Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования, а именно проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой экономики.
Задачи:
•изучить понятие «ценные бумаги», их классификацию, а так же рассмотреть субъекты рынка ценных бумаг.
•иследовать проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики.
•изучить особенности и направления стабилизации мирового рынка ценных бумаг в посткризисный период.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 5
2 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 24
3 ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57
Важнейшая функция биржи — регистрация сложившихся курсов котируемых на ней ценных бумаг посредством фиксации фактических цен и расчета средней цены по сделкам за биржевой день либо другие периоды времени (котировки) и публикация в биржевом бюллетене курсов ценных бумаг. Как правило, фиксируются курсы открытия, закрытия, максимальный и минимальный, единый — то есть курс, при котором удовлетворяется наибольшее число заявок. Средняя цена ценной бумаги по определенной корпоративной группе называется биржевым индексом. Биржи устанавливают правила торговли, в том числе стандарты объемов сделок, стандарты даты поставки и др. [17]
Рынок ценных бумаг США является самым крупным в мире, его объём оценивается в 55 млрд. долларов. Огромные денежные массы и большое количество участников рынка нуждается в эффективном регулировании. В США уже более семидесяти лет существует двухуровневая система регулирования данного рынка. Первый уровень представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих контроль за операциями, это Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) и специальные региональные органы регулирования. КЦББ, полусудебная правительственная организация, возникла в 1934 г., руководят ею пять специально уполномоченных президентов, которые избираются Сенатом и назначаются на пять лет. Ко второму уровню относятся организации саморегулирования. В 1978 году была создана единая информационная сеть, объединившая все биржи, которая позволила в реальном времени отслеживать котировки по ценным бумагам на всех рынках. Не менее важным шагом стало регламентирование единой схемы регистрации сделок и котировок ценных бумаг. Механизм регулирования рынка подкреплен существенной законодательной базой. Наиболее значимым является закон Гласса-Стиголла («Закон о банках» от 1933 г.) запрещающий коммерческим банкам проводить операции с ценными бумагами, чтобы избежать конфликта интересов. Благодаря этому закону фондовый рынок США является уникальным.
На рынке ценных бумаг Республики
Беларусь представлены государственные
краткосрочные облигации и
История становления и развития
государственного регулирования рынка
ценных бумаг в разных странах
мира позволяет условно выделить
две модели: европейскую и американскую.
Условно, потому что в Европе не найдется
и двух стран, имеющих совершенно
одинаковые механизмы государственного
регулирования экономики в
В Бельгии регулирования рынка ценных
бумаг никогда не было самостоятельной
ветвью правовой системы. Регулирования
любой деятельности, связанной с эмиссией
и обращением ценных бумаг, регламентируется
здесь многочисленными законами, правилами
ведения любого бизнеса, а иногда даже
функционирования банков и банковской
системы в целом.
Европейская специфика заключается также в том, что во всех странах Европы становление государственного регулирования рынка ценных бумаг происходило медленно, постепенно, эволюционным путем в зависимости от практических потребностей различных общественных групп.
В небольших европейских странах финансирование капиталовложений традиционно осуществляется банками (с их помощью или участием). Банки здесь преимущественно универсальные. В большинстве стран не различают коммерческие и другие банки, а следовательно, нет разделения между чисто деятельностью и бизнесом с ценными бумагами. Банки в этом случае является одновременно и инвестиционными компаниями, и брокерами-дилерами, и инвестиционными консультантами. Несмотря на это Центральный банк одинаково внимательно анализирует все виды деятельности банков, в том числе на рынке ценных бумаг.
Многочисленные фондовые биржи в странах Европы находятся под сильным влиянием, а нередко под полным контролем крупнейших коммерческих банков. Поэтому государственные органы часто действуют на фондовом рынке не напрямую, а постольку, поскольку они регулируют деятельность банков и банковской системы. Итак, господство банков на фондовом рынке - важнейший момент, определяющий специфику европейской модели. В некоторых странах (Италии, Франции) ведущие фондовые биржи были созданы государством и находятся под ее непосредственным наблюдением. Иногда внимательно следят за фондовыми рынками министерства финансов. Кое регулирования фондовых рынков происходит не на федеральном, а на региональном уровне: земель - в Германии, кантонов - в Швейцарии. Однако специальных органов, отвечающих за комплексное выполнение законодательных положений по эмиссии и торговли ценными бумагами, здесь также нет.
Достаточно существенным признаком европейской специфики является высокая правовая культура ведения бизнеса, в частности на рынке ценных бумаг. Швейцария и Великобритания являются примером того, каких высот организации и дисциплины могут достичь финансовые учреждения как саморегулирующиеся институты. Поэтому государство полностью доверяет их компетентности. Например, в Великобритании любые виды государственных ценных бумаг проходят общую для всех ценных бумаг процедуру допуска к котировке на саморегулируемых биржах. При этом Совет биржи имеет право отказать в таком допуске, руководствуясь собственными критериями оценки их качества и даже не объясняя своих действий.
