7.
Межбюдж отношения
Дотация — это
средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной системы
на безвозмездной и безвозвратной
основах для покрытия текущих
расходов.
Субвенция —
это средства, предоставляемые бюджету
другого уровня бюджетной системы
или юридическому лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах для осуществления
целевых расходов.
В соответствии
со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае
нецелевого использования субвенций и
субсидий и нарушения сроков их использования
сумма их может быть востребована органами
власти, выдавшим эти средства.
Субсидия —
это бюджетные средства, передаваемые
бюджету другого уровня, юридическому
или физическому лицам на условиях
долевого финансирования целевых расходов.
Нужно отметить,
что дотация, субвенция и субсидия
как методы наделения финансовыми ресурсами
территориальных бюджетов несовершенны.
Эти источники бюджетов лишены стимулирующих
свойств, они создают у местных администраций
иждивенческое настроение. Такая практика
передачи средств не способствует развитию
хозяйственной инициативы местных администраций,
снижает их воздействие на экономические
процессы на территории и уменьшает на
этой основе возможности перевыполнения
доходной части их бюджетов, ослабляет
финансовый контроль.
Бюдж кредиты
Бюдж ссуды
Трансферты - на обязательные
выплаты типа пенсий
8.
Фед бюдж.
Доходы налоговые
и не. Заемные
Расходы
Президент, суды, Международная
деят, Оборона(самое большое 30), наука,
транспорт, атомная энерг, ЧС, космос, фдеральн
собствен, гос долг, поддержка субъектов.
9.
бюджет процесс
совокупность действий
законодат и исполн вл. по разработке и
осуществл бюджет политики
Участниками бюджетного
процесса РФ согласно п. 1 статьи 152 БК РФ
являются:
- Президент
Российской Федерации;
- высшее
должностное лицо субъекта
Российской Федерации,
глава муниципального образования;
- законодательные
(представительные) органы государственной
власти и представительные органы местного
самоуправления (далее - законодательные
(представительные) органы);
- исполнительные
органы государственной власти (исполнительно-распорядительные
органы муниципальных образований);
- Центральный
банк Российской Федерации;
- органы государственного
(муниципального) финансового контроля;
- органы управления
государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители
(распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы
(администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы
(администраторы) источников финансирования
дефицита бюджета;
- получатели
бюджетных средств.
Выделяют следующие
стадии бюджетного процесса 3 года:
- составление
проектов бюджетов – подготовка экономического
обоснования доходов и расходов бюджета;
утверждение проектов бюджетов – принятие
нормативно—правовых актов о бюджете
соответствующего уровня на очередной
финансовый год; (прав-во. прогнозирует
и создает проект, законод решает)
- исполнение
бюджетов – получение доходов бюджета
и распределение бюджетных средств в соответствии
с нормативно—правовым актом о бюджете;
- контроль
за исполнением бюджетов и отчет об исполнении
бюджетов – текущий контроль за использованием
бюджетных средств в процессе исполнения
бюджета и подведение итогов исполнения
бюджета по окончании финансового года.
Госуда́рственный
внебюдже́тный фонд — фонд денежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета
и бюджетов субъектов
Российской Федерации
и предназначенный для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное
страхование,
социальное обеспечение в случае безработицы,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным
кодексом
России, а также иными законодательными
актами, включая законы о бюджете Российской
Федерации на соответствующий год.
В России действуют
следующие государственные внебюджетные
фонды:
- Пенсионный
фонд Российской Федерации;
- Фонд
социального страхования
Российской Федерации;
- Федеральный
фонд обязательного
медицинского страхования.
В современных
условиях внебюджетные фонды выступают
механизмом перераспределения национального
дохода, а иногда и части общественного
продукта с целью защиты интересов
отдельных социальных групп населения,
решения конкретных задач экономического
характера.
Внебюджетные
фонды создаются двумя путями:
1) выделение из бюджета определенных,
особо значимых расходов с соответствующими
бюджетными источниками финансирования;
2) формирование фондов с собственными
источниками доходов.
Источниками формирования
внебюджетных фондов являются'
• специальные налоги и сборы;
• бюджетные
средства. Эти средства переводятся
во внебюджетные фонды в виде субсидий
и субвенций либо в форме отчислений
от налоговых доходов;
• заемные средства,
привлекаемые для решения конкретных
задач.
Внебюджетные
фонды классифицируются: по правовому
положению; по целям использования
(это наиболее распространенные признаки
классификации).
По правовому
положению фонды делятся на государственные
и местные. Государственные внебюджетные
фонды находятся в распоряжении
государственных органов власти
(федеральных, субъектов Федерации),
местные — в распоряжении органов
местного самоуправления.
11.
Пенс. фонд.
Как государственный
внебюджетный фонд
Российской Федерации, ПФР создан для
государственного управления средствами
пенсионной системы и обеспечения прав
граждан РФ на пенсионное обеспечение.
Бюджет ПФР утверждается Государственной
Думой Федерального Собрания РФ отдельным
законом вместе с принятием Федерального
бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России
составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по
расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше
40 млн пенсионеров[3] и социальные выплаты для
20 млн льготников, ведет персонифицированный
учет пенсионных прав застрахованных
лиц[4] — для свыше 128 млн граждан
России.
