Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:43, автореферат
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в выработке теоретических подходов, научно-практических предложений и рекомендаций по устойчивому развитию и совершенствованию рынка корпоративных ценных бумаг Казахстана.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
– определить набор теоретических подходов, методов и методик в качестве теоретически обоснованного и эвристически продуктивного инструментария, позволяющего решать задачи настоящего исследования;
– углубить теоретические представления о ценных бумагах и рынках их обращения;
– определить функции рынка корпоративных ценных бумаг, исходя из функций фондового рын
В
результате общее количество АО на 01.01.2010
года с действующими выпусками акций составило
2196 организаций (таблица 3).
Таблица
3 – Данные о количестве АО с действующими
выпусками акций
Наименование | 01.01.09 | 01.04.09 | 01.07.09 | 01.10.09 | 01.01.10 |
Количество выпусков акций | 2 240 | 2 098 | 2 231 | 2 206 | 2 196 |
Количество АО | 2 240 | 2 098 | 2 231 | 2 206 | 2 196 |
Примечание: составлено автором по данным АФН. |
В течение 2009 года зарегистрировано 89 выпусков негосударственных облигаций с общим объемом 3 356,7 млрд. тенге (таблица 4).
Таблица
4 – Зарегистрированные выпуски корпоративных
(негосу-дарственных) облигаций
Наименование | 2008 г. | 2009 г. |
Количество зарегистрированных выпусков облигаций | 82 | 89 |
Объем зарегистрированных выпусков облигаций, млрд. тн | 731,2 | 3 356,7 |
Примечание: составлено автором по данным АФН. |
Всего по состоянию на 01.01.2010 года количество действующих выпусков облигаций составило 395 с суммарной номинальной стоимостью 5 216,3 млрд. тенге, из которых 30 выпусков включено в категорию «долговые ценные бумаги с рейтинговой оценкой» официального списка KASE, 177 выпусков – в категорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки первой подкатегории», 30 выпусков – в категорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки второй подкатегории» и 78 выпусков – в категорию «буферная категория». Вместе с тем, за отчетный год зарегистрировано 7 облигационных программ с объемом выпуска в 1 563,4 млрд. тенге.
Основным индикатором состояния фондового рынка в Казахстане является организованный рынок, представленный KASE. Основной удельный вес ценных бумаг, допущенных к обращению на KASE, приходится на долговые ценные бумаги – 57,0% (315 выпусков). По сектору ГЦБ – 24,8% (137 выпусков), по сектору акции – 17,7% (98 выпусков) по секторам ценные бумаги инвестиционных фондов и МФО – 0,3% (2 выпуска) и 0,2% (1 выпуск) соответственно (таблица 5).
По
состоянию на 01.01.2010 г. общая капитализация
рынка негосудар-ственных ценных бумаг,
включенных в официальный список KASE, составила
11 650,9 млрд. тенге, которые по облигациям
за 2009 г. увеличились в 2 раза (с 1 520,8 млрд.
тенге на 01.01.2009 г. до 3 141,7 млрд. тенге на
01.01.2010 г.), по акциям – в 2,3 раза (с 3 756,2 млрд.
тенге на 01.01.2009 г. до 8 506,2 млрд. тенге на
01.01.2010 г.).
Таблица
5 – Ценные бумаги, допущенные к торгам
на KASE
|
Однако, как бы это не показалось парадоксальным, перспективы развития отечественного рынка ценных бумаг связаны с необходимостью решения главной проблемы экономического роста в ближайшие годы – вероятного резкого снижения вклада внешнего фактора в упомянутый прирост. В ближайшие годы, даже при благоприятном варианте, высокие цены на нефть и увеличение экспорта сырья не смогут обеспечить устойчивого прироста ВВП, а в случае неблагоприятного варианта внешнее влияние станет отрицательным. Таким образом, позитивные тенденции в развитии отечественной экономики в ближайшей перспективе должны будут обеспечиваться повышением конкурентоспособности компаний несырьевого сектора. Соответственно, если требуется удержаться на уровне 7%-ного роста, что соответствует задачам удвоению ВВП за 10 лет, то и конкурентоспособность должна быть удвоена. В этом и состоит, на наш взгляд, цель и смысл структурной перестройки казахстанской экономики.
В этой ситуации значительную роль приобретают макроэкономические факторы регулирования фондового рынка, учитывающие как состояние национальной экономической системы, так и ведущие тенденции мировых финансовых рынков. Можно сказать, что основные параметры эффективности функционирования фондового рынка в решающей степени будут определяться характером, структурой и динамикой инвестиционных процессов, направленных на реальный сектор экономики.
