Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования, а именно проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой экономики.
Задачи:
•изучить понятие «ценные бумаги», их классификацию, а так же рассмотреть субъекты рынка ценных бумаг.
•иследовать проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики.
•изучить особенности и направления стабилизации мирового рынка ценных бумаг в посткризисный период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 5
2 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 24
3 ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 444.34 Кб (Скачать)

Важнейшая функция биржи — регистрация  сложившихся курсов котируемых на ней  ценных бумаг посредством фиксации фактических цен и расчета  средней цены по сделкам за биржевой день либо другие периоды времени (котировки) и публикация в биржевом бюллетене  курсов ценных бумаг. Как правило, фиксируются  курсы открытия, закрытия, максимальный и минимальный, единый — то есть курс, при котором удовлетворяется  наибольшее число заявок. Средняя  цена ценной бумаги по определенной корпоративной  группе называется биржевым индексом. Биржи устанавливают правила  торговли, в том числе стандарты  объемов сделок, стандарты даты поставки и др. [17]

Рынок ценных бумаг  США является самым крупным в мире, его объём оценивается в 55 млрд. долларов. Огромные денежные массы и большое количество участников рынка нуждается в эффективном регулировании. В США уже более семидесяти лет существует двухуровневая система регулирования данного рынка. Первый уровень представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих контроль за операциями, это Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) и специальные региональные органы регулирования. КЦББ, полусудебная правительственная организация, возникла в 1934 г., руководят ею пять специально уполномоченных президентов, которые избираются Сенатом и назначаются на пять лет. Ко второму уровню относятся организации саморегулирования. В 1978 году была создана единая информационная сеть, объединившая все биржи, которая позволила в реальном времени отслеживать котировки по ценным бумагам на всех рынках. Не менее важным шагом стало регламентирование единой схемы регистрации сделок и котировок ценных бумаг. Механизм регулирования рынка подкреплен существенной законодательной базой. Наиболее значимым является закон Гласса-Стиголла («Закон о банках» от 1933 г.) запрещающий коммерческим банкам проводить операции с ценными бумагами, чтобы избежать конфликта интересов. Благодаря этому закону фондовый рынок США является уникальным.

На рынке ценных бумаг Республики Беларусь представлены государственные  краткосрочные облигации и долгосрочные облигации с купонным доходом, краткосрочные  облигации и векселя Национального  банка, муниципальные ценные бумаги (жилищные облигационные займы), корпоративные  ценные бумаги, банковские депозитные и сберегательные сертификаты, коммерческие и финансовые векселя, именные приватизационные чеки "Имущество". Объемы эмиссии  ценных бумаг в 2001 г. в Республике Беларусь составили около 10 % ВВП. В  том числе выпуск государственных  ценных бумаг достиг 665,2 млрд. р., банковских ценных бумаг — 375,6 млрд. р. [13]

История становления и развития государственного регулирования рынка  ценных бумаг в разных странах  мира позволяет условно выделить две модели: европейскую и американскую. Условно, потому что в Европе не найдется и двух стран, имеющих совершенно одинаковые механизмы государственного регулирования экономики в целом  и рынка ценных бумаг в частности. Однако европейская специфика отслеживается. Например, здесь слишком мало законов, специально предназначенных для  регулирования ценных бумаг, хотя первый закон по этому появился именно в Европе. Правовой документ под экзотическим названием "Закон о мыльном пузыре", принятый в Англии 1720 г., был специально посвящен фондовому рынку. Его формально провозглашенной целью была защита инвесторов - покупателей акций от явно мошеннической деятельности биржевых спекулянтов, которые, создавая ажиотаж-ный спрос на определенные бумаги, повышали тем самым цены на них, а следовательно, имели от этого большую выгоду. Немногочисленные последующие законы относительно этой сферы в Англии не принимались отдельно (специально), а были записаны в других законах. Биржи в Великобритании является самоуправляемыми ассоциациями профессиональных брокеров, самостоятельно разрабатывают правила своей деятельности. Эти правила подробно и всесторонне регулируют и регламентируют деятельность этих организаций и их членов. 
 В Бельгии регулирования рынка ценных бумаг никогда не было самостоятельной ветвью правовой системы. Регулирования любой деятельности, связанной с эмиссией и обращением ценных бумаг, регламентируется здесь многочисленными законами, правилами ведения любого бизнеса, а иногда даже функционирования банков и банковской системы в целом.

