходит развитие азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и др.)

В последнее время идёт бурный рост сбережений определённой части населения нашей республики. Проблема вложений этих сбережений - центральная проблема с точки зрения перспектив развития нашего государства.

Важной задачей финансовой политики государства является привлечение средств частных инвесторов. Но бюджет будет финансировать только тот проект, который наиболее значим для государства: регионы высокой безработицы, конверсионные предприятия, новые технологии. Идея такова: государственные точечные влияния должны стимулировать перераспределение частных инвестиций в интересах общества, а не заменять эти инвестиции.

Финансовые возможности потенциальных отечественных инвесторов достаточно велики. По некоторым оценкам, внутри республики «гуляет» 2-3 млрд. долларов – сумма, значительно превышающая ту, которую правительство может получить по всем кредитам Международного валютного фонда, Всемирного банка и т.д. Задача государства – это частные деньги, естественно, путем создания благоприятные условия для инвестиций.

Очевидно, что период первоначального накопления капитала рано или поздно должен завершиться. Новые люди, пройдя стадию полного удовлетворения личных потребностей, начнут заниматься инвестированием накопленных средств в производство. Коммерческие банки и финансовые компании будут совместно с правительством определять перспективы развития того или иного предприятия.

Возрастание инвестиционной активности населения обусловлено финансовой политикой государства, направленной на активизацию инвестиционной деятельности, создание дополнительных гарантий для частных инвесторов, эффективный контроль за осуществлением проектов, финансируемых из госбюджета.


ТЕМА 6: Финансовый механизм

 

1.                              Финансовый механизм его составные звенья и элементы.

2.                              Совершенствование финансового механизма.

 

1. Финансовый механизм его составные звенья и элементы

 

В управлении финансами государство использует различные экономические, организационно-правовые методы, формулы и стимулы. Организацию финансовых отношений государство оформляет законодательными и другими актами нормативного характера. Государство определяет формы денежных накоплений, виды платежей, методы распределения ВВП и НД.

Финансы – объективная категория. Управление финансами осуществляется через финансовый механизм, представляющий собой составную часть, хозяйственного механизма государства.

Финансовый механизм – совокупность методов и форм, инструментов и рычагов, с помощью которых обеспечивается организация финансовых отношений, т.е. создание, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств. Финансовый механизм относится к надстроечной категории, это составная часть финансовой политики.

Посредством финансового механизма государство воздействует на экономическое и социальное развитие общества. Инструментарий воздействия заключается в установлении норм и ограничений некоторых финансовых показателей и величин, таких как прибыль предприятия, ставка налога, амортизационные отчисления, страховые платежи, отчисления на социальное страхование и др.

Важным моментом является не только правильное определение рычагов, но и практическая их реализация, соизмерение действий рычагов с принципами социальной справедливости.

К категории рычагов, с помощью которых осуществляется воздействие на общественное производство, относится также и система финансовых стимулов. Если рассматривать стимулы с точки зрения их на моральные и материальные, то финансовые стимулы в большей мере являются материальными. Финансовое стимулирование выражается в материальном вознаграждении предприятия за достижение определенных результатов или применение мер (штрафных санкций) за отклонение от желаемых результатов. Стимулирование может осуществляться также путем увеличение отчислений в различные фонды, средства которые затем используются на социально - экономическое развитие предприятия, работников.

Формы организации финансовых отношений государство, оформляет правовыми актами.

Поскольку существует различие сфер и звеньев финансовых отношений, финансовый механизм можно рассматривать по составным частям, применительно к этим сферам и звеньям.

Финансовый механизм является составной частью хозяйственного механизма государства.

Задачи финансового механизма - обеспечить процесс формирования, распределение, перераспределение и использование фондов денежных средств.

Поскольку финансовые отношения существуют в различных сферах и звеньях, то финансовый механизм может и рассматриваться по этим составным сферах и звеньях. По этим признакам можно выделить: финансовый механизм предприятий материального производства; финансовый механизм учреждений и организаций непроизводственной сферы; финансовый механизм коммерческих предприятий и организаций; финансовый механизм некоммерческих учреждений и организаций; финансовый механизм общегосударственных финансов.

Исходя, из территориального деления Республики Беларусь различается финансовый механизм республиканских и местных органов власти.

Каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное производство содержит определенные функциональные звенья, имеющие количественную и качественную определенность. Количественная определенность, проявляется в сумме ресурсов, выдаваемых на те или иные цели. Качественная определенность финансового механизма характеризует порядок осуществления формирования предоставленных ресурсов, формы и каналы движения этих ресурсов, условия их выделения и использования.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Финансовое обеспечение может осуществляться в формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Это формы финансового обеспечения применяются одновременно, но соотношение между ними на различных этапах развития общества бывает различным в зависимости от этапа развития общества, условий производства, задач стоящих перед страной.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях.

Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и содержание финансовых методов регулирования заключается в том, что они основываются на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе суммы дохода распределяются по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемых законом для отдельных элементов. Каждому элементу в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение, функции (например, налог на прибыль, НДС, акцизы и т. п.).

Финансовое обеспечение и финансовое регулирование - методы взаимосвязанные и взаимозависимые. Но поскольку их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, то требуется согласование и увязка финансового механизма.

Функционирование финансового механизма в каждой сфере обеспечивается через определенные организационные структуры. К ним относятся:

а) финансовое планирование (прогнозирование);

б) управление финансами;

в) финансовый контроль, финансовые рычаги и стимулы;

г) финансовое законодательство;

д) финансово-экономические нормативы.

Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства. Результат планирования – это составление различных видов финансовых планов и прогнозов. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.

Информация о работе Сущность финансов