Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция

Описание работы

1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Работа содержит 1 файл

финансы.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

По виду предприятий они различаются на финансовые планы объединений, корпораций, концернов; на финансовые планы крупных, средних, малых предприятий.

Общность децентрализованных финансовых планов заключается в их способности обосновывать индивидуальный кругооборот денежных средств конкретного субъекта хозяйствования.

Финансовые планы бюджетных учреждений носят название сметы, определяют, в основном, их расходы. В случае поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы, обосновывающие все поступления и расходы по хозяйственной деятельности.

Предприятия и организации, работающие на коммерческом (хозяйственном) расчете составляют финансовые планы в виде балансов доходов и расходов. В доходной части определялись: прибыль, амортизация и другие поступления, в расходной затраты производимые за счет этих поступлений. В бюджете отражаются также платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, если они имели место.

Возрастание значения внутрифирменного финансового планирования, как условия эффективного управления деятельностью предприятия и переход на общемировые стандарты в финансовом планировании привели к развитию разработок бизнес-планов, обязательной частью которых является финансовое обеспечение всех намечаемых мероприятий.

В зависимости от периода действия все виды финансовых планов подразделяются на: перспективные, текущие и оперативные. В ряде случаев планы подразделяются на: долгосрочные свыше 5 лет, среднесрочные до 5 лет и краткосрочные до 1года. Перспективные планы определяют движение денежных средств на длительный период с учетом долгосрочных вложений и выгод. Текущие финансовые планы – это задание на текущий год, которые детализируются на более короткие периоды времени. В настоящее время, решающее место в управлении текущей финансовой деятельностью отводится годовым планам (особенно в условиях высокой инфляции). Централизованные финансовые планы в основном разрабатываются на год с разбивкой по кварталам, и только долгосрочные общегосударственные программы должны учитывать источники финансирования, расходы на весь период действия проекта.

Во внутрифирменном финансовом планировании задания, как правило, разрабатываются на 3 года. В текущем году показатели конкретизируются по месяцам, во втором году — по кварталам, а в третьем — носят общий характер прогноза на год. Важное место в управлении финансовой деятельностью предприятия имеют оперативные планы, т. е. кратковременные прогнозы поступления доходов, возможности покрытия текущих платежей и т. п.

Для достижения непрерывности в планировании многие зарубежные фирмы используют методы постоянного передвижения своих плановых заданий, передвигая периоды их действия на последующие три года. При этом учитываются достижения прошлого периода, складывающаяся ситуация и прогрессивные перспективы развития.

Взаимосвязанные между собой во времени и пространстве многочисленные финансовые планы составляют систему финансовых планов, которая развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями каждого этапа экономического развития.


ТЕМА 9: Финансовый контроль

 

1.                  Содержание и необходимость финансового контроля.

2.                  Виды, формы и методы финансового контроля.

3.                  Развитие финансового контроля в условиях перехода к рынку.

 

1. Содержание и необходимость финансового контроля

 

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных формы и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Финансам, как экономической категории внутренне присуща контрольная функция, которая на практике реализуется в виде финансового контроля. Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредствам финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. В свою очередь результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, оперативном управлении.

Результатом финансового контроля являются разные факты экономической жизни (как правило, отрицательные) и количественные показатели. По результатам финансового контроля могут осуществляться изменения форм и методов реализации финансовых отношений, в оперативном порядке при текущем планировании, оперативном управлении. В необходимых случаях, при крупномасштабных недостатках, осуществляется корректировка финансовой политики.

Финансовый контроль, таким образом, выступает как эффективный механизм обратной связи от постановки цели и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики.

Существуют различия финансового контроля на: макро и микро уровне. Финансовый контроль на макро уровне – контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Его основными задачами являются: обеспечения процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств; контроль за соответствием действий форм и методов финансовых отношений; выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, оптимального, дифференцированного по степени значимости, удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов, максимального удовлетворения потребностей граждан в услугах социально-культурной сферы.

На макро уровне объектом контроля выступают государственные финансы. Предметом контроля являются сводные финансовые планы (сметы), отчеты об исполнении в территориальном и отраслевом разрезах.