Европейская специфика заключается  также в том, что во всех странах  Европы становление государственного регулирования рынка ценных бумаг  происходило медленно, постепенно, эволюционным путем в зависимости  от практических потребностей различных  общественных групп.

В небольших европейских странах  финансирование капиталовложений традиционно  осуществляется банками (с их помощью  или участием). Банки здесь преимущественно  универсальные. В большинстве стран  не различают коммерческие и другие банки, а следовательно, нет разделения между чисто деятельностью и бизнесом с ценными бумагами. Банки в этом случае является одновременно и инвестиционными компаниями, и брокерами-дилерами, и инвестиционными консультантами. Несмотря на это Центральный банк одинаково внимательно анализирует все виды деятельности банков, в том числе на рынке ценных бумаг.

Многочисленные фондовые биржи  в странах Европы находятся под  сильным влиянием, а нередко под  полным контролем крупнейших коммерческих банков. Поэтому государственные  органы часто действуют на фондовом рынке не напрямую, а постольку, поскольку  они регулируют деятельность банков и банковской системы. Итак, господство банков на фондовом рынке - важнейший  момент, определяющий специфику европейской  модели. В некоторых странах (Италии, Франции) ведущие фондовые биржи  были созданы государством и находятся  под ее непосредственным наблюдением. Иногда внимательно следят за фондовыми  рынками министерства финансов. Кое  регулирования фондовых рынков происходит не на федеральном, а на региональном уровне: земель - в Германии, кантонов - в Швейцарии. Однако специальных  органов, отвечающих за комплексное выполнение законодательных положений по эмиссии и торговли ценными бумагами, здесь также нет.

Достаточно существенным признаком  европейской специфики является высокая правовая культура ведения  бизнеса, в частности на рынке  ценных бумаг. Швейцария и Великобритания являются примером того, каких высот  организации и дисциплины могут достичь финансовые учреждения как саморегулирующиеся институты. Поэтому государство полностью доверяет их компетентности. Например, в Великобритании любые виды государственных ценных бумаг проходят общую для всех ценных бумаг процедуру допуска к котировке на саморегулируемых биржах. При этом Совет биржи имеет право отказать в таком допуске, руководствуясь собственными критериями оценки их качества и даже не объясняя своих действий.

Механизм функционирования рынка  ценных бумаг в США предусматривает  активное участие в этом процессе саморегулируемых организаций (Self-Regulatory Organizations, SRO). Придавая большое значение самостоятельному регулированию своей деятельности профессиональными участниками рынков, Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) получает возможность передавать свои полномочия и повышать эффективность использования своих ресурсов. Согласованная работа экспертов из различных отраслевых структур, нацеленная на то, чтобы заставить вращаться механизм американских рынков капиталов, придает структуре регулирующих органов США всеобъемлющий характер и позволяет обеспечивать справедливое отношение ко всем участникам рынков. Система саморегулирования работает, поскольку индустрия ценных бумаг осознает, что целостность рынка ведет к усилению уверенности инвесторов, а это, в свою очередь, способствует расширению бизнеса.

В США к саморегулируемым организациям относятся негосударственные профессиональные объединения и ассоциации, регулирующие торговлю финансовыми инструментами, в том числе фондовые и товарные биржи, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (National Association of Securities Dealers, NASD), Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг (Municipal Securities Rule Making Board, MSRB) и ряд других. Деятельность этих организаций контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам.

