Шпаргалка по "Финансам и кредитам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 21:53, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы и кредит".

Работа содержит 1 файл

Финансы и кредит.docx

— 309.87 Кб (Скачать)

1. Сущность и функци финансов

Понятие “финансы”  неразрывно связано с деньгами и  товарно-денежными отношениями. В  условиях товарно-денежных отношений  происходит непрерывный процесс  движения денег, переход их от одного владельца к другому. 
Финансы (фр. finance от ср.-лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты. 
Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. 
Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. 
Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег. 
Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. 
Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. 
Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 
Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.
 

2. Фин ресурсы

Финансовые ресурсы  государства — это совокупность всех денежных средств, которыми располагает  государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат. 
Понятие “финансовые ресурсы” в РСФСР было введено при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. 
В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы государства, регионов, предприятий. 
Первым и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне (макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды денежных средств. 
Часть национального дохода формируется и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на микроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях. 
Таким образом, финансовые ресурсы государства -V- это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды. 
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. 
Финансовые фонды — составная часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. 
Финансовые ресурсы государства и предприятий являются непосредственными объектами управления финансами, т. е. управления их формированием, использованием и движением денежных потоков.
 

5. Основы бюджетного устройства Российской Федерации 

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным  устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132) и  Бюджетным кодексом РФ (статья 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

• федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

• бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

• местных бюджетов.

Бюджетная система  Российской Федерации включает: федеральный  бюджет, 21 республиканский бюджет республик  в составе РФ, 55 краевых и областных  бюджетов и бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной  бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджета).

Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует рис. 2.1.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т. е. бюджета субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджета.

Принципы функционирования бюджетной системы Российской Федерации  следующие:

•               единство бюджетной системы;

•               разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

•               самостоятельность бюджетов разных уровней;

•               полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

•               сбалансированность бюджета;

•               эффективность и экономность использования бюджетных средств;

•               общее покрытие расходов бюджета;

•               гласность;

•               достоверность бюджета;

•               адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

1. Единство бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, принципов бюджетного  процесса, санкций за нарушения  бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

2. Разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации — это закрепление  (полностью или частично) соответствующих  видов доходов и полномочий  по осуществлению расходов за  органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Важнейшим  является принцип самостоятельности  всех бюджетов:

1) право законодательных  (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных  источников доходов бюджетов  каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

5) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

6) недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность  бюджета — каждый бюджет должен  быть сбалансирован, т. е. объем  предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность  и экономность использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов органы власти и получатели  бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Общее покрытие  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность  — это обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных  бюджетов и отчетов об их  исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность  бюджета означает надежность  показателей прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета

10. Адресность  и целевой характер бюджетных  средств — бюджетные средства  выделяются в распоряжение конкретных  получателей бюджетных средств  с обозначением направления их  на финансирование конкретных  целей. 

6. Сущность финансово-бюджетного  федерализма 

Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и  субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Финансово-бюджетный  федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный  федерализм реализуется главным  образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств.

Финансово-бюджетный  федерализм базируется на следующих основных принципах:

1) законодательном  разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельности  и равноправии каждого бюджета,  входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:

1) полномочия  всех уровней власти по расходам  должны полностью соответствовать  имеющимся у них полномочиям  по доходам;

2) передача расходов  с бюджетов верхнего уровня  на бюджеты нижнего уровня  должна быть полностью компенсирована  одновременно передаваемыми доходами;

3) должны быть  устранены встречные финансовые  потоки, когда доходы, создаваемые  на территории, изымаются в бюджет  вышестоящего уровня, а затем  в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются вниз;

4) следует максимально  сократить использование такой  формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.

С этой целью  следует:

• более четко  разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;

• фиксировать  в федеральных и региональных законодательных актах согласованные пропорции в совместных налогах;

• создать более  эффективный механизм корректировки  диспропорций в формировании территориальных бюджетов;

• создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;

• внедрить в  практику формирования территориальных  бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными  органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. 

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредитам"