Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция
1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
Контрольная функция вытекает из распределительной и проявляется в контроле за распределением ВВП, НД, чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их использованию. Контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта.
Контрольная функция обусловлена нормативным характером денежных отношений. В нормативных актах закрепляется предварительное планирование конкретных субъектов этих отношений, объемов и сроков, целевое использование денежных ресурсов. Нормативные акты регламентируют условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, условия платежей в бюджет, финансирование из бюджета, кредитования, формирования и использования разных денежных фондов хозяйствующих субъектов.
Контроль за соблюдением нормативных актов, выражающих суть распределительной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом состоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов
При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция. Поскольку без этой функции не может существовать контрольная функция, так как нет субъекта контроля. Таким образом, контрольная функция является производной от распределительной функции. В распределительной и контрольной функции выражаются две неразрывно связанные стороны финансовых отношений.
Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая заключена в финансовых показателях бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Через финансовые показатели, такие как выручка, прибыль, рентабельность, оборачиваемость, платежеспособность и др. можно контролировать соблюдение установленных норм и нормативов, эффективность и результативность экономических процессов как на микроуровне, так и на макроуровне.
Реализация контрольной функции связана с финансовой дисциплиной, соблюдением установленных норм и правил выполнения финансовых обязательств.
Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, целевыми государственными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.
На практике финансовый контроль осуществляется через деятельность органов финансового контроля.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов
Единой общепринятой точки зрения по поводу финансов не существует. В зависимости от экономических школ, точки зрения тех или иных ведущих ученых-экономистов существуют некоторые расхождения при определении сущности и функций финансов. Такое же положение наблюдается и в других областях теории экономических дисциплин, поскольку абстрагирование, выделение сущностных сторон экономических категорий дает возможность, исходя из общих посылок, несколько по своему каждому ученому определять эти сущностные стороны и взаимосвязи или акцентировать изучение категорий на отдельных группах связей.
Существуют и другие причины элемента расхождений в определении категорий. Финансы, являясь объективной экономической категорией, в то же время финансовые отношения закрепляются юридически и используются как инструмент политики государства. Поэтому при определении сущности и функций финансов могут учитываться идеологические и политические аспекты проявления этих категорий, что также в зависимости от тех или иных подходов к изучению категорий или явлений экономической жизни на различных этапах развития государства может вести к различным толкованиям одних и тех же предметов изучения.
Современные понятия сущности и функций финансов берет свое начало от западных экономических школ, где впервые были теоретически обобщены знания о финансах как объективной экономической категории. В СССР по идеологическим причинам изучались две финансовые дисциплины «Финансы капитализма» и «Финансы СССР», а затем «Финансы социалистического общества». В экономике СССР денежным отношениям и стоимостным категориям отводилось второстепенное место. Некоторое время считалось, сто при социализме нет товарного производства. Поэтому изучением финансов занимались очень мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э.А. и Бирман А.М. считали, что основным условием возникновения финансов является государство.
До тридцатых годов в России и СССР под финансами понимались лишь отношения, связанные с добыванием государством средств для его функционирования. Некоторые экономисты финансами считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий. В пятидесятых годах утвердилось понимание финансов как денежных отношений, обеспечивающих распределение совокупного общественного продукта, национального дохода. Оно сохраняется до нашего времени.
В настоящее время существует много определений понятия и сущности финансов, которые по-разному интерпретируют данные вопросы. Одной из распространенных точек зрения, которой придерживаются ряд ученых Д.А. Анахвердян, В.М. Родионова, Н.Г. Сычев, Л.А. Дробозина, Н.В. Гаретовский и др., что сущностный признак и основа понятия финансов заключается в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода. Кроме такого общего определения финансов существуют более конкретные определения основного сущностного признака финансов (М.В. Федосов и С.Я. Огородник) как процесса распределения и перераспределения части стоимости совокупного общественного продукта. Э.А. Вознесенский, В.Н. Гаретовский, Н.Е. Заяц в качестве объекта исследования финансов рассматривали чистый доход и его связь с процессами распределения и перераспределения.
Существуют различные точки зрения по вопросу сущности финансов, отнесения их к базисным или надстроечным отношениям. Сторонники первой точки зрения акцентируют внимание на финансах как объективной категории поскольку без финансов невозможно функционирование экономики, поскольку распределение представляет собой стадию общественного производства.
Если рассматривать внешнее проявление финансов в виде финансовой политики, то это служит поводом отнесения финансов к категории надстройки. Объективный характер финансов не означает, что они не подвержены воздействию субъективного фактора. Объективность экономической категории, экономического закона не означает, что люди не оказывают своего влияния на характер их проявления. Финансы объективная экономическая категория, то есть абстракция, теория и в то же время на практике это рычаг воздействия на экономику, используемый в субъективной деятельности людей.
Финансовой наукой не решен вопрос о границах финансовых отношений. Кроме точки зрения, что финансы возникают при распределении и перераспределении общественного продукта, существует точка зрения, что финансы категория воспроизводства в целом, включая и денежные отношения на стадии обмена, что является спорным моментом. Распределение и обмен разные стадии воспроизводства. Содержание категории финансы составляют отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости совокупного общественного продукта, а отношения купли-продажи принимают форму расчетов посредством денег, как всеобщего эквивалента и цены как денежного выражения стоимости.
