Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 07:02, дипломная работа
Целью исследования является комплексный анализ основных направлений реформирования государственного рынка ценных бумаг, способствующих созданию условий для повышения его инвестиционного потенциала.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции;
- исследовать классификацию и виды государственных ценных бумаг;
- оценить эффективность современного фондового рынка России и его государственного регулирования;
- дать оценку состояния регулирования рынка ценных бумаг и его влияние на экономическую безопасность;
- выявить институциональные характеристики регулирования фондового рынка России и возможности их качественного изменения;
- разработать конкретные предложения по совершенствованию основных направлений в системе государственного рынка ценных бумаг.
Введение……………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические основы государственного рынка ценных бумаг…6
1.1.Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции……..6
1.2. Классификация и виды государственных ценных бумаг…………...13
Глава 2. Регулирования государственного рынка ценных бумаг в системе обеспечения его экономической безопасности………………………………..20
2.1. Регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг……………………………………..……20
2.2. Оценка состояния регулирования рынка ценных бумаг и его влияние на экономическую безопасность……………………………………………...25
Глава 3. Направления совершенствования государственного рынка ценных бумаг для обеспечения экономической безопасности…….………..30
3.1. Институциональные основы повышения эффективности государственного рынка ценных бумаг……………………………………….30
3.2. Пути реформирования государственного рынка ценных бумаг в условиях экономического кризиса…………………………………….………..41
Заключение………………………………………………………………….54
Список использованной литературы……………………………………...59
Рынок ценных бумаг функционирует через взаимодействие различных организаций, частных лиц и государственных органов – участников рынка
(Рис. 1). Совокупность отношений между участниками создаёт целостную систему функционирования рынка ценных бумаг страны. В силу особенностей фондового рынка отношения между его участниками тесно связаны с рисками деятельности на рынке ценных бумаг.
Рис. 1. Система взаимоотношений участников рынка ценных бумаг
Сгруппируем риски, связанные с функционирование рынка ценных бумаг, на общие и специфические (Рис. 2). Минимизация рисков, связанных с функционированием фондового рынка, является одной из важных задач регулирования рынка ценных бумаг. То есть политика регулирования рынка ценных бумаг и деятельность государственных и негосударственных регулирующих органов должна быть направлена на формирование эффективного механизма функционирования фондового рынка как инструмента мобилизации инвестиций в экономику, что обуславливает обеспечение экономической безопасности страны.
Рис. 2. Риски, связанные с функционированием рынка ценных бумаг
Рассмотрим что подразумевается под экономической безопасностью рынка ценных бумаг. Экономическая безопасность рынка ценных бумаг определяется как такое состояние всех сегментов и участников фондового рынка, при котором минимизируются воздействия внешних и внутренних угроз, обеспечивается гарантированная защита интересов всех участников рынка на основе создания эффективной системы его регулирования, развития рыночной инфраструктуры, свободного доступа всех заинтересованных лиц к информации о рынке, что обусловливает создание адекватного механизма межотраслевого и межрегионального перелива капитала.
При этом следует отметить, что угрозы экономической безопасности рынка ценных бумаг различаются в зависимости от факторов, обуславливающих их формирование. Экономисты выделяют угрозы общеэкономического характера и специфические угрозы, которые классифицированы по отношению к процессам, протекающим на рынке ценных бумаг, на внешние и внутренние.
Среди основных внешних угроз экономической безопасности рынка ценных бумаг можно выделить:
-утрата суверенитета национального рынка ценных бумаг;
-возрастающая зависимость от иностранных инвесторов;
-рост международных криминальных операций;
-обращение иностранных ценных бумаг на национальном фондовом рынке.
К числу внутренних угроз относятся:
1. низкий уровень участия внутренних инвесторов (частных и коллективных) в национальном фондовом рынке;
2. незащищённость прав инвесторов, в частности при недобросовестных действиях профессиональных участников (брокеров, дилеров, депозитариев, организаторов торгов);
3. использование инсайдерской информации и манипулирование рынком;
4. широкое распространение криминальных и теневых процессов на рынке (легализация доходов, полученных преступным путём, вывод капиталов зарубеж).
В целях минимизации угроз экономической безопасности рынка ценных бумаг и ограничения негативных последствий реализации рисков, присущих фондовому рынку, используются механизмы регулирования рынка. При этом институциональное регулирование может осуществляться как государственными органами, так и негосударственными (саморегулируемыми организациями). Учитывая важность обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг для национальной экономической безопасности, широкую распространённость манипулирования рынком и использования инсайдерской информации, использования инструментов рынка ценных бумаг для легализации теневых доходов приоритет регулирования рынка отводится государственным органам.
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг России характеризуется разделением регулирующих полномочий между несколькими государственными органами. Центральное место в этой системе занимает Федеральная служба по финансовым рынкам России, которая осуществляет регулирование большинства участников рынка (эмитенты, профессиональные участники рынка), устанавливает правила листинга ценных бумаг, вправе накладывать административные санкции и др. Однако полномочия ФСФР России в отношении кредитных организаций имеют ряд изъятий (ФСФР не вправе устанавливать меры пруденциального надзора за банками, регистрировать выпуски их ценных бумаг), так как исключительным правом по регулированию деятельности банков обладает Банк России. При этом взаимодействие ФСФР России и Банка России находится на низком уровне – между органами не заключены соглашения о взаимодействии, часть требований к участникам рынка-банкам дублируется.
