Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:00, лекция
1. Возникновение финансов и развитие науки о финансах.
2. Сущность финансов. Финансы в системе производственных отношений.
3. Функции финансов.
4. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.
На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, кроме этих служб создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.
Кроме названых видов контроля выделяется также общественный контроль, осуществляемый представителями общественных организаций, партий. Ряд авторов включают сюда же и аудит.
Аудит – это независимый, платный финансовый контроль, а также система оказания платных услуг по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности.
Существуют различные формы финансового контроля.
В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Он имеет целью предупредить незаконные действия должностных лиц, предотвратить нарушение законов, постановлений и распоряжений государственных органов. Этот контроль является наиболее эффективным, так как лучше предупредить нарушениями чем, в последующем вскрывать их.
Основным методом осуществления предварительного контроля являются визуальные проверки. Последние актами, справками, отчетами оформляются. По результатам таких проверок отдаются распоряжение приказы в письменной или устной форме о недопущении или при приостановлении незаконной хозяйственно-финансовой деятельности.
Осуществляются проверки правильности составления платежных документов, договоров, соглашений на приобретение и отпуск материальных ценностей, правильности оформления векселей, установления должностных окладов, соблюдения установленных норм расходов, тарифов и др.
Текущий контроль проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций. Значение этой формы контроля возрастает, так как она является важнейшим элементом оперативного управления хозяйственно- финансовой деятельностью. Опираясь на данные первичных документов оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризации и визуального наблюдения, должностные лица, используя данные текущего контроля, при необходимости регулируют быстроменяющиеся хозяйственные ситуации, приостанавливают незаконные или ошибочные действия, предотвращают потери и убытки.
В текущем контроле большое значение имеет создание компьютерных данных, что позволяет оперативно вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность.
В настоящее время основной формой финансового контроля является последующий контроль.
Последующий контроль проводится после совершения хозяйственно-финансовых операций. Он позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Он осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка; обследование; экономический анализ; ревизия. Материалы последующего контроля в обязательном порядке оформляются актом, справкой, докладной запиской или другим документом.
Проверка является важнейшим методом последующего контроля. Проверка может быть счетной или тематической.
Счетная проверка - это проверка достоверности бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых расчетов. Она осуществляется финансовыми органами, как правило, один раз в год. Кроме этого, достоверность отчетных данных проверяется статистическими, банковскими органами и т.д.
Тематическая проверка - это проверка (обследование) отдельных сторон и участков работы подконтрольного объекта. Тематические проверки проводят все органы финансового контроля. Они проводятся не регулярно и оформляются справками или докладными записками.
Круг вопросов, которые изучаются тематической проверкой, неограничен. Это может быть: правильность начисления заработной платы и удержаний из нее; порядок списания основных средств; проверка правильности списания затрат на себестоимость продукции и т.д.
Кроме этого в рамках контроля может проводится обследование, которое охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организации, но в отличие от проверки — по более широкому кругу показателей.
Экономический анализ - это оценка финансово-хозяйственной деятельности объекта. Его целью является выявление причин тех или иных результатов деятельности и на этой основе обоснование путей и факторов улучшения экономического положения. Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями (для этого на ряде предприятий создаются бюро экономического анализа), так и внешними органами контроля - финансовыми, банковскими органами, вышестоящими ведомственными органами - министерствами, управлениями, объединениями.
Таким образом, экономический анализ подразделяется на: внутрихозяйственный и внешний.
Комплексным методом последующею контроля является ревизия. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всей финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.
При ревизии широко используются первичные документы, данные первичного учета. Ревизии могут быть: полные или частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; сплошной и выборочные. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности. По организационным формам ревизии и проверки могут быть: индивидуальными, которые проводятся одним проверяющим; бригадными, в ней участвуют несколько проверяющих, один из которых является бригадиром. Ревизия и проверка проводятся на основании рабочего плана, в котором отражаются проверяемые вопросы.
С целью выявления нарушений в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов применяются различные методы: формальный метод; метод фактической проверки; метод встречной проверки; корреспондирующей метод; аналитически-нормативный метод: метод изучения законности финансово-хозяйственных операций. Раскроем содержание названных методов.
Формальный метод - его содержание состоит в контроле за правильностью оформления документа (например, при выписке накладной: соблюдена ли установленная форма; наличие подписей на отпуск и прием товара; наличие печатей объекта отпустившего товар и - принявшего товар; наличие отметки склада; заполнены ли все реквизиты; наличие исправлений и подчисток и т.д.).
Метод фактической проверки заключается в проверке сохранности материальных ценностей.
Метод встречной проверки проводится с целью установления достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров, клиентов, участвующих в совершении этой операции.
Корреспондирующий метод заключается в сопоставлении одной и той же операции, которая отражена в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате сопоставления не выходит одна и та же цифра, значит на лицо нарушения, злоупотребления.
Аналитически-нормативный метод состоит в контроле за выполнением установленных норм и нормативов (проведение контрольных замеров, проверка фактически выполненных работ, затраченного времени, контроль выпущенной продукции и т. д.).
Метод изучения законности финансово-хозяйственной операции - он заключается в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Нередко финансово-хозяйственная операция проверенная другими методами является достоверной и правильной, вместе с тем она является незаконной.