Среди социально
значимых функций Пенсионного фонда
России[2]:
- назначение
и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
- учет страховых
средств, поступающих по обязательному
пенсионному страхованию;
- назначение
и реализация социальных выплат отдельным
категориям граждан: ветеранам, инвалидам,
инвалидам вследствие военной травмы,
Героям Советского Союза, Героям Российской
Федерации и т. д.;
- персонифицированный
учет участников системы обязательного
пенсионного страхования;
- взаимодействие
со страхователями (работодателями — плательщиками
страховых пенсионных взносов), взыскание
недоимки;
- выдача сертификатов
на получение материнского капитала;
- выплата средств
материнского капитала;
- управление
средствами пенсионной системы;
- реализация
Программы государственного софинансирования
добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ
от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча
на тысячу»);
- с 2010 года —
администрирование страховых средств,
поступающих по обязательному пенсионному
страхованию и обязательному медицинскому
страхованию;
- с 2010 года —
установление федеральной социальной
доплаты к социальным пенсиям, в целях
доведения совокупного дохода пенсионера
до величины прожиточного минимума пенсионера.
12.
Фонд соц страхования
Фонд
социального страхования
Российской Федерации (ФСС РФ) — один
из государственных
внебюджетных фондов,
созданный для обеспечения обязательного
социального страхования граждан России.
Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением
Совета Министров РСФСР и Федерации
независимых профсоюзов
РСФСР № 600/9-3
от 25 декабря 1990 г.
Деятельность
фонда регулируется Бюджетным
кодексом
Российской Федерации и федеральным законом
«Об основах обязательного социального
страхования», а также иными законодательными
и нормативными актами.
- выплата пособий
по обязательному социальному страхованию,
в том числе оплата пособий по временной
нетрудоспособности («больничных»)
- обеспечение
льготных категорий граждан путёвками
на санаторно-курортное лечение
- обеспечение
инвалидов техническими
средствами реабилитации
и протезами
- оплата пособий
по беременности и родам,
пособий при рождении ребёнка, пособий
по уходу за ребёнком до достижения им
возраста полутора лет
- оплата родовых
сертификатов
- доплата (25 %)
за первичную медико-санитарную помощь
работающим гражданам
- доплата за
диспансеризацию работающих граждан
- оплата дополнительных
медицинских осмотров работающих граждан,
занятых на работах с вредными и опасными
факторами
- оплата (полная
или частичная) для детей застрахованных
граждан стоимости путевок в расположенные
на территории Российской Федерации санаторно-курортные
и оздоровительные организации, открытые
в установленном порядке (в том числе в учреждения
отдыха и оздоровления
детей)
- и др.
13.
Фонд обяз мед страх
Федеральный
фонд обязательного
медицинского страхования (ФФОМС) —
один из государственных
внебюджетных фондов,
созданный для финансирования медицинского
обслуживания граждан России. Создан 24
февраля 1993
года постановлением Верховного
Совета РФ
№ 4543-I.
Деятельность
фонда регулируется Бюджетным кодексом
Российской Федерации и федеральным
законом «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»,
а также иными законодательными
и нормативными актами. Положение
о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г.,
а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав
Фонда.
В целях
выполнения основных задач Федеральный
фонд ОМС:
- осуществляет
выравнивание финансовых условий деятельности
территориальных фондов обязательного
медицинского страхования;
- разрабатывает
и в установленном порядке вносит предложения
о размере взносов на обязательное медицинское
страхование;
- осуществляет
в соответствии с установленным порядком
аккумулирование финансовых средств Федерального
фонда ОМС;
- выделяет
в установленном порядке средства территориальным
фондам обязательного медицинского страхования,
в том числе на безвозвратной и возвратной
основе, для выполнения территориальных
программ обязательного медицинского
страхования;
- осуществляет
совместно с территориальными фондами
ОМС и органами Государственной налоговой
службы Российской Федерации контроль
за своевременным и полным перечислением
страховых взносов (отчислений) в фонды
обязательного медицинского страхования;
- осуществляет
совместно с территориальными фондами
ОМС контроль за рациональным использованием
финансовых средств в системе обязательного
медицинского страхования, в том числе
путем проведения соответствующих ревизий
и целевых проверок;
- осуществляет
в пределах своей компетенции организационно-методическую
деятельность по обеспечению функционирования
системы обязательного медицинского страхования;
- вносит в
установленном порядке предложения по
совершенствованию законодательных и
иных нормативных правовых актов по вопросам
обязательного медицинского страхования;
- участвует
в разработке базовой программы обязательного
медицинского страхования граждан;
- осуществляет
сбор и анализ информации, в том числе
о финансовых средствах системы обязательного
медицинского страхования, и представляет
соответствующие материалы в Правительство
Российской Федерации;
- организует
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, подготовку специалистов
для системы обязательного медицинского
страхования;
- изучает и
обобщает практику применения нормативных
правовых актов по вопросам обязательного
медицинского страхования;
- обеспечивает
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, организацию научно-исследовательских
работ в области обязательного медицинского
страхования;
- участвует
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации, в международном
сотрудничестве по вопросам обязательного
медицинского страхования;
- ежегодно
в установленном порядке представляет
в Правительство Российской Федерации
проекты федеральных законов об утверждении
бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на соответствующий
год и о его исполнении.