Вследствие ограниченности ресурсов SEC, саморегулируемые организации находятся в центре внимания, когда речь идет о регулировании деятельности брокеров-дилеров и трейдеров по ценным бумагам. На базе федеральных законов о ценных бумагах SRO определяют правила для своих членов и осуществляют их правоприменение. В сущности, они действуют в качестве агентов SEC, помогая осуществлять на практике законы о ценных бумагах и обеспечивать справедливость и упорядоченность в деятельности рынков.

Крупнейшей саморегулируемой организацией в США является Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам. В соответствии с федеральным законодательством, практически каждая фирма, специализирующаяся на операциях с ценными бумагами, которая осуществляет бизнес на американских рынках, обязана быть членом NASD. В число ее членов входят порядка 5400 брокерских фирм, в которых работают более 676000 зарегистрированных представителей по ценным бумагам (по большей части, брокеров). Персонал NASD насчитывает более 2000 сотрудников с полной занятостью, а годовой бюджет этой организации составляет приблизительно $400 млн.  

NASD была создана в результате  принятия в 1938 году так называемого Закона Мэлоуни (Maloney Act of 1938), который представлял собой поправки к Закону о торговле ценными бумагами 1934 года. Учитывая ограниченность государственных ресурсов, Закон Мэлоуни предоставил SEC право регистрировать добровольные профессиональные ассоциации брокеров/дилеров, которые бы самостоятельно осуществляли регулирование своей деятельности под надзором SEC. NASD стала единственной ассоциацией в индустрии ценных бумаг, которая была создана на базе поправок, содержащихся в Законе Мэлоуни.

NASD разрабатывает и применяет  на практике правила, регулирующие  работу индустрии ценных бумаг;  подобно SEC, она проводит проверки  соответствия среди своих членов  и инициирует дисциплинарные  взыскания против тех, в чьей  деятельности обнаруживаются несоответствия  установленным нормам. Как правило,  в течение года NASD проверяет приблизительно 15000 своих членов в связи с  наличием той или иной причины  для беспокойства (включая более  5000 жалоб клиентов), а также осуществляет  более чем 2500 рутинных проверок.

С помощью специальных систем мониторинга, идентифицирующих последовательности кодировок и операций и потенциально способных сигнализировать о  нарушениях, NASD отслеживает все торги, проводимые на бирже NASDAQ и ряде мировых  рынков. Системы наблюдения позволяют  получать подробнейшую запись всех транзакций, которая может быть позже использована регулирующими органами в качестве доказательства обвинения, если обнаруживается нарушение закона. В случаях, когда  требуется дополнительная тщательная проверка, NASD инициирует свое собственное расследование или, при более серьезных нарушениях, передает дело Отделу правоприменения в составе SEC. NASD также рассматривает в год более 80000 рекламных объявлений, касающихся ценных бумаг, с целью убедиться в их точности и отсутствии информации, вводящей в заблуждение потенциальных инвесторов. NASD отслеживает телевизионные, радио-, печатные материалы и прямые маркетинговые материалы, предназначенные для рекламы таких предложений, как взаимные фонды и аннуитеты различного типа.

NASD проводит сертификацию и лицензирование  всех, кто профессионально занимается  инвестициями и участвует в  операциях по продаже ценных  бумаг на территории США. Чтобы  обеспечить компетентность специалистов  по инвестициям, Ассоциация устанавливает  требования к квалификации и  требует сдачи проводимого ею  экзамена. NASD ведет широкомасштабный  учет всех зарегистрированных  специалистов индустрии ценных  бумаг в своем Центральном  регистрационном депозитарии (Central Registration Depository, CRD). NASD располагает информационной системой, позволяющей оценивать уровень квалификации и просматривать послужные списки более чем 850000 нынешних и бывших брокеров и отраслевых представителей. 

