Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция
1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
В результате перераспределительных процессов основная часть финансовых ресурсов государства аккумулируется в государственном бюджете. Это дает возможность осуществлять единую финансовую политику, финансировать важнейшие общегосударственные программы. В этих же целях в состав госбюджета включены ряд бывших внебюджетных фондов: дорожный фонд, фонд занятости и др., а с 2004 г. в состав госбюджета включен фонд социальной защиты населения.
Основные направления использования финансовых ресурсов - это финансирование развития народного хозяйства, социально- культурных мероприятий, социальной защиты населения, финансирование обороны и правоохранительных органов, государственное управление и др.
2. Роль госбюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов государства
Основная часть финансовых ресурсов аккумулируется в бюджете. Доходы госбюджета в количественном отношении представляют собой долю государства в национальном доходе. И величина доходов госбюджета, их доля в национальном доходе определяются величиной национального дохода и экономическими, социальными, политическими задачами, стоящими перед государством.
Формы и методы изъятия доходов в бюджет не постоянны. В целом платежи предприятий и населения в бюджет обеспечиваются налоговыми и неналоговыми методами. До 1991 г. поступления в бюджет имели, как правило, неналоговый характер.
Начиная с 1992 г. в Беларуси преобладали преимущественно налоговый порядок формирования доходов бюджета. Это налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и доходы, акцизы, налог за пользование природными ресурсами, налог для ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с населения и др. Примерно 80% от доходной части бюджета составляют налог на добавленную стоимость, акцизы, «чрезвычайный» налог, и налог на прибыль.
Налоги – обязательные платежи государству, взимаемые с юридических и физических лиц, которые выполняют фискальную функцию и в меньшей мере стимулируют развитие производства, что предполагает рациональное сочетание этих функций в дальнейшем.
Налоговые методы изъятия доходов используются во всех развитых странах. С точки зрения пополнения доходов бюджета налоговые методы наиболее удобные, так как носят обязательный характер, заранее определенные ставки и сроки уплаты.
Основная роль госбюджета, поскольку в нем аккумулируется основная часть финансовых ресурсов, заключается в том, что с его помощью обеспечивается реализация финансовой политики государства. Государство через бюджет направляет финансовые ресурсы на решение задач государства. С помощью бюджета в процессе распределения финансовых ресурсов осуществляется воздействие на финансирование оптимальных пропорций в народном хозяйстве, эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджет воздействует и на социально-экономическую инфраструктуру государства. Развитие страхования, здравоохранения, учреждений культуры, физической культуры и спорта, и других отраслей непроизводственной сферы улучшает условия жизни людей, сокращая потери от временной нетрудоспособности, положительно влияет на развитие производства.
Стимулирование развития производства бюджет оказывает через регулирование образования и использования финансовых ресурсов предприятий; осуществляется это через систему налогов и платежей.
Кроме бюджета регулирующее воздействие на экономические и социальные процессы оказывают имеющие целевое назначение внебюджетные фонды.
Через бюджет выделяются финансовые ресурсы в фонды потребления на повышение заработной платы и другие нужды.
3. Ссудный капитал, денежные доходы и сбережения населения, страховой фонд как источники финансовых ресурсов
Ссудный капитал представляет собой совокупность свободных денежных средств предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, вовлекаемых в производственный процесс для удовлетворения временных потребностей хозяйствующих субъектов.
Важнейшими источниками ссудного капитала являются временно свободные денежные средства, которые высвобождаются в процессе воспроизводства и аккумулируются в банковской системе. К ним относятся средства государственного бюджета, государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, средства от амортизации, часть временно свободного оборотного капитала в денежной форме, временно свободные средства, предназначенные для выплаты заработной платы, часть дохода и прибыли, накапливаемая для воспроизводственного процесса; средства колхозно-кооперативных, общественных организаций и кредитных учреждений; депозиты граждан в сбербанке; средства касс взаимопомощи и др.
Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического свойства – способности приносить прибыль в виде процента.
Особенностью ссудного капитала является передача его во временное пользование другому собственнику с целью получения части дохода в виде процента, тем, кто выдает ссуду. Как правило, ссуды выдают банки. Для банка ссудный капитал является собственностью, за которую банк получает по истечении срока ссуды процент. Для предприятий, организаций предпринимателей, вкладывающим ссудный капитал в свое дело – это капитал–функция.
Таким образом, ссудный капитал выступает как своеобразный товар, спрос и предложение, на который определяется масштабами производства, размерами денежных накоплений и сбережений, инфляцией; сезонностью; неуравновешенностью платежных балансов; колебаниями валютных курсов; валютным кризисом; валютным регулированием.
Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано также и с уровнем и динамикой доходов населения, решением социальных задач. Государство воздействует на уровень и структуру потребления граждан с помощью финансовых методов, оказывающих регулирующее влияние на уровень доходов граждан. Среди них основными являются методы создания и использования централизованных ресурсов государства необходимых для обеспечения условий воспроизводства трудовых ресурсов, содержания нетрудоспособных, оказания различных видов экономической помощи населению.
Влияние финансово-кредитной системы на уровень доходов населения осуществляется через контроль за выплатой заработной платы, организацией сбережения, страхования и др. Кроме названного метода, влияние на уровень доходов населения оказывается посредством перераспределения аккумулируемых государством доходов. Это затраты на просвещение здравоохранения, культуру, социальное обеспечение и социальное страхование. Часть потребностей может удовлетворяться за счет нецентрализованных специальных фондов предприятий, организаций или формируемых за счет населения.
