Рынок корпоративных ценных бумаг в Казахстане: генезис, состояние и стратегические альтернативы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:43, автореферат

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в выработке теоретических подходов, научно-практических предложений и рекомендаций по устойчивому развитию и совершенствованию рынка корпоративных ценных бумаг Казахстана.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
– определить набор теоретических подходов, методов и методик в качестве теоретически обоснованного и эвристически продуктивного инструментария, позволяющего решать задачи настоящего исследования;
– углубить теоретические представления о ценных бумагах и рынках их обращения;
– определить функции рынка корпоративных ценных бумаг, исходя из функций фондового рын

Работа содержит 1 файл

Koshkarbaev.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

    В результате общее количество АО на 01.01.2010 года с действующими выпусками акций составило 2196 организаций (таблица 3). 

Таблица 3 – Данные о количестве АО с действующими выпусками акций 

Наименование 01.01.09 01.04.09 01.07.09 01.10.09 01.01.10
Количество выпусков акций 2 240 2 098 2 231 2 206 2 196
Количество АО 2 240 2 098 2 231 2 206 2 196
Примечание: составлено автором по данным АФН.

    В течение 2009 года зарегистрировано 89 выпусков негосударственных облигаций с общим объемом 3 356,7 млрд. тенге (таблица 4).

Таблица 4 – Зарегистрированные выпуски корпоративных (негосу-дарственных) облигаций  

Наименование 2008 г. 2009 г.
Количество зарегистрированных выпусков облигаций 82 89
Объем зарегистрированных выпусков облигаций, млрд. тн 731,2 3 356,7
Примечание: составлено автором по данным АФН.
 

    Всего по состоянию на 01.01.2010 года количество действующих выпусков облигаций составило 395 с суммарной номинальной стоимостью     5 216,3 млрд. тенге, из которых 30 выпусков включено в категорию «долговые ценные бумаги с рейтинговой оценкой» официального списка KASE, 177 выпусков – в категорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки первой подкатегории», 30 выпусков – в категорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки второй подкатегории» и 78 выпусков – в категорию «буферная категория». Вместе с тем, за отчетный год зарегистрировано 7 облигационных программ с объемом выпуска в 1 563,4 млрд. тенге.

    Основным индикатором состояния фондового рынка в Казахстане является организованный рынок, представленный KASE. Основной удельный вес ценных бумаг, допущенных к обращению на KASE, приходится на долговые ценные бумаги – 57,0% (315 выпусков). По сектору ГЦБ – 24,8% (137 выпусков), по сектору акции – 17,7% (98 выпусков) по секторам ценные бумаги инвестиционных фондов и МФО – 0,3% (2 выпуска) и 0,2% (1 выпуск) соответственно (таблица 5).

    По состоянию на 01.01.2010 г. общая капитализация рынка негосудар-ственных ценных бумаг, включенных в официальный список KASE, составила 11 650,9 млрд. тенге, которые по облигациям за 2009 г. увеличились в 2 раза (с 1 520,8 млрд. тенге на 01.01.2009 г. до 3 141,7 млрд. тенге на 01.01.2010 г.), по акциям – в 2,3 раза (с 3 756,2 млрд. тенге на 01.01.2009 г. до 8 506,2 млрд. тенге на 01.01.2010 г.). 

Таблица 5 – Ценные бумаги, допущенные к торгам на KASE 

Наименование / Сектор 01.01.2009 г. 01.01.2010 г.
 
 
кол-во выпусков кол-во эмитентов кол-во выпусков кол-во эмитентов
«Акции»: 98 74 98 72
«Долговые ценные бумаги»: 249 96 315 91
«Ценные бумаги инвестиционных фондов» 1 1 2 2
«Ценные бумаги международных финансовых организаций»     1 1
«Государственные ценные бумаги» 89 2 137 2
Итого: 437 134 553 131
  Примечание: составлено автором по данным АФН.
 