NASD также играет ключевую роль  в урегулировании споров между  инвесторами, фирмами, специализирующимися  на операциях с ценными бумагами  и сотрудниками таких фирм. Она  является крупнейшим и наиболее  эффективным форумом для разрешения  данных споров в индустрии  ценных бумаг США, беря на  себя функции арбитра и посредника  примерно в 90% случаев. Количество  споров по вопросам ценных  бумаг резко возросло в последние  годы: в год регистрируется примерно 7000 новых претензий. Услуги, предлагаемые NASD, позволяют экономить время  и деньги в сравнении с издержками  судебных процессов.  NASD нанимает, обучает и затем контролирует значительное количество нейтральных  арбитров, посредников и администраторов. Стороны, участвующие в споре, имеют возможность выбирать среди более чем 6300 арбитров и более чем 900 посредников, являющихся высококвалифицированными профессионалами в самых различных областях, связанных с осуществлением деятельности на рынках капиталов. 

Таким образом, регулирование рынка ценных нужно, прежде всего для того, чтобы регулировать и отслеживать процессы, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

Нет единх подходов к регулированию и каждая страна имеет свой путь управления рынком ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в отличие от других организованных рынков обычно является одним из наиболее жестко регулируемых и регламентируемых государственными органами рынком. Причина этого заключается в особом значении для государства и для всего общества надежности и стабильности системы движения капиталов, которое обеспечивается обращением различных видов ценных бумаг и их производных, в тесной связи этого рынка с законодательной базой и системой правоотношений собственности, которая сложилась в государстве  


 

 

3 ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

 

Важные качественные изменения  в общемировых инвестиционных процессах  на рынках ценных бумаг связаны стем, что в 1990-х началось формирование основных направлений постиндустриальной экономики и именно теория постиндустриального общества является основой для определения экономической стратегии и курса на опережающее социально-экономическое развитие.

Основной особенностью постиндустриальной экономики является преобладание сервисного (так называемого третичного) сектору над аграрным (первичным) и промышленным (вторичным). К сервисному сектору принадлежат финансовые услуги, значение которых быстро возрастает: объемы глобальных финансовых потоков увеличиваются намного быстрее чем развитие реального производства и торговли, вследствие чего, как отмечает Дж. Сачс, в конце 1990-х "на один доллар в реальном секторе экономики приходилось 50 долларов в финансовом секторе".

Благодаря развитию информационных технологий и их внедрению на финансовых рынках преобладающим видом капитала стал финансовый, который, может быть назван виртуальным из-за своей оторванности от материального производства и  сосредоточенности преимущественно  в сфере финансовых услуг. Прежде всего это проявляется на международном рынке ценных бумаг, который не только стал основным элементом мирового финансового рынка, а и приобрел определенную самостоятельность.

Самодостаточность финансового рынка, которая ярко проявилась за последнее  десятилетие, становится основным дестабилизирующим  фактором, который оказывает содействие возникновению и распространению  кризисов на глобальном рынке ценных бумаг. Финансовый капитал, отделенный от реального сектора экономики, стал чрезвычайно мобильным, что  служит причиной нестабильности финансовой системы. Однако, на наш взгляд, эта  отделенность условная, поскольку в постиндустриальной экономике сектор услуг и обработки информации является неотъемлемой частью материального производства. Поэтому сосредоточенность капитала в сфере информационных и финансовых услуг является важной предпосылкой развития современного материального производства.

Финансовый (в частности фондовый) рынок подобный автоматическому устройству, что делает внезапные движения, которые не подчиняются точной экономической логике, а основанны на логике хаотичной сложности, что возникает в результате взаимодействия миллионов решений, реакций в реальном времени и в глобальных масштабах на информационные турбулентности разного происхождения. Очевидно, именно непредсказуемость движения потоков капитала играет решающую роль в формировании тенденций глобального финансового рынка и рынка ценных бумаг. На современном этапе развития рынка ценных бумаг механизм операций на нем определяется сложной структурой сотрудничества его участников - сетью, образованной многими финансовыми учреждениями. Именно поэтому М. Кастельс называет современную экономику "глобальной сетевой экономикой", поскольку в основе ее инфраструктуры - глобальные информационные сети, созданные благодаря развитию информационных технологий.

