Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования, а именно проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой экономики.
Задачи:
•изучить понятие «ценные бумаги», их классификацию, а так же рассмотреть субъекты рынка ценных бумаг.
•иследовать проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики.
•изучить особенности и направления стабилизации мирового рынка ценных бумаг в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 5
2 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 24
3 ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
Кризис показал, что правительствам необходимо изменить систему взглядов о регулировании и надзоре за финансовым сектором, которая традиционно включала три компонента: надзор отдельных финансовых учреждений, надзор платежных и расчетных систем и других ключевых рыночных структур, мониторинг функционирования финансовых рынков. Чтобы преодолеть недостатки старой парадигмы, новая система взглядов должна отвечать следующим требованиям: она должна быть комплексной, т.е. в ней должны переплетаться пруденциальное регулирование (включая международное регулирование), а также фискальная и монетарная политики. Кроме того, она должна фокусироваться на системе в целом, а не на отдельных финансовых учреждениях, включать в себя антицикличные и симметричные (срабатывать при 56 подъемах и спадах) инструменты, быть ориентированной на долгосрочную перспективу. [16]
Новая система глобальной финансовой стабильности основывается на трех базовых блоках: пруденциальное регулирование, монетарная политика, фискальная политика. Пруденциальная политика в данном контексте рассматривается как совокупность микропруденциального компонента, цель которого – ограничить влияние кризисных явлений на отдельные банки, и макропруденциального компонента, цель которого – ограничить системные последствия кризиса. Однако стоит отметить, что поскольку новая система должна быть глобальной, то включение в данный блок пруденциального регулирования на международном уровне является необходимостью. В рамках микрокомпонента пруденциального регулирования рекомендуется увеличить размеры и улучшить качество капитала финансовых посредников, ввести требования по обеспечению капиталом трейдинговых операций, обеспечить более качественный риск-менеджмент и более полное предоставление информации о деятельности финансовых учреждений, ввести нормативы левереджа в дополнение к показателям, основанным на взвешенных по степени риска активах. Макропруденциальный компонент состоит из двух измерений: временного, цель которого – смягчить фазы экономического цикла, и перекрестного, который нацелен на изучение распределения совокупного риска в финансовой системе на определенный момент времени. В рамках первого измерения реформы предусматривают антицикличные требования к размеру капитала и резервирование «на будущее» с целью создания «подушек безопасности», которые будут служить защитой и поглощать убытки в кризисные периоды. Второе измерение ориентируется на установление требований к капиталу финансовых учреждений в зависимости от их системной важности, идентификацию связей между регулируемыми и нерегулируемыми финансовыми учреждениями и вытекающих из этого рисков. кроме того, задачей второго измерения является осуществление систематического надзора над рынком производных финансовых инструментов. Как показал кризис, финансовая напряженность может легко и быстро перемещаться за границы отдельной страны, поэтому отдельное внимание уделяется стабилизации мировой финансовой системы в целом. В рамках международного пруденциального регулирования рекомендуется добиться максимального сближения банковского законодательства стран, создать международные коллегии регуляторов, которые будут заниматься разрешением проблемных ситуаций у транснациональных финансовых посредников, повысить эффективность обмена информацией между регулирующими органами разных стран, разработать механизмы равномерного 57 распределения издержек в случае банкротства международных финансовых посредников. [15,19]
Новая глобальная система
регулирования и надзора
Кризисы, особенно наиболее серьезные, часто дают нам возможность извлечь необходимые уроки. К сожалению, до сих пор мир, кажется, слишком мало извлек из недавнего финансового кризиса.
Фактически, ситуация сегодня
также опасна, как и в 2007 году.
США обеспокоены анемичным
Пережитый кризис может помочь нам потренироваться в анализе того, что именно пошло неправильно. Также он может помочь нам научиться находить решения. В целом мы обычно хорошо справляемся с первой задачей и очень плохо с последней.