Большинство ученых-экономистов считают, что финансы представляют часть производственных (экономических) отношений, часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, являются:
1. Денежный характер финансовых отношений
2. Распределительный характер финансовых отношений
3. Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных фондов, принимающих вид финансовых ресурсов
4. Безэквивалентность отношений распределения, отличающие финансы от отношений купли-продажи
5. Безвозвратность и бесплатность, отличающие финансы от кредита.
По этим признакам можно увидеть, что финансы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения и перераспределения стоимости общественного продукта. Но ограничение места финансов распределительной стадией производства не означает ограничения действия финансов только этой стадией. Через распределение и перераспределение финансы активно влияют на все стадии воспроизводства.
По мнению экономистов Балобанова И.И., Балобанова И.Г., Вознесенского Э.А. Сычева Н.Г., Болдырева Б.Г. финансы выполняют функции формирования денежных доходов, функцию использования денежных фондов, контрольную функцию. Но подобные утверждения несостоятельны по следующей причине, что процесс формирования фондов денежных средств и их использование – это единый неразрывный процесс и он не должен разделяться.
Существуют и другие дискуссионные вопросы, что свидетельствует о необходимости дальнейшей проработки теоретических проблем сущности и функций финансов.
ТЕМА 2: Финансовые ресурсы государства
1. Понятие финансовых ресурсов.
2. Роль государственного бюджета в формировании и использовании финансовых ресурсов.
3. Ссудный капитал, денежные доходы и сбережения населения, страховой фонд как источники финансовых ресурсов.
1. Понятие финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы – фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения. Эти фонды денежных средств образуются в процессе распределения и перераспределения части стоимости ВВП, главным образом чистого дохода. Эти фонды предназначены для использования на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды.
В денежном выражении валовой внутренний продукт представляет собой c + v + m, где c – стоимость износа основных средств, в виде амортизационных отчислений, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии; v – стоимость необходимого продукта; m – стоимость прибавочного продукта.
Каждая часть ВВП соответствует определенным элементам финансовых ресурсов. Основная сумма финансовых ресурсов, состоящая из прибыли, налогов, неналоговых доходов, прибыли доходов от внешнеэкономической деятельности и другие элементы в сумме составляют прибавочный продукт. Часть необходимого продукта v, в виде налогов и других отчислений, направляется в бюджет и другие фонды, образуя финансовые ресурсы. Часть c в виде амортизационных отчислений также входит в финансовые ресурсы. Указанные части ВВП входят в финансовые ресурсы частично, прибавочный продукт (m) полностью.
Если рассматривать по удельному весу названных источников, то основным источником формирования финансовых ресурсов в составе ВВП является чистый доход. Часть чистого дохода направляется на расширенное воспроизводство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов находящихся в распоряжении предприятий и организаций, т.е. на расширение производства на микроуровне. Они используются на новые капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технического прогресса и другие нужды производства.
Часть децентрализованных финансовых ресурсов в виде целевых денежных фондов направляется на расширенное воспроизводство стоимости рабочей силы.
Вторым по величине источником финансовых ресурсов после чистого дохода являются амортизационные отчисления. Хотя основная функция амортизационных отчислений вложение и замещение изношенных основных фондов, но, учитывая долговременный период, через который осуществляется замещение изношенных основных фондов, оно происходит на новой технической основе и таким образом амортизационный фонд выступает источником не простого, а расширенного воспроизводства. На практике амортизационные отчисления как равняются на новое строительство, реконструкцию, модернизацию и расширение основных фондов.
Кроме названных источниками децентрализованных финансовых ресурсов могут быть экономия от снижения стоимости строительства выполняемого хозяйственным способом, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества предприятия и другие источники, например кредиты банка, средства полученные от операций с ценными бумагами и другие заемные и привлеченные средства.
Пропорции формирования денежных фондов финансовых ресурсов на государственные предприятия контролируются соответствующими органами. В условиях рынка хозяйствующие субъекты сами определяют размеры фонда развития производства, фонда социального развития и жилищного строительства и др.
Другая часть чистого дохода обеспечивает формирование централизованного финансирования ресурсов, то есть формирование финансовых ресурсов на макроуровне, обеспечивая общегосударственные потребности. Централизованные финансовые ресурсы – это результат перераспределения главным образом чистого дохода осуществляемого через налоговые и неналоговые платежи.
Формирование централизованных финансовых ресурсов осуществляется так же за счет отчислений хозяйствующих субъектов органами государственного страхования на социальные страхования, имущественное и личное страхование, во внебюджетные фонды. Кроме того, источником централизованных финансовых ресурсов являются средства госкредита, то есть полученные от реализации государственных ценных бумаг, облигаций и т.д.
Определенная часть централизованных финансовых ресурсов формируется за счет денежных поступлений от населения через налоги, сбора дохода от лотерей и др.
Часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот от продажи полезных ископаемых, и других невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов так же служит источником централизованных денежных фондов. При эффективной организации источником финансовых ресурсов является поступления от внешнеэкономической деятельности.