Когда в 1980-ые начал формироваться  качественно новый уровень глобальной системы финансовых рынков, возникла мировая финансовая сеть, которая  связала основные финансовые центры (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Цюрих, Амстердам, Париж, Гонконг и др.). Создание такой  сети стало основой "финансовой революции", как ее называют М.В. Энг, Ф.А Лес и Л. Дж. Мауэр, поскольку было обеспечено постоянное присутствие на глобальном финансовом рынке ведущих международных финансовых институтов, а это, в свою очередь, значительно ускорило международную финансовую интеграцию и развитие финансовых инноваций. Технологической основой финансовой глобализации стало развитие информационных технологий,что обеспечило возможность быстрого проведения международных финансовых операций, а создание глобальных финансовых сетей (вследствие объединения холдингов) оказывало содействие ускорению движения финансовых потоков.

Рис. 3.1. Динамика роста потоков иностранного капитала (СТРСВ - среднегодовой темп роста в сложных процентах)

 

На рис. 3.1 показана динамика роста потоков иностранного капитала, вследствие чего 2006 году сумма иностранных инвестиций в мировом масштабе достигла 74,5 трлн долларов США.

В 1990 году иностранные инвесторы (в  общемировом масштабе) владели менее  чем 10 % акций; в 2006-м - свыше 25 %. Иностранная  собственность на государственные облигации выросшая с 11 % в 1990 году до 31 % в 2006-м, на корпоративные облигации - из 7 % до 21 % соответственно.

Инфраструктура  иностранных инвестиций также заметно  выросла (рис. 3.2).

1 - Соединенные  Штаты, 61,194 млрд долл. США;

2 - Латинская  Америка, 5,939 млрд долл.;

3 - Великобритания, 11,055 млрд долл.;

4 - Зона евро, 52,435 млрд долл.;

5 - Средняя  Азия, другие страны мира, 5,524 млрд долл.;

6 - Россия, Украина,  другие страны Восточной Европы, 5,070 млрд долл.;

7 - Дальний  Восток, 21,780 млрд долл.;

8 - Гонконг,  Сингапур, Тайвань, 4,379 млрд долл.;

9 - Австралия,  Новая Зеландия, Канада, 8,530 млрд долл.;

10 - Япония, 20,090 млрд долл.

 

Рис. 3.2. Инфраструктура иностранных инвестиций

 

Глобализация рынка ценных бумаг  сопровождается международной диверсификацией  операций участников мирового рынка  по странам и регионами, возникновением широкой сети филиалов, представительств и дочерних организаций за границей, что усложняет определение их национальной принадлежности. Поэтому реальными элементами архитектуры новой экономики и глобального финансового рынка становятся уже не отдельные страны или регионы, а транснациональные сети, чем объясняется тот факт, что азиатский кризис создал новые инвестиционные возможности для компаний из США и Западной Европы.

Мировой финансовый кризис преподнес много уроков политикам, экономистам, менеджерам. Одним из таких  уроков  был урок о неспособности  существующей системы регулирования  и надзора за финансовым сектором восстанавливать финансовую стабильность в период спада. Кризис ярко проиллюстрировал основные провалы в обеспечении стабильности финансовой системы: неограниченный оптимизм инвесторов относительно цен активов, подогретый низкими процентными ставками; неспособность надзора и пруденциального регулирования предотвращать чрезмерные риски и учитывать взаимосвязь деятельности регулируемых, нерегулируемых учреждений  и рынков; разногласия между национальными и международными подходами к «спасению» и банкротству банков. данные факторы вызвали необходимость разработки новой глобальной системы регулирования и надзора за финансовым сектором, которая смогла бы преодолеть существующие недостатки и обеспечить его большую стабильность в будущем. актуальность реформирования системы регулирования финансового сектора подчеркивается активной деятельностью в этой сфере, которая ведется как на национальном, так и на международном уровнях.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э