Субъектами контроля на этом уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления.

Контроль в сфере государственных финансов представлен в виде налогового, бюджетного надзора, финансовый контроль.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, объединений всех форм собственности. Задачи финансового контроля на микроуровне следующие: обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области финансов; обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов; содействие рациональному расходованию всех финансовых ресурсов; правильному ведению бухгалтерского учета, составления отчетности и др.

Объектом контроля на данном уровне выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений. Предметом контроля являются финансовые показатели: прибыль, доходы, налоги, отчисления, себестоимость и др. данный финансовый контроль осуществляется экономическими службами, отдельными специалистами предприятия или независимыми аудиторскими организациями.

 

2. Виды, формы и методы финансового контроля

 

Организация финансового контроля в разных отраслях имеет свои особенности, обусловленные финансово-экономическим развитием страны, историческими и законодательными особенностями.

Вместе с тем для всех стран с рыночной экономикой система финансового контроля нацелена на защиту интересов общества в целом и интересов экономически активных групп граждан, те же цели преследует и финансовый контроль Республики Беларусь.

Существует различное деление контроля на виды. Выделяется государственный финансовый контроль и негосударственный. В свою очередь негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). В учебном пособии “Теория финансов” под ред. И.Е. Заяц, М.К. Фесенко выделяется государственный контроль, в который входит ведомственный, отдельно выделяется аудит. Другие авторы, например, Л.А. Ханкевич выделяют государственный (вневедомственный) контроль, ведомственный состоящий из внутриведомственного и внутрихозяйственного и платный финансовый контроль – аудит.

В ряде случаев выделяются общественный контроль, над которым понимается финансовый контроль со стороны профсоюзов общественных организаций партий.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности.

В процессе государственного финансового контроля изучаются и контролируются следующие вопросы:

1.   Соблюдение действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц.

2.   Предоставление и законность использования льгот по налогообложению, государственных дотаций к иных преимуществ.

3. Соблюдение финансовой дисциплины.

4. Правильность ведения бухгалтерского учета.

5. Сохранность материальных и денежных ресурсов.

6. Экономное использование государственных средств.

7. Недопущение фактов бесхозяйственности, приписок и финансовых злоупотреблений.

8.              Полнота поступления бюджетных ресурсов из различных источников.

9. Целевое и экономное расходование бюджетных ресурсов.

10. Обращение государственных средств в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях.

11. Финансовая эффективность использования государственной собственности, проведение приватизации.

Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства.

Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности.

Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами).

К органам государственного управления, осуществляющим общегосударственный финансовый контроль в Беларуси относятся: Комитет государственного контроля; Министерство финансов; Министерство по налогам и сборам; Государственный комитет финансовых расследований; Государственный таможенный комитет; Комитет по надзору за страховой деятельностью: Государственный комитет по ценным бумагам; Национальный банк Республики Беларусь.

Комитет государственного контроля выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов.

Министерство финансов через свое Контрольно-ревизионное управление проверяет правильность составления и исполнения государственного бюджета, бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства.

Министерство по налогам и сборам и его территориальные звенья проверяют правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам.

Для обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь и укрепления государственной дисциплины созданы органы налоговой полиции. Указанные органы имеют свои функциональные обязанности и цели, имеют на местах свои подразделения. Это в первую очередь, областные финансовые управления, райгорфинотделы, областные, городские и районные налоговые инспекции.

Государственный комитет финансовых расследований - это специальный правоохранительный орган, принимающий меры по предотвращению и пресечению нарушений налогового законодательства. В отличие от других органов финансового контроля он наделен правом возбуждать уголовные дела по .преступлениям, отнесенным законом к его компетенции, проводить по ним дознания.

Государственный таможенный комитет осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Комитет по надзору за страховой деятельностью осуществляет контроль обоснованности страховых тарифов и следит за соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. Национальный Банк осуществляет контроль за деятельностью коммерческих банков.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на: внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют сами министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии, в организации, учреждении. Этот контроль осуществляют бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел. Он является, непрерывными представляет собой элемент управления предприятием.

Информация о работе Сущность финансов