Также государственным регулятором рынка ценных бумаг выступает Министерство финансов России, которое осуществляет эмиссию и регистрацию государственных ценных бумаг, регулирует инвестиционную деятельность пенсионных фондов и страховых организаций. Пруденциальный надзор – это система нормативов, позволяющих оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности финансовой организации, а также система мер, позволяющих обеспечить соблюдение таких нормативов, а в случае их нарушения — исправить ситуацию.
В результате раздробленности полномочий и низкого уровня взаимодействия государственных органов снижается оперативность регулирования, возникает дублирование функций, отсутствует единая государственная политика по регулированию фондового рынка. Данные факторы не позволяют эффективно минимизировать угрозы экономической безопасности рынка ценных бумаг через противодействие противоправным процессам на рынке.
Как второй элемент институциональной системы регулирования фондового рынка саморегулируемые организации в теории должны способствовать более эффективному обеспечению экономической безопасности рынка ценных бумаг через повышение уровня регулирования участников рынка путём взаимодействия с государственными регулирующими органами. Однако российские саморегулируемые организации не являются существенным регулятором рынка, не используют имеющиеся полномочия по осуществлению профессионального регулирования участников рынка.
2.2. Оценка состояния регулирования рынка ценных бумаг и его влияние на экономическую безопасность
В данном параграфе проведем анализ актуального состояния развития рынка ценных бумаг, рассмотрим проблемы его функционирования, вызванные пробелами в регулирование рынка, которые снижают уровень его экономической безопасности.
Сразу следует отметить, что российский рынок помимо высоких количественных показателей характеризуется рядом существенных проблем.
Во-первых, российский фондовый рынок является высоко спекулятивным – быстрый рост котировок ценных бумаг сменяется резкими падениями, которые приводят к прямым убыткам инвесторов (эффект «финансового цунами»).
Во-вторых, рынок характеризуется высокой концентрацией по капитализации эмитентов и по биржевым оборотам, что не позволяет рынку эффективно выполнять функцию источника инвестиций для развития экономики (таблица 1 и таблица 2).
Таблица 1
Список наиболее капитализированных эмитентов (на 31.01.2010)
№, п/п | Наименование | Капитализация, | Доля в общей капитализации, % |
1 | ОАО «Газпром» | 144,4 | 17,8% |
2 | ОАО «НК Роснефть» | 89,3 | 11,0% |
3 | ОАО «Сбербанк России» | 60,8 | 7,5% |
4 | ОАО «ЛУКОЙЛ» | 47,8 | 5,9% |
5 | ОАО «Сургутнефтегаз» | 31,7 | 3,9% |
6 | ОАО «ГМК Норильский никель» | 26,7 | 3,3% |
7 | ОАО «Газпром нефть» | 26,3 | 3,2% |
8 | ОАО «Банк ВТБ» | 24,1 | 3,0% |
9 | ОАО «НОВАТЭК» | 16,8 | 2,1% |
10 | ОАО «МТС» | 14,5 | 1,8% |
| Итого первые десять | 482,4 | 59,5% |
| Общая капитализация | 811,0 | 100,0% |
В-третьих, российский фондовый рынок является монопольным, так как на долю 5 крупнейших участников рынка приходится около 80% всего биржевого оборота ценных бумаг, что порождает системный риск устойчивости рынка (таблица 3).
Таблица 2
Структура оборота рынка акций на ФБ ММВБ за 2009 г. | |||
№, п/п | Наименование | Оборот, | Доля в общем обороте, % |
1 | ОАО «Сбербанк России» | 6 854,8 | 26,3% |
2 | ОАО «Газпром» | 6 478,2 | 24,7% |
3 | ОАО «Ростелеком» | 3 060,9 | 11,3% |
4 | ОАО «ЛУКОЙЛ» | 1 701,1 | 6,5% |
5 | ОАО «НК Роснефть» | 1 676,1 | 6,4% |
6 | ОАО «ГМК Норильский никель» | 1 512,2 | 5,8% |
7 | ОАО «Банк ВТБ» | 985,8 | 3,8% |
8 | ОАО «Сургутнефтегаз» | 912,5 | 3,4% |
9 | ОАО «Татнефть им.В.Д. Шашина» | 593,2 | 2,3% |
10 | ОАО «РусГидро» | 308,9 | 1,2% |
Итого первые десять | 24 083,7 | 91,7% | |
Общий оборот | 26 254,0 | 100,0% |
Таблица 3
. Крупнейшие участники рынка ценных бумаг | |||
№, п/п | Наименование | Оборот на биржах ММВБ и РТС, млрд. руб. | Доля в общем обороте, % |
1 | Тройка Диалог | 13 366,9 | 34,5% |
2 | ФИНАМ | 5 484,7 | 14,2% |
3 | Брокеркредитсервис | 5 217,9 | 13,5% |
4 | Группа компаний Алор | 3 557,8 | 9,2% |
5 | Открытие | 2 964,9 | 7,7% |
Итого оборот первых пяти | 30 592,3 | 79,0% | |
Общий оборот по всем участникам | 38 733,8 | 100,0% |