В
последнее время крупные
Однако выпуск облигаций на внутреннем рынке был и остается самым распространенным способом привлечь ресурсы и заявить о себе. Часто выпуск облигаций на внутреннем рынке предшествует выпуску еврооблигаций и/или подготовке первичного размещения акций. Привлечение средств на фондовых рынках не только открывает новые возможности для эмитентов расширить ресурсную базу и для участников рынка получить доходы, но и делает весь рынок более прозрачным и понятным для всех его участников.
Предлагаемый механизм регистрации проспекта эмиссии, сроки выпуска ценных бумаг на рынок и регистрации отчета об итогах выпуска делают эмиссии «коротких бумаг» трудноосуществимыми. Представляется, что изменение действующего порядка, согласно которому должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска, и лишь затем может начаться их вторичное обра-щение, предоставляющее эмитентам возможность оперативного управления долгом за счет постепенного размещения облигаций отдельными траншами. Эффективному обращению ценных бумаг мешает и запрет их вторичной продажи до регистрации итогов размещения в регулирующих органах.
Упрощение порядка регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг возможно за счет введения в практику программы облигационных займов, позволяющих исключить регистрацию каждого выпуска. Проспект эмиссии необходимо будет регистрировать вначале и при внесении в него существенных изменений. Важным при реализации таких программ должен стать выбор срока с момента принятия советом директоров решения о выпуске облигаций до начала их размещения.
Одновременно с совершенствованием нормативного регулирования, активное стимулирование государством выхода компаний-эмитентов на рынок ценных бумаг, на наш взгляд, должно так же осуществляться с помощью мер, сочетающих методы как экономического, так и административного воздействия.
Представляется существенным, что стимулирование компаний-эмитентов ценных бумаг может иметь дифференцированный характер по отношению к компаниям с участием государства в уставном капитале и частным компаниям. Необходим поиск форм бюджетного стимулирования инвестиционной активности предприятий в регионах Казахстана, с целью создания прецедентов по содействию местных органов государственной власти выходу компаний-эмитентов на рынок ценных бумаг.
В этом отношении представляет практический интерес развитие меха-низмов государственно-частного партнерства (ГЧП) путем выпуска облигаций с гарантией государства, предложенный в качестве одного из приоритетных направлений для решения вопроса по расширению спектра предлагаемых финансовых инструментов в целях увеличения возможностей для инвес-тирования в Концепции развития финансового сектора РК на 2007–2011 гг.
Рассматривая
государственные меры по стимулированию
выпуска и обращения ценных бумаг,
следует отметить позитивные изменения
в обновленном налоговом
С другой стороны, необходимы и мероприятия, упрощающие доступ к фондовым инструментам частных инвесторов. Неслучайно, как свидетельст-вует практика размещения ценных бумаг АО «Казахтелеком» и других эми-тентов, что население и, в первую очередь, работники предприятий кредитуют свои компании добровольно. И уже сегодня, в соответствии с действующим законодательством права владельцев корпоративных облигаций защищены на достаточном уровне. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно создание фондовых центров для населения в каждом регионе Казахстана (для начала хотя бы в областных центрах). Основной целью их создания должно быть формирование комплекса правовых, организационных, информационных, технических и иных условий, направленных на вовлечение средств граждан на цели инвестирования корпоративного сектора ценных бумаг. Среди основных функций таких центров необходимо выделить следующие: формирование правовой культуры и грамотности населения в вопросах функционирования рынка ценных бумаг; формирование системы свободного доступа граждан к информации, подлежащей раскрытию эмитентом и другими участниками рынка; создание организационно-технических условий для удобного доступа граждан к рынку ценных бумаг.
Среди основных тенденций, преобладающих на казахстанском фондо-вом рынке, необходимо отметить интенсивное развитие доверительного управления, которому способствует проведенная государством пенсионная реформа. Привлечение частных управляющих компаний к размещению пенсионных накоплений граждан побудило участников рынка активи-зировать усилия по доступу к этим денежным потокам.
Так, к примеру, по данным АО «Казкоммерц Секьюритиз», процентные ставки по привлечению финансовых ресурсов выглядят следующим образом:
– по корпоративным облигациям – от 8 до 10,5% годовых;
– по кредитам – от 12 до 16 % годовых.
Анализируя обстановку на рынке, представляется возможным утверждать, что узкопрофильным его участникам все сложнее выжить в нынешних рамках ведения бизнеса. Выход видится на путях разветвления и укрупнения бизнеса, организации новых направлений инвестиционной деятельности. Многие традиционно брокерские компании развивают корпоративные финансы, оказывают консалтинговые услуги, создают управляющие компании, ряд крупнейших операторов рынка уже имеют дочерние страховые компании. Распространяется и практика непосредст-венного слияния бизнеса профессиональных участников.