    Однако, как бы это не показалось парадоксальным, перспективы развития отечественного рынка ценных бумаг связаны  с необходимостью решения главной проблемы экономического роста в ближайшие годы – вероятного резкого снижения вклада внешнего фактора в упомянутый прирост. В ближайшие годы, даже при благоприятном варианте, высокие цены на нефть и увеличение экспорта сырья не смогут обеспечить  устойчивого  прироста  ВВП,  а в случае  неблагоприятного варианта внешнее влияние станет отрицательным. Таким образом, позитивные тенденции в развитии отечественной экономики в ближайшей перспективе должны будут обеспечиваться повышением конкурентоспособности компаний несырьевого сектора. Соответственно, если требуется удержаться на уровне 7%-ного роста, что соответствует задачам удвоению ВВП за 10 лет, то и конкурентоспособность должна быть удвоена. В этом и состоит, на наш взгляд, цель и смысл структурной перестройки казахстанской экономики.

    В этой ситуации значительную роль приобретают макроэкономические факторы регулирования фондового рынка, учитывающие как состояние национальной экономической системы, так и ведущие тенденции мировых финансовых рынков. Можно сказать, что основные параметры эффективности функционирования фондового рынка в решающей степени будут определяться характером, структурой и динамикой инвестиционных процессов, направленных на реальный сектор экономики.

    В последнее время крупные эмитенты использовали в качестве долго-срочного финансирования первичное публичное размещение акций (IPO – «initial public offering»). Речь идет о размещениях Казахмыс, Казахголд, Разведка Добыча КазМунайГаз, Народного Банка и Казкоммерцбанка. Некоторые крупные банки и корпорации заявили в начале 2007 г. о своих планах по проведению IPO в ближайшее время и всеми специалистами ожидалось бурное развитие этого сектора отечественного рынка корпоративных ценных бумаг, но наступил финансовый кризис и не всем компаниям удалось реализовать свои задачи.

    Однако  выпуск облигаций на внутреннем рынке  был и остается самым распространенным способом привлечь ресурсы и заявить о себе. Часто выпуск облигаций на внутреннем рынке предшествует выпуску еврооблигаций и/или подготовке первичного размещения акций. Привлечение средств на фондовых рынках не только открывает новые возможности для эмитентов расширить ресурсную базу и для участников рынка получить доходы, но и делает весь рынок более прозрачным и понятным для всех его участников.

    Предлагаемый  механизм регистрации проспекта  эмиссии, сроки выпуска ценных бумаг  на рынок и регистрации отчета об итогах выпуска делают эмиссии «коротких бумаг» трудноосуществимыми. Представляется, что изменение действующего порядка, согласно которому должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска, и лишь затем может начаться их вторичное обра-щение, предоставляющее эмитентам возможность оперативного управления долгом за счет постепенного размещения облигаций отдельными траншами. Эффективному обращению ценных бумаг мешает и запрет их вторичной продажи до регистрации итогов размещения в регулирующих органах.

    Упрощение порядка регистрации проспектов эмиссии ценных бумаг возможно за счет введения в практику программы  облигационных займов, позволяющих  исключить регистрацию каждого  выпуска. Проспект эмиссии необходимо будет регистрировать вначале и при внесении в него существенных изменений. Важным при реализации таких программ должен стать выбор срока с момента принятия советом директоров решения о выпуске облигаций до начала их размещения.

    Одновременно  с совершенствованием нормативного регулирования, активное стимулирование государством выхода компаний-эмитентов на рынок ценных бумаг, на наш взгляд, должно так же осуществляться с помощью мер, сочетающих методы как экономического, так и административного воздействия.

    Представляется  существенным, что стимулирование компаний-эмитентов ценных бумаг может иметь дифференцированный характер по отношению к компаниям с участием государства в уставном капитале и частным компаниям. Необходим поиск форм бюджетного стимулирования инвестиционной активности предприятий в регионах Казахстана, с целью создания прецедентов по содействию местных органов государственной власти выходу компаний-эмитентов на рынок ценных бумаг.

    В этом отношении представляет практический интерес развитие меха-низмов государственно-частного партнерства (ГЧП) путем выпуска облигаций с гарантией государства, предложенный в качестве одного из приоритетных направлений для решения вопроса по расширению спектра предлагаемых финансовых инструментов в целях увеличения возможностей для инвес-тирования в Концепции развития финансового сектора РК на 2007–2011 гг.

    Рассматривая  государственные меры по стимулированию выпуска и обращения ценных бумаг, следует отметить позитивные изменения  в обновленном налоговом законодательстве, облегчающие положение частного инвестора. Увеличены имущественные налоговые вычеты, предусмотрен более выгодный зачет расходов по приобретению ценных бумаг, налогоплательщик может выбрать наиболее целесообразный метод предъявления затрат к зачету, введена единая налоговая ставка – 15 % на доходы по дивидендам и по долговым ценным бумагам. Представляется, что здесь отечественная практика приближается к странам с развитой экономикой, где существуют специальные налоговые льготы инвесторам, осуществляющим вложения средств в ценные бумаги компаний, в том числе и корпоративные облигации. Так, к примеру, в Испании предоставляется налоговый кредит в объеме приобретения ценных бумаг, а в Великобритании из объектов налогообложения исключаются инвестиции в венчурные компании, как правило, в акции и облигации предприятий сектора «высоких технологий».

    С другой стороны, необходимы и мероприятия, упрощающие доступ к фондовым инструментам частных инвесторов. Неслучайно, как  свидетельст-вует практика размещения ценных бумаг АО «Казахтелеком» и  других эми-тентов, что население и, в первую очередь, работники предприятий кредитуют свои компании добровольно. И уже сегодня, в соответствии с действующим законодательством права владельцев корпоративных облигаций защищены на достаточном уровне. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно создание фондовых центров для населения в каждом регионе Казахстана (для начала хотя бы в областных центрах). Основной целью их создания должно быть формирование комплекса правовых, организационных, информационных, технических и иных условий, направленных на вовлечение средств граждан на цели инвестирования корпоративного сектора ценных бумаг. Среди основных функций таких центров необходимо выделить следующие: формирование правовой культуры и грамотности населения в вопросах функционирования рынка ценных бумаг; формирование системы свободного доступа граждан к информации, подлежащей раскрытию эмитентом и другими участниками рынка; создание организационно-технических условий для удобного доступа граждан к рынку ценных бумаг.

    Среди основных тенденций, преобладающих  на казахстанском фондо-вом рынке, необходимо отметить интенсивное развитие доверительного управления, которому способствует проведенная государством пенсионная реформа. Привлечение частных управляющих компаний к размещению пенсионных накоплений граждан побудило участников рынка активи-зировать усилия по доступу к этим денежным потокам.

    Так, к примеру, по данным  АО «Казкоммерц  Секьюритиз», процентные ставки по привлечению  финансовых ресурсов выглядят следующим  образом:

    – по корпоративным облигациям – от 8 до 10,5% годовых;

    – по кредитам – от 12 до 16 % годовых.

    Анализируя  обстановку на рынке, представляется возможным  утверждать, что узкопрофильным его  участникам все сложнее выжить в  нынешних рамках ведения бизнеса. Выход видится на путях разветвления и укрупнения бизнеса, организации новых направлений инвестиционной деятельности. Многие традиционно брокерские компании развивают корпоративные финансы, оказывают консалтинговые услуги, создают управляющие компании, ряд крупнейших операторов рынка уже имеют дочерние страховые компании. Распространяется и практика непосредст-венного слияния бизнеса профессиональных участников.

Информация о работе Рынок корпоративных ценных бумаг в Казахстане: генезис, состояние и стратегические альтернативы развития