Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы и кредит".
1. Сущность и функци финансов
Понятие “финансы”
неразрывно связано с деньгами и
товарно-денежными отношениями. В
условиях товарно-денежных отношений
происходит непрерывный процесс
движения денег, переход их от одного
владельца к другому.
Финансы (фр. finance от ср.-лат. financia) в переводе
означает наличность, доход; в широком
смысле — денежные средства, денежные
обороты.
Очевидно, поэтому понятие “финансы”
зачастую отождествляют с понятием “деньги”.
Однако это два различных, но взаимосвязанных
понятия. Финансы существенно отличаются
от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям.
Деньги — это товар особого рода, стихийно
выделившийся в общей массе товаров. Его
особенность состоит в том, что он по сути
представляет собой всеобщий эквивалент,
с помощью которого измеряются затраты
труда ассоциированных товаропроизводителей.
Главное назначение денег выражается
в их функциях. На современном этапе деньги
выполняют пять функций: меры стоимости;
средства обращения; средства платежа;
средства образования накоплений и сбережений;
мировых денег.
Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом,
то финансы — это экономический инструмент
распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта (ВВП) и национального
дохода, орудие контроля за образованием
и использованием фондов денежных средств.
Главное назначение финансов состоит
в том, чтобы путем создания денежных доходов
и фондов обеспечить не только потребности
государства и предприятий в денежных
средствах, но и контроль за расходованием
финансовых ресурсов.
Финансы — это не сами денежные средства,
а отношения между людьми по поводу образования,
распределения и использования фондов
денежных средств. Финансы непосредственно
связаны с функционированием общественных
экономических отношений в процессе перераспределения
и использования централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
Совокупность денежных отношений, возникающих
в связи с движением средств денежных
фондов, образует финансовые отношения.
2. Фин ресурсы
Финансовые ресурсы
государства — это совокупность
всех денежных средств, которыми располагает
государство, его предприятия, организации,
учреждения как хозяйствующие субъекты
для покрытия своих затрат.
Понятие “финансовые ресурсы” в РСФСР
было введено при составлении первого
пятилетнего плана страны, в состав которого
входил баланс финансовых ресурсов.
В теории и на практике финансовые ресурсы
подразделяются на централизованные фонды
(государственный бюджет, внебюджетные
фонды) и децентрализованные финансовые
ресурсы (денежные фонды предприятий).
Выделяют также финансовые ресурсы государства,
регионов, предприятий.
Первым и основным источником формирования
централизованных финансовых ресурсов
(централизованных фондов) на общегосударственном
уровне (макроуровне) является национальный
доход. На основе распределения и перераспределения
национального дохода создаются централизованные
фонды денежных средств.
Часть национального дохода формируется
и остается в распоряжении предприятий,
т. е. создаются децентрализованные ресурсы
на микроуровне, которые используются
на затраты производства на предприятиях.
Таким образом, финансовые ресурсы государства
-V- это фонды денежных средств, находящиеся
в распоряжении государства, предприятий,
организаций и населения и предназначенные
для обеспечения расширенного воспроизводства
и общегосударственных потребностей.
Основным источником финансовых ресурсов
являются национальный доход, прибыль
организаций независимо от форм собственности,
амортизационный фонд, страховые фонды.
Использование финансовых ресурсов осуществляется
в основном через денежные фонды специального
назначения, хотя возможна и нефондовая
форма их использования.
Финансовые фонды — составная часть общей
системы денежных фондов, функционирующих
в народном хозяйстве. Фондовая форма
использования финансовых ресурсов обладает
некоторыми преимуществами: обеспечивает
концентрацию ресурсов на основных направлениях
развития экономики, дает возможность
полнее увязать общественные и личные
интересы и активнее воздействовать на
производство.
Финансовые ресурсы государства и предприятий
являются непосредственными объектами
управления финансами, т. е. управления
их формированием, использованием и движением
денежных потоков.
5.
Основы бюджетного устройства
Российской Федерации
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
• федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• бюджетов субъектов
Российской Федерации (региональных бюджетов)
и бюджетов территориальных
• местных бюджетов.
Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).
Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис. 2.1.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджета субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджета.
Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации следующие:
• единство бюджетной системы;
• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
• самостоятельность бюджетов разных уровней;
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированность бюджета;
• эффективность и экономность использования бюджетных средств;
• общее покрытие расходов бюджета;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
1. Единство бюджетной
системы означает единство
2. Разграничение
доходов и расходов между
3. Важнейшим
является принцип
1) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) законодательное
закрепление регулирующих
4) право органов
государственной власти и
5) право органов
государственной власти и
6) недопустимость
изъятия доходов,
4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Сбалансированность
бюджета — каждый бюджет
6. Эффективность
и экономность использования
бюджетных средств означает, что
при составлении и исполнении
бюджетов органы власти и
7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
8. Гласность
— это обязательное
9. Достоверность
бюджета означает надежность
показателей прогноза
10. Адресность
и целевой характер бюджетных
средств — бюджетные средства
выделяются в распоряжение
6.
Сущность финансово-бюджетного
федерализма
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;
4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
5) самостоятельности
и равноправии каждого бюджета,
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия
всех уровней власти по
2) передача расходов
с бюджетов верхнего уровня
на бюджеты нижнего уровня
должна быть полностью
3) должны быть
устранены встречные
4) следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.
С этой целью следует:
• более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
• фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;
• создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в формировании территориальных бюджетов;
• создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
• внедрить в
практику формирования территориальных
бюджетов нормативно-расчетные методы,
основанные на разработке исполнительными
органами власти и утверждении представительными
органами власти минимальных государственных
социальных стандартов, социальных и финансовых
норм.