На основании систематизированного материала составляется акт. В акте отражается перечень допущенных нарушений финансово-хозяйственной деятельности, выводы и предложения, рекомендации по устранению выявленных нарушений. На основе акта принимаются соответствующими органами и должностными лицами меры к виновным.
В практике финансового контроля используется координация контроля различных контролирующих субъектов в плане согласования планов проверок и ревизий и их совместное проведение.
3. Развитие финансового контроля в условиях перехода к рынку
Финансовый контроль элемент управления существует с момента возникновения финансовых отношений. Достаточно высокий уровень развития финансовый контроль получил на территории Республики Беларусь в советский период, где в условиях государственной собственности осуществлялся всесторонний контроль за процессами в экономике и финансах. Начало переходного периода было связано с ослаблением финансового контроля, ликвидацией ряда контролирующих органов. Практика показала, что и в переходный период и в условиях рынка экономика в целом и отдельные предприятия передаются в финансовом контроле.
Для повышения эффективности и действенности финансового контроля необходимо: укрепление государственного контроля; развитие аудиторского контроля; компьютеризация труда специалистов различных контролирующих органов; координация деятельности всех органов контроля; разработка методической базы контроля с учетом особенностей объектов контроля (форма собственности, вид деятельности). В связи с вышеуказанными направлениями в Республике Беларусь осуществляется работа по совершенствованию финансового контроля, создаются новые или реорганизуются контролирующие органы.
Одним из важнейших направлений совершенствования финансового контроля является развитие аудиторской деятельности. Аудит является необходимым элементом рыночной инфраструктуры. История развития аудита берет свое начало в середине XIX века, когда появились первые бухгалтеры-аудиторы.
В Республике Беларусь этот новый вид финансового контроля появился в конце 80-х – начале 90-х годов и связан с развитием рыночных отношений в стране.
Финансовый аудит представляет собой независимую деятельность уполномоченных на то организаций специалистов по проведению экспертизы и анализа финансовой отчетности, по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью, по оказанию других видов услуг субъектам хозяйствования по их нарушению и за их счет.
Задачи аудита сходны с задачами государственного контроля: определить достоверность проверяемой информации, соответствие совершенных хозяйственных операций действующему законодательству. Вместе с тем имеются и отличия аудита от государственного контроля, осуществляемого в форме финансово-хозяйственной деятельности.
Основные отличия следующие:
1) аудиторская деятельность направлена на повышение эффективности деятельности предприятия, на обеспечение его платежеспособности, на предотвращение нарушений законодательства во избежание финансовых и экономических санкций, т. е. на защиту интересов клиентов. Ревизионная деятельность в первую очередь защищает интересы государства, обеспечивает соблюдение субъектами хозяйствования законодательства, нормативных актов с применением к нарушителям различных мер воздействия;
2) связи между проверяющей организацией и объектом контроля при аудите — горизонтальные, добровольные, на договорной основе, при проведении ревизий — вертикальные, в порядке административного назначения;
3) аудиторские услуги оплачивает клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизии оплачиваются вышестоящим органом или государством;
4) аудитор и ревизор могут проводить проверки выборочным методом. При обнаружении нарушений аудитор имеет право ограничиться выборочной проверкой и предоставить возможность самому клиенту исправить ошибки за весь период. Ревизор в данной ситуации должен провести сплошную проверку за весь проверяемый период для определения размера ущерба, установления виновных лиц;
5) эффективность аудиторской проверки определяется клиентом как соотношение затрат на аудит и результатов аудиторской проверки. Эффективность ревизии определяет соответствующий контролирующий орган. Количественно эффективность выражается размерами допричислений в бюджет налогов, других поступлений, величиной восстановленных виновными сумм растрат, хищений, потерь от бесхозяйственности;
6) результаты аудиторской проверки отражаются в аудиторском заключении и рекомендациях для клиента. По результатам ревизии составляется акт, содержащий организационные выводы, взыскания, обязательные указания, выполнение которых впоследствии контролируется;
7) аудиторы обязаны обеспечить конфиденциальность полученной информации и результатов аудита, ревизоры имеют право предать их гласности.
В Республике Беларусь аудиторская деятельность регулируется Законом «Об аудиторской деятельности».
Развитие аудита, как самостоятельной организационной формы финансового контроля, как элемента рыночной экономики является объективным процессом. Этот процесс получает свое дальнейшее развитие, так как для этого имеются объективные причины взаимная заинтересованность, в этом процессе и государства, и объектов хозяйствования и аудиторов. Уровень развития аудита будет свидетельствовать об уровне развития рыночных отношений в стане.
ТЕМА 10: Финансы предприятий и организаций материального производства
1. Содержание финансов предприятий материального производства и принципы их организации.
2. Влияние форм собственности и отраслевых особенностей на организацию финансов сферы материального производства.
1. Содержание финансов предприятий материального производства и принципы их организации
К сфере материального производства относятся отрасли народного хозяйства, виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением процесса производства в сфере обращения. Виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу, здесь результат труда выступает в виде оказания различного рода услуг. Критериями разграничения отраслей народного хозяйства и предприятий входящих в них на две названные сферы является их отношение к процессу создания материальных благ и результаты труда.