Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение рынка ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования, а именно проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой экономики.
Задачи:
•изучить понятие «ценные бумаги», их классификацию, а так же рассмотреть субъекты рынка ценных бумаг.
•иследовать проблемы регулирования рынка ценных бумаг в условиях глобализации мировой экономики.
•изучить особенности и направления стабилизации мирового рынка ценных бумаг в посткризисный период.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 5
2 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 24
3 ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ МИРОВОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 56
ПРИЛОЖЕНИЕ В 57

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 444.34 Кб (Скачать)

Следующим участником рынка  ценных бумаг является фондовая биржа. Фондовая биржа – это институт, созданный для организации торговли ценными бумагами. Помимо функции организации торговли бумагами она может осуществлять депозитарную и клиринговую деятельность. Фондовая биржа образуется в форме некоммерческой организации. Торговлю на бирже могут осуществлять только ее члены.

Другие лица, желающие осуществлять биржевые сделки, обязаны действовать  через членов биржи как посредников. Членами биржи могут быть только профессиональные участники РЦБ. Биржа - это место, где заключаются сделки с ценными бумагами. Поэтому физически сами ценные бумаги на рынке не присутствуют. После заключения сделки на бирже покупатель и продавец осуществляют между собой взаиморасчеты в соответствии с правилами биржи. Если инвестор желает купить или продать бумаги на бирже, то ему необходимо заключить соответствующий договор с компанией-членом биржи, которая будет предоставлять ему брокерские услуги. На западе распространено такое понятие как инвестиционный банк.

Инвестиционный  банк – это крупная брокерская компания, помогающая эмитенту выпустить и разместить ценные бумаги. Инвестиционный банк отличается от коммерческого тем, что не привлекает средства на депозиты и не выдает кредиты. В российском законодательстве не проводится грань между деятельностью коммерческих и инвестиционных банков на рынке РЦБ. Поэтому коммерческие банки могут выполнять и функции инвестиционного банка. 

 Активных участников  можно разделить на спекулянтов  и арбитражеров. Спекулянт - это лицо, стремящееся получить прибыль за счет разницы в курсовой стоимости ценных бумаг. Если спекулянт прогнозирует рост цены бумаги, то он будет играть на повышение, т.е. купит бумагу в надежде продать позже по более высокой цене. Таких спекулянтов часто называют быками. Если спекулянт прогнозирует падение цены бумаги, он играет на понижение, т.е. займет бумагу и продаст ее в надежде выкупить в последующем по более низкой цене. Таких спекулянтов именуют медведями. 

Арбитражер – это лицо, извлекающее прибыль за счет одновременной купли-продажи одной и той же бумаги на разных рынках, если на них наблюдаются разные цены. Например, одна и та же акция  продается на двух биржах. Поскольку каждая биржа это самостоятельный рынок, то в какие-то моменты времени цена акции на них может отличаться. Арбитражер продает бумагу на той бирже, где она дороже, и покупает там, где она дешевле.

Разница в ценах составляет его прибыль. В результате действий арбитражеров цены на разных рынках становятся одинаковыми. Лицо, осуществляющее подобные операции, должно располагать хорошими системами связи с различными рынками. В современных условиях арбитражные операции часто осуществляются с помощью специально запрограммированных компьютеров. Подводя итог, можно сказать, что одно и то же лицо может являться как спекулянтом, так и арбитражером. [6]

Таким образом, из представленного  материала можно сделать следующие  выводы. Ценные бумаги являются важным атрибутом развитой рыночной экономики. Если рассматривать их как объект гражданских прав – то их относят к вещам, к их особой разновидности.

Каждую ценную бумагу, вернее их рыночную форму и экономическую  суть, можно рассматривать одновременно с нескольких точек зрения. Этим предопределяется возможность классифицировать ценные бумаги по различным признакам. Каждая ценная бумага имеет собственные  уникальные характеристики, которые  позволяют эффективно формировать  портфели и грамотно придерживаться инвестиционных стратегий. Нужно сказать, что именно акции и облигации  имеют наибольшую привлекательность  и в настоящее время они  получили наиболее широкое распространение.

2 ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти  действия.

Регулирование участников рынка  может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность  деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам. Внешнее  регулирование- это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

- государственное регулирование  рынка, осуществляемое государственными  органами;

- регулирование со стороны  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, или саморегулирование  рынка; 

- общественное регулирование,  или регулирование через общественное  мнение.

Цели  регулирования рынка ценных бумаг:

1) поддержка порядка на  рынке, создание нормальных условий  для работы всех участников  рынка; 

2) защита участников рынка  от недобросовестности отдельных  лиц или организаций; 

3) обеспечение свободного  и открытого процесса ценообразования  на ценные бумаги на основе  спроса и предложения; 

4) создание эффективного  рынка, на котором всегда имеются  стимулы для предпринимательской  деятельности и на котором  каждый риск адекватно вознаграждается; 

5) в определенных случаях  создание новых рынков, поддержка  необходимых обществу рынков  и рыночных структур, рыночных  начинаний и нововведений и  т. п.;

6) воздействие на рынок  с целью достижения каких-то  общественных целей. 