Большинство объяснений причин
финансового кризиса пост-2007 выделяют
пять источников нестабильности. Во-первых,
кризис был вызван особенностями
рынка недвижимости США, а именно
государственным
Во-вторых, порочное стимулирование привело к тому, что финансовые учреждения начали чрезмерно рисковать. По сути, у банков были хорошие возможности получить выгоду от рисковых операций, при этом они были надежно подстрахованы на случай потерь. Для отдельных учреждений это не было проблемой, так как они были защищены тем, что они "слишком большие, чтобы обанкротиться". Когда начался кризис (из-за обвала рынка жилья США, который вполне можно было предвидеть, но никто не захотел этого делать), госсектору пришлось взять на себя потенциальные обязательства, появляющиеся в связи с данными обстоятельствами в финансовом секторе.
В-третьих, дисбаланс мировой экономики привел к появлению дешевых денег. Долгосрочный профицит баланса текущих операций в некоторых странах (Китай, другие быстро растущие азиатские экономики и нефтедобывающие страны Персидского залива) позволял финансировать дефицит других стран (Великобритании, Австралии, Испании, Ирландии и в наибольшей степени США).
В-четвертых, Центробанки, особенно в США, в течение длительного времени ошибочно проводили мягкую монетарную политику. Поскольку финансирование ФРС доступно крупным американским учреждениям, ЦБ стал определенным эквивалентом глобального Центробанка.
И, наконец, финансовые последствия
оказания помощи слишком-большим-чтобы-
Ни одна из этих проблем решена не была,
за исключением, может быть, первой. Конечно,
некоторые обсуждения реформы финансового
сектора имеют место в рамках различных
форумов. Постепенно растет консенсус
в пользу введения дополнительных правил
достаточности капитала. Однако многие
банки, имеющие ключевое значение для
системы в целом, в результате кризиса
стали больше, а не меньше.
Более того, хотя дисбаланс в мировой экономике сократился во время кризиса, в данный момент он вновь увеличивается.
Крупнейшие мировые экономики, тем временем, сохраняют очень низкий уровень ставок. До 2007 года подобная политика в худшем случае могла считаться ошибкой, сейчас она является весьма пагубной стратегией. Растет подозрение, что США намеренно пытаются снизить курс доллара (это то, что министр финансов Бразилии называет "валютными войнами").
Период с 2007 года является одним из наиболее беспокойных в истории мирового финансового рынка. Банкам выделяются внушительные (относительно ВВП) суммы средств в качестве финансовой помощи, по данным ВВС.
ВВП США - 13.8 трлн. долларов; бюджет спасительной программы - 8.5 трлн. долларов.
ВВП Британии - 2.5 трлн. долларов; бюджет программы - 914.9 млрд. долларов.
Правительства различных стран мира расходуют миллиарды долларов для реанимации экономического роста. Среди используемых мер находится сокращение налогов и инфрастуктурные проекты.
Облик финансового сектора радикально изменился, с лица земли исчезли гиганты делового мира.
Lehman Brothers - банкротство; Bear Stearns, HBOS, Aliance Leicester, Merill Lynch - поглощение; RBS, Lloyds TSB, Citi, AIG, Fannie Mae, Freddie Mac, Bank of America - предоставлена государственная помощь; Northern Rock, Bradford& Bingley - национализация.
Британия выделила 81 млрд.
фунтов для стабилизации состояния
крупнейших банков Royal Bank of Scotland, HBOS и Lloyds
TSB. Кроме того, был национализирован банк
Northern Rock, некоторые подразделения Bradford
& Bingley также оказались под контролем
государства.
Министерство финансов, а также Банк Англии
обязались предоставить сотни миллиардов
фунтов для дальнейшей поддержки ослабленной
банковской системы.
В октябре была объявлена схема гарантии кредитов в размере 250 млрд. фунтов, сумма продолжает увеличиваться для стимуляции банковского кредитования.