Механизм функционирования рынка ценных бумаг в США предусматривает активное участие в этом процессе саморегулируемых организаций (Self-Regulatory Organizations, SRO). Придавая большое значение самостоятельному регулированию своей деятельности профессиональными участниками рынков, Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC) получает возможность передавать свои полномочия и повышать эффективность использования своих ресурсов. Согласованная работа экспертов из различных отраслевых структур, нацеленная на то, чтобы заставить вращаться механизм американских рынков капиталов, придает структуре регулирующих органов США всеобъемлющий характер и позволяет обеспечивать справедливое отношение ко всем участникам рынков. Система саморегулирования работает, поскольку индустрия ценных бумаг осознает, что целостность рынка ведет к усилению уверенности инвесторов, а это, в свою очередь, способствует расширению бизнеса. В США к саморегулируемым организациям относятся негосударственные профессиональные объединения и ассоциации, регулирующие торговлю финансовыми инструментами, в том числе фондовые и товарные биржи, Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам (National Association of Securities Dealers, NASD), Совет по выработке правил для муниципальных ценных бумаг (Municipal Securities Rule Making Board, MSRB) и ряд других. Деятельность этих организаций контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам. Вследствие ограниченности ресурсов SEC, саморегулируемые организации находятся в центре внимания, когда речь идет о регулировании деятельности брокеров-дилеров и трейдеров по ценным бумагам. На базе федеральных законов о ценных бумагах SRO определяют правила для своих членов и осуществляют их правоприменение. В сущности, они действуют в качестве агентов SEC, помогая осуществлять на практике законы о ценных бумагах и обеспечивать справедливость и упорядоченность в деятельности рынков. Крупнейшей саморегулируемой организацией в США является Национальная ассоциация дилеров по ценным бумагам. В соответствии с федеральным законодательством, практически каждая фирма, специализирующаяся на операциях с ценными бумагами, которая осуществляет бизнес на американских рынках, обязана быть членом NASD. В число ее членов входят порядка 5400 брокерских фирм, в которых работают более 676000 зарегистрированных представителей по ценным бумагам (по большей части, брокеров). Персонал NASD насчитывает более 2000 сотрудников с полной занятостью, а годовой бюджет этой организации составляет приблизительно $400 млн. NASD была создана в результате принятия в 1938 году так называемого Закона Мэлоуни (Maloney Act of 1938), который представлял собой поправки к Закону о торговле ценными бумагами 1934 года. Учитывая ограниченность государственных ресурсов, Закон Мэлоуни предоставил SEC право регистрировать добровольные профессиональные ассоциации брокеров/дилеров, которые бы самостоятельно осуществляли регулирование своей деятельности под надзором SEC. NASD стала единственной ассоциацией в индустрии ценных бумаг, которая была создана на базе поправок, содержащихся в Законе Мэлоуни. NASD разрабатывает и применяет
на практике правила, С помощью специальных систем мониторинга, идентифицирующих последовательности кодировок и операций и потенциально способных сигнализировать о нарушениях, NASD отслеживает все торги, проводимые на бирже NASDAQ и ряде мировых рынков. Системы наблюдения позволяют получать подробнейшую запись всех транзакций, которая может быть позже использована регулирующими органами в качестве доказательства обвинения, если обнаруживается нарушение закона. В случаях, когда требуется дополнительная тщательная проверка, NASD инициирует свое собственное расследование или, при более серьезных нарушениях, передает дело Отделу правоприменения в составе SEC. NASD также рассматривает в год более 80000 рекламных объявлений, касающихся ценных бумаг, с целью убедиться в их точности и отсутствии информации, вводящей в заблуждение потенциальных инвесторов. NASD отслеживает телевизионные, радио-, печатные материалы и прямые маркетинговые материалы, предназначенные для рекламы таких предложений, как взаимные фонды и аннуитеты различного типа. NASD проводит сертификацию и NASD также играет ключевую роль
в урегулировании споров между
инвесторами, фирмами, Таким образом, регулирование рынка ценных нужно, прежде всего для того, чтобы регулировать и отслеживать процессы, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка. Нет единх подходов к регулированию и каждая страна имеет свой путь управления рынком ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в отличие от других организованных рынков обычно является одним из наиболее жестко регулируемых и регламентируемых государственными органами рынком. Причина этого заключается в особом значении для государства и для всего общества надежности и стабильности системы движения капиталов, которое обеспечивается обращением различных видов ценных бумаг и их производных, в тесной связи этого рынка с законодательной базой и системой правоотношений собственности, которая сложилась в государстве |
Важные качественные изменения в общемировых инвестиционных процессах на рынках ценных бумаг связаны стем, что в 1990-х началось формирование основных направлений постиндустриальной экономики и именно теория постиндустриального общества является основой для определения экономической стратегии и курса на опережающее социально-экономическое развитие.