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает:

- создание нормативной  базы функционирования рынка; 

- отбор профессиональных  участников рынка; 

- контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

- систему санкций за  отклонение от норм и правил, установленных на рынке. [19]

Рис. 2.1 – Регулирование рынка ценных бумаг

Организационная структура системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в России представлена следующими субъектами (регулирующими органами):

- косвенного (непрямого)  воздействия - Президент РФ, Федеральное  собрание РФ (Совет Федерации  ФС РФ, Государственная дума ФС  РФ), Правительство РФ, Министерство  экономического развития и торговли  РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению  федеральным имуществом, Министерство  юстиции РФ, Федеральная служба  страхового надзора, Верховный  суд РФ, Арбитражный суд РФ;

- прямого (непосредственного)  воздействия - Федеральная служба  по финансовым рынкам (ФСФР), Министерство  финансов РФ, Банк России, Федеральная  антимонопольная служба (ФАС).

Основные функции органов  прямого регулирования:

ФСФР - разрабатывает основные направления развития РЦБ и координирует деятельность федеральных органов  исполнительной власти по вопросам регулирования  РЦБ;

- утверждает стандарты  эмиссий и проспекты эмиссий  ценных бумаг эмитентов (в т.ч.  и иностранных эмитентов);

-разрабатывает правила  осуществления профессиональной  деятельности на фондовом рынке;

- устанавливает требования  к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг  к их публичному размещению, обращению,  котированию и листингу;

- определяет нормы бухгалтерского  учета, отчетности, внутреннего учета  и внутреннего контроля для  профессиональных участников фондового  рынка;

- лицензирует профессиональную  деятельность на РЦБ;

- обеспечивает раскрытие  информации на РЦБ, защищает  права и законные интересы  инвесторов, регулирует корпоративное  (акционерное) управление;

- утверждает, квалификационные  требования и проводит аттестацию  специалистов фондового рынка  и многое другое.[3]

Министерство финансов РФ при участии Банка России осуществляет эмиссию и размещение государственных  долговых ценных бумаг. Кроме того, Министерство финансов контролирует эмиссию  и размещение долговых ценных бумаг  субъектов РФ. ФАС регулирует рынок  производных финансовых инструментов.

Объекты государственного регулирования:

- эмитенты ценных бумаг  (организации, выпускающие и размещающие  акции, облигации и другие ценные  бумаги, включая регистраторов, аудиторов,  платежных агентов и т.д.);

- профессиональные участники  РЦБ (брокеры, дилеры, доверительные 
управляющие, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли, клиринговые организации);

- организации, осуществляющие  коллективные инвестиции на фондовом  рынке (инвестиционные фонды,  паевые инвестиционные фонды,  негосударственные пенсионные фонды,  управляющие компании фондов, специализированные  депозитарии и др.);

- инвесторы (юридические  и физические лица);

- саморегулируемые организации РЦБ;

- организации, осуществляющие  обслуживание инфраструктуры РЦБ  и 
оказывающие услуги участникам фондового рынка (андеррайтеры, 
специализированные консультанты, специализированные учебные центры и др.).

Основные стратегические задачи государственного регулирования

- формирование и обеспечение  неуклонного соблюдения таких  правил деятельности всех его  субъектов, при которых РЦБ  наиболее эффективно выполняет  свои основные макроэкономические  функции - мобилизацию свободных ресурсов для инвестирования экономики и формирования доходных и надежных инструментов сбережения для населения;

- создание цивилизованного  рынка и интеграция российского  РЦБ в мировой финансовый рынок;

- защита законных прав  и интересов профессиональных  участников РЦБ.

Основные принципы государственного регулирования РЦБ:

- вся система регулирования  РЦБ (включая саморегулирование)  создается государством, выполняющим  универсальную функцию по защите  граждан и их интересов, принимающим  меры по защите прав участников  РЦБ на основе лицензирования  и регулирования всех видов  профессиональной деятельности  на фондовом рынке;

- принцип единства нормативной  базы, режима и методов регулирования  рынка на всей территории РФ;

- принцип равных возможностей  всех участников рынка перед  государственными органами регулирования;

- принцип преемственности  в развитии системы регулирования  рынка;

- ориентация на мировой  опыт государственного регулирования  РЦБ и учет тенденции глобализации  финансовых рынков;

- использование механизмов  саморегулирования РЦБ, создаваемых  при помощи и под контролем  государства.

Основные методы регулирования  РЦБ:

- методы институционального  и функционального регулирования;

- саморегулирование как  метод оперативного решения текущих  вопросов;

- общественное регулирование  через общественное мнение.[1]

В Республике Беларусь регулирование  фондового рынка осуществляется Государственным комитетом по ценным бумагам. На него также возложена функция контроля и наблюдения за состоянием РЦБ и за профессиональной деятельностью по