Бюджетные средства используются в форме прямых ассигнований (например, на текущие и капитальные затраты в такие отрасли как просвещение, здравоохранение и другие представляющие услуги бесплатно или на льготных условиях).
Планово-убыточным отраслям (такие как внутригородской пассажирский транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.) выделяются дотации. За счет бюджета осуществляются расходы, влияющие на доходы граждан с целью смягчения потерь населения в условиях перехода к рынку (например, надбавки к закупочным ценам, субсидии сельскохозяйственным предприятиям, выплата компенсации за счет пенсионного фонда и др.).
Значительное место в финансовых ресурсах занимают сбережения граждан. Сбережения населения - это часть денежных доходов (поступлений) граждан, предназначенная для удовлетворения их потребностей в будущем. Сбережения – это отложенные денежные средства, которые выступают как кредит населения государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Сбережения, таким образом, превращаются в часть финансовых ресурсов, государство становится распорядителем части дохода населения, как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. Обычно кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер.
Сбережения выступают в различных формах: вклады в сбербанки, облигации, акции и др.
Образование сбережений населения связано со стремлением обеспечить себя или родственников в будущем, покупкой дорогостоящих вещей; созданием источника дополнительных доходов через получение процентов по вкладам и др. В условиях инфляции, неуверенности в завтрашнем дне, сбережения могут осуществляться в форме покупки недвижимости, вкладов в банки с высоким процентам; покупки иностранной валюты.
Источником финансовых ресурсов является так же страховой фонд. Страхование представляет собой систему экономических отношений, которые возникают по поводу образования за счет предприятий, организаций и населения специально фонда средств и его использование для возмещения имущественного ущерба от стихийных бедствий и других неблагоприятных явлений, а так же оказания помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни.
Создание страхового или резервного фонда для страхования от несчастных случаев, стихийных бедствий является одним из элементов распределения совокупного общественного продукта.
Страхование, которое возникло в связи с различными неблагоприятными явлениями природы, затем распространилось на производственную деятельность людей. Возникли новые виды страхования: страхование предпринимательского рынка, экспорта и импорта товаров, страхование от кражи и т.д.
Началом самостоятельного развития страхования в Беларуси можно считать 1958г., когда страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик, и страховой фонд создавался по каждой республике.
В 90-х годах двадцатого столетия после обретения независимости страхованием в Республике Беларусь стали заниматься не только не только государственные страховые организации и негосударственные страховые компании. Страховой фонд формируется: за счет централизованных (государственных) средств; методом самострахования (создания децентрализованных страховых резервов непосредственно на предприятиях); страхования за счет отдельных взносов хозяйств, населения.
ТЕМА 3: Взаимосвязь финансов с экономическими законами
и экономическими категориями
1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами.
2. Взаимосвязь финансов и цены.
3. Взаимосвязь финансов и заработной платы.
4. Взаимосвязь финансов и кредита.
1. Взаимосвязь финансов с экономическими законами
Финансы как часть производственных отношений связана с экономическими законами. Законы можно определить как, сущностные причинно-следственные связи в экономических процессах. Поскольку через финансы осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального дохода путем формирования и использования, децентрализованных и централизованных денежных фондов, то связь финансов с экономическими законами рассматривается через стоимостные, денежные отношения.
Поскольку объективные производственные отношения проявляются через экономическую политику, субъективную деятельность людей, то успех или неуспех этой деятельности будет зависеть от познания и использования на практике объективных экономических законов. Теория финансов изучает действие экономических законов в сфере финансовых отношений. Поскольку финансовые отношения опосредствуют, прежде всего, распределительные отношения, влияя на распределение на другие стадии воспроизводства, в том числе и на производство, то связь финансов с экономическими законами рассмотрим на примере закона накопления, закона распределения по труду, закона стоимости, закона денежного обращения.
Одним из законов, который непосредственно связан с распределением и перераспределением чистого дохода является закон накопления. На поверхности экономической жизни этот закон проявляется через национальный доход и формы его выражения: фонд потребления и фонд накопления. С помощью фонда потребления устанавливаются пропорции между отдельными частями этого фонда занятых в сфере материального производства, непроизводственной сфере, нетрудоспособных граждан. накопление осуществляется за счет децентрализованных и децентрализованных денежных фондов т. е. финансов. Кроме того категории, в которых выражается закон накопления ВВП, национальный доход, чистый доход, фонды накопления, фонды потребления выступают в денежной форме, проявляются как форма функционирования финансов.
Закон распределения по труду определяет главные направления роста и совершенствования общественного производства на основе личной материальной заинтересованности работников через такие экономические категории как оплата рабочей силы по количеству и качеству труда и ее распределение воспроизводство. Оплата по труду обеспечивает процесс простого воспроизводства рабочей силы, расширенное воспроизводство, как правило, осуществляется за счет части чистого дохода. Денежные отношения связаны с обеспечением расширенного воспроизводства рабочей силы, являются финансовые отношения.
Закон стоимости непосредственно связан с финансами так как через закон стоимости и форму его выражения – цену в основном выражается содержание финансов. В составе цены выражается структура первичного распределения стоимости ВВП (с + v + m), где m – чистый доход, главный признак функционирования финансов.
Закон денежного обращения как выражение сущностной, устойчивой взаимозависимости между объемом денежной и товарной массы в обращении, уровнем цен на товары и скоростью оборота денежной единицы также связан с финансами.
В целом денежное обращение движение созданного общественного продукта опосредуется денежным учетом затрат, ценообразованием ВВП, национальный доход, инвестиции параллельно с натуральными показателями имеют стоимостную оценку.