Цена спасения банков Британии
Для предоставления поддержки
пострадавшей финансовой системе США
был разработан ряд мер. В прошлом
году была принята программа Освобождения
от проблемных активов (Troubled Asset Relief Programme)
бюджетом 700 млрд. долларов. Средства в
рамках этой программы помогли укрепить
состояние ведущих кредиторов, таких как
Citigroup и Bank of America, а также спасти от коллапса
автомобильный сектор.
Новая администрация Б. Обамы существенно
изменила программу, были введены меры
по выкупу токсичных банковских активов
при участии частного сектора.
Ожидается резкое замедление темпов мирового экономического роста; причем Британия окажется в числе наиболее пострадавших стран. Между тем, развивающиеся страны, включая Китай и Индию, должны отделаться «более легкими ушибами».
По мере попыток властей преодолеть рецессию уровни государственного долга продолжат расти.
Размер финансового долга относительно ВВП
В Республике Беларусь развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов в 2011-2015 гг. будет направлено на превращение его в эффективный механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.
Предполагается:
Важными направлениями станут повышение
конкурентоспособности
Будет продолжен процесс
Развитие сектора производных финансовых инструментов будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке широкого спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также на участии резидентов Республики Беларусь в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.
Планируется дальнейшее расширение использования производных финансовых инструментов, направленных на хеджирование рисков инвесторов (форвардные контракты, фьючерсы, опционы, варранты, конвертируемые ценные бумаги, операции СВОП, РЕПО и другие).
В результате намеченных мер в Республике Беларусь будет сформирован отвечающий мировым стандартам конкурентоспособный финансовый рынок, что значительно расширит спектр доступных инструментов инвестиционных вложений в экономику страны, повысит рейтинг ее финансовой системы и обеспечит приток иностранных инвестиций.[13]
Если бы фондовый рынок был доступен
только для инвесторов, он не смог бы
постоянно функционировать, следовательно,
не мог бы делать ценные бумаги истинно
и гарантированно оборачиваемыми. Более
того, новые ценные бумаги могли
бы выпускаться лишь с большим
трудом, так как обычно именно спекулянт
берет большую их часть, пока они
не станут "выдержанными" и привлекательными
для инвесторов. В действительности
экономисты давно сравнивают экономическую
функцию спекуляции с функцией страхования.
И то, и другое - методы поглощения
риска. На рынке ценных бумаг инвестор
может избежать или переложить риски
только благодаря присутствию и
деятельности спекулянта. Инвестор может
приобретать "выдержанные" выпуски,
потому что спекулянт пожелал
держать их до тех пор, пока они
не стали "выдержанными". Когда
его ценные бумаги начинают выказывать
признаки ухудшения, инвестор может
продать их в основном потому, что спекулянт
возьмет их у него с рук долой вместе с
риском, который они влекут за собой. Если
эти риски владения не могут быть таким
способом переведены на спекулянта по
желанию инвестора, последний будет вынужден
принять их сам, и само инвестирование
станет по необходимости спекулятивным.
После больших колебаний цен ценных бумаг,
произошедших по всему миру за последнее
десятилетие, вполне естественно, что
все должны очень хотеть видеть большую
стабильность цен на фондовом рынке. Поэтому
предложены многие внешне благовидные
схемы для искусственной "стабилизации"
фондового рынка. Беда с подобными планами
в том, что им не удается проникнуть в действительную
суть ситуации. Единственный способ стабилизировать
цены ценных бумаг - это стабилизация рентабельности
промышленного производства. До тех пор,
пока рентабельность колеблется, цены
ценных бумаг, которые от нее зависят,
обязаны колебаться. Искусственные стабилизационные
схемы для фондового рынка, при условии,
что они действительно реальны, смогут
только привести к манипулированию ценами
ценных бумаг, что заставит их говорить
неправду относительно стоимости ценных
бумаг, которую они должны правдиво отражать.
Любые такие искажения цен ценных бумаг,
какими бы благонамеренными они ни являлись,
вызовут опасность создания несоответствия
между ценами и стоимостью, что может быть
скорректировано только необычно сильными
и внезапными ценовыми колебаниями.