Основной особенностью постиндустриальной экономики является преобладание сервисного (так называемого третичного) сектору над аграрным (первичным) и промышленным (вторичным). К сервисному сектору принадлежат финансовые услуги, значение которых быстро возрастает: объемы глобальных финансовых потоков увеличиваются намного быстрее чем развитие реального производства и торговли, вследствие чего, как отмечает Дж. Сачс, в конце 1990-х "на один доллар в реальном секторе экономики приходилось 50 долларов в финансовом секторе".
Благодаря развитию информационных технологий
и их внедрению на финансовых рынках
преобладающим видом капитала стал
финансовый, который, может быть назван
виртуальным из-за своей оторванности
от материального производства и
сосредоточенности
Самодостаточность финансового рынка,
которая ярко проявилась за последнее
десятилетие, становится основным дестабилизирующим
фактором, который оказывает содействие
возникновению и
Финансовый (в частности фондовый) рынок подобный автоматическому устройству, что делает внезапные движения, которые не подчиняются точной экономической логике, а основанны на логике хаотичной сложности, что возникает в результате взаимодействия миллионов решений, реакций в реальном времени и в глобальных масштабах на информационные турбулентности разного происхождения. Очевидно, именно непредсказуемость движения потоков капитала играет решающую роль в формировании тенденций глобального финансового рынка и рынка ценных бумаг. На современном этапе развития рынка ценных бумаг механизм операций на нем определяется сложной структурой сотрудничества его участников - сетью, образованной многими финансовыми учреждениями. Именно поэтому М. Кастельс называет современную экономику "глобальной сетевой экономикой", поскольку в основе ее инфраструктуры - глобальные информационные сети, созданные благодаря развитию информационных технологий.
Когда в 1980-ые начал формироваться
качественно новый уровень
Рис. 3.1. Динамика роста потоков иностранного капитала (СТРСВ - среднегодовой темп роста в сложных процентах)
На рис. 3.1 показана динамика роста потоков иностранного капитала, вследствие чего 2006 году сумма иностранных инвестиций в мировом масштабе достигла 74,5 трлн долларов США.
В 1990 году иностранные инвесторы (в общемировом масштабе) владели менее чем 10 % акций; в 2006-м - свыше 25 %. Иностранная собственность на государственные облигации выросшая с 11 % в 1990 году до 31 % в 2006-м, на корпоративные облигации - из 7 % до 21 % соответственно.
Инфраструктура иностранных инвестиций также заметно выросла (рис. 3.2).
1 - Соединенные Штаты, 61,194 млрд долл. США;
2 - Латинская Америка, 5,939 млрд долл.;
3 - Великобритания, 11,055 млрд долл.;
4 - Зона евро, 52,435 млрд долл.;
5 - Средняя Азия, другие страны мира, 5,524 млрд долл.;
6 - Россия, Украина,
другие страны Восточной
7 - Дальний Восток, 21,780 млрд долл.;
8 - Гонконг, Сингапур, Тайвань, 4,379 млрд долл.;
9 - Австралия, Новая Зеландия, Канада, 8,530 млрд долл.;
10 - Япония, 20,090 млрд долл.
Рис. 3.2. Инфраструктура иностранных инвестиций
Глобализация рынка ценных бумаг сопровождается международной диверсификацией операций участников мирового рынка по странам и регионами, возникновением широкой сети филиалов, представительств и дочерних организаций за границей, что усложняет определение их национальной принадлежности. Поэтому реальными элементами архитектуры новой экономики и глобального финансового рынка становятся уже не отдельные страны или регионы, а транснациональные сети, чем объясняется тот факт, что азиатский кризис создал новые инвестиционные возможности для компаний из США и Западной Европы.
Мировой финансовый кризис преподнес много уроков политикам, экономистам, менеджерам. Одним из таких уроков был урок о неспособности существующей системы регулирования и надзора за финансовым сектором восстанавливать финансовую стабильность в период спада. Кризис ярко проиллюстрировал основные провалы в обеспечении стабильности финансовой системы: неограниченный оптимизм инвесторов относительно цен активов, подогретый низкими процентными ставками; неспособность надзора и пруденциального регулирования предотвращать чрезмерные риски и учитывать взаимосвязь деятельности регулируемых, нерегулируемых учреждений и рынков; разногласия между национальными и международными подходами к «спасению» и банкротству банков. данные факторы вызвали необходимость разработки новой глобальной системы регулирования и надзора за финансовым сектором, которая смогла бы преодолеть существующие недостатки и обеспечить его большую стабильность в будущем. актуальность реформирования системы регулирования финансового сектора подчеркивается активной деятельностью в этой сфере, которая ведется как на национальном, так и на международном уровнях.