Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:02, дипломная работа
Целью исследования является комплексный анализ основных направлений реформирования государственного рынка ценных бумаг, способствующих созданию условий для повышения его инвестиционного потенциала.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции;
- исследовать классификацию и виды государственных ценных бумаг;
- оценить эффективность современного фондового рынка России и его государственного регулирования;
- дать оценку состояния регулирования рынка ценных бумаг и его влияние на экономическую безопасность;
- выявить институциональные характеристики регулирования фондового рынка России и возможности их качественного изменения;
- разработать конкретные предложения по совершенствованию основных направлений в системе государственного рынка ценных бумаг.
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы государственного рынка ценных бумаг…6
1.1.Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……..6
1.2. Классификация и виды государственных ценных бумаг…………...13
Глава 2. Регулирования государственного рынка ценных бумаг в системе обеспечения его экономической безопасности………………………………..20
2.1. Регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг……………………………………..……20
2.2. Оценка состояния регулирования рынка ценных бумаг и его влияние на экономическую безопасность……………………………………………...25
Глава 3. Направления совершенствования государственного рынка ценных бумаг для обеспечения экономической безопасности…….………..30
3.1. Институциональные основы повышения эффективности государственного рынка ценных бумаг……………………………………….30
3.2. Пути реформирования государственного рынка ценных бумаг в условиях экономического кризиса…………………………………….………..41
Заключение………………………………………………………………….54
Список использованной литературы……………………………………...59
Кроме того, задача гарантирования инвестиций физических лиц на рынке ценных бумаг может быть решена еще одним способом, активно обсуждаемым в научной среде в последние годы. Предлагаемый механизм по своей сути имеет черты, сходные с государственной системой страхования банковских вкладов.
Одной из наиболее актуальных задач развития фондового рынка, как уже упоминалось, является создание предпосылок к приходу на российский рынок стратегических инвесторов и сокращение числа спекулянтов. Для формирования стратегического инвестора в России приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие от налога на доходы физических лиц при совершении операций на рынке ценных бумаг инвесторов, при условии, что они владели продаваемыми ценными бумагами не менее одного года.
Данная мера, по мнению органов государственной власти, создаст условия для трансформации спекулятивного капитала в инвестиционный.
Подводя итоги исследования роли государства в антикризисном регулировании фондового рынка, можно сделать вывод о низкой эффективности мер по снижению паники в период активных продаж, а также нерациональности использования бюджетных средств для предотвращения падения котировок. Несомненно, практика остановки или приостановки торгов в определенной степени способна охладить пыл инвесторов, но в российских условиях функционирования фондового рынка, характеризующихся высокой степенью участия иностранных спекулянтов, эффект от применения таких мер оказывается краткосрочным и незначительным. Поэтому государственная политика в области рынка ценных бумаг должна быть направлена не на ликвидацию последствий обвала котировок, а на создание условий для формирования устойчивого внутреннего спроса на фондовые активы со стороны частных инвесторов, формирование предпосылок для превращения российского рынка ценных бумаг в действенный инструмент обеспечения инвестиционных потребностей реального сектора экономики, устранение позиции России как площадки для биржевых спекуляций иностранных игроков.
Заключение
Итак, исследование теоретических вопросов государственного рынка ценных бумаг позволил выявить отсутствие системного подхода к формированию понятия, целей и задач в этой сфере. Большинство исследований в области государственного фондового рынка носят фрагментарный и необоснованный характер. Во многих источниках было выявлено отсутствие системности и в определении самого объекта регулирования - рынка ценных бумаг, под которым, следует понимать особую сферу финансовых отношений, связанных с формированием и перераспределением прав собственности, обеспечением потребностей экономических субъектов в финансовых ресурсах, а также обеспечением эффективного использования временно свободных денежных средств участников рынка на основе выпуска и обращения ценных бумаг.
В ходе работы было дано определение регулирования рынка ценных бумаг, что понимается как система экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых уполномоченными государственными органами, а также саморегулируемыми организациями рынка ценных бумаг, направленных на формирование эффективного рынка путем установления определенных правил и стандартов осуществления операций, обязательных для всех его участников и контроля за их выполнением, основанных на принципах разграничения полномочий и приоритета государственного воздействия.
В работе также было выявлено, что в комплексе под государственным рынком ценных бумаг необходимо рассматривать:
- создание условий для обеспечения справедливого ценообразования;
- защиту прав и законных интересов инвесторов;
- устранение системного риска;
- обеспечение условий для формирования справедливого, ликвидного фондового рынка при условии обеспечения его макроэкономической эффективности.
Тот факт, что российский рынок ценных бумаг относится к развивающимся рынкам, позволяет сделать заключение о необходимости активной роли государства. При этом предпочтение должно отдаваться административно-правовым методам государственного регулирования; рынок ценных бумаг нуждается в развитии инфраструктуры, заполнении пустоты технологиями, финансовыми продуктами, квалифицированным персоналом, институтами рынка.
Оценка эффективности государственного рынка ценных бумаг может быть объективной только в случае сопоставления его с эффективностью самого рынка ценных бумаг. В числе показателей, характеризующих количественные и качественные изменения фондового рынка в работе были определены:
- численность участников фондового рынка (квалифицированных, институциональных, частных);
- степень участия банковского сектора в работе рынка ценных бумаг;
- показатели работы институтов коллективного инвестирования;
- капитализация фондового рынка;
- уровень концентрации компаний по уровню капитализации активов;
- уровень акций, находящихся в свободном обращении;
- годовой оборот капитала на рынке ценных бумаг;
- количество обращающихся инструментов и число эмитентов;
- отношение годового оборота к ВВП, соотношение темпов роста капитализации и темпов роста ВВП;
- активность эмитентов на первичном рынке и объемы ресурсов, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг.
Что касается экономической безопасности рынка ценных бумаг, то экономическая безопасность рынка ценных бумаг в работе была определена как такое состояние всех сегментов и участников фондового рынка, при котором минимизируются воздействия внешних и внутренних угроз, обеспечивается гарантированная защита интересов всех участников рынка на основе создания эффективной системы его регулирования, развития рыночной инфраструктуры, свободного доступа всех заинтересованных лиц к информации о рынке, что обусловливает создание адекватного механизма межотраслевого и межрегионального перелива капитала.
Результаты исследования позволили сделать вывод неэффективном и недостаточно интенсивном воздействии государства на повышение инвестиционного качества фондового рынка. Проведенный анализ показал наличие системы факторов, отрицательно влияющих на российский фондовый рынок, в связи с чем усилия государства как в условиях кризиса, так и в посткризисный период должны быть направлены на минимизацию влияния таких факторов.
В работе было выявлено практически полное отсутствие внимания со стороны государства к решению таких проблем как:
- низкий уровень акций, находящихся в свободном обращении;
- низкое инвестиционное качество большинства институциональных инвесторов, наличие существенных ограничений на структуру их инвестиционного портфеля;
- низкий уровень инвестиционной активности частных инвесторов;
- низкий уровень защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг.
В целом все действия государства в последние несколько лет можно охарактеризовать как направленные на создание либерализованного режима присутствия иностранных эмитентов и инвесторов на фондовом рынке, создание сложных финансовых продуктов, усиление роли рынка деривативов.
Для решения проблем на государственном рынке ценных бумаг целесообразно проведение следующих реформ:
-введение жестких ограничений в режим присутствия иностранных инвесторов на российском фондовом рынке. Необходимо отказаться о практики либерализации счета капитала для снижения вероятности возникновения новых кризисов на фондовом рынке. Сокращение числа спекулятивных операций нерезидентов на российском фондовом рынке может быть реализовано через регрессивную ставку налога на прибыль, уплачиваемого с доходов, полученных от операций на российском рынке ценных бумаг иностранными инвесторами, установлению в прямой зависимости от времени владения пакетом ценных бумаг. Также необходимо установить предельный уровень маржи на уровне 1:1, то есть не менее 50% от стоимости сделки иностранный инвестор должен обеспечивать «живыми» деньгами.
-для защиты интересов инвесторов, принимающих участие в первичном размещении акций, необходимым является разработка механизма, предусматривающего право конвертации принадлежащих им акций в специальные нерыночные облигации той же компании в том случае, если стоимость акций с момента их первичного размещения не поднималась выше цены размещения в течение трех лет. Введение такого механизма позволит гарантировать инвестиционные вложения физических лиц на рынке ценных бумаг, стимулировать средне- и долгосрочные вложения капитала населением, так как его сохранность указанный механизм гарантирует только по истечении трех лет владения акциями, расширить возможности публичных компаний по привлечению долгосрочных инвестиций, а также компенсировать убытки, понесенные акционерами, рыночными методами.
- многие экономисты считают необходимым сократить долю государственного сектора в крупных публичных компаниях, акции которых пользуются устойчивым спросом на рынке ценных бумаг, до минимально возможного уровня. Наиболее оптимальной они считают будет доля государства в публичных компаниях на уровне не более блокирующего пакета акций - 25%. Владение блокирующим пакетом акций позволит:
1) государству сохранить контроль над компанией;
2) увеличить объем акций, находящихся в обращении;
3) увеличить рыночную капитализацию;
4) предъявить со стороны новых акционеров более жесткие требования к формированию дивидендной политики компании, определить более справедливую величину ренты на вложенный капитал.
Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи поставленные в начале исследования успешно решены.
Список использованной литературы:
I. Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 27 декабря 2005 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ.-1996. -№1.-Ст.1.
2. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№17.-Ст.1918.
3. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №19. - Ст.2071.
4. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. №46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - №10. - Ст. 1163.
5. Федеральный закон от 21 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 2001.-№49. -Ст.4562.
6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №28. - Ст.2790.
7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. - Ст.3028;
8. Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 №379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №27 (ч.2). - Ст.2804.
9. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №315 «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2007. - №4536.
10. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. №74-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета. Федеральный выпуск. - 2009. - №4902.
11. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. №730 «О государственной комиссии по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России» (в ред. от25.11.2003) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №29. - Ст.3519.
12. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №317 «Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам» (в ред. от 10.03.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №27. - Ст.2780.
13. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2006 №432 «О лицензировании отдельных видов деятельности на финансовых рынках» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности инвестиционных фондов», «Положением о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами», «Положением о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», «Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию») // Собрание законодательства РФ. - 2006. - №30. - Ст.3397.
14. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. №63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за. их размещением» // Российская газета. - 2007. - №4288.
15. Приказ ФСФР от 15 марта 2005 г. №05-3/пз-н Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг // Российская газета. - 2005. - №92.
16. Приказ ФСФР РФ от 20.04.2005 № 05-16/пз-н «Об утверждении порядка проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005-№23.
17. Приказ Минфина РФ от 08.08.2005 №100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - №36.
18. Приказ ФСФР РФ от 30.03.2006 № 06-34/пз-н «О регламенте Федеральной службы по финансовым рынкам» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006 - №21.
19. Приказ ФСФР РФ от 25.01.2007 № 07-4/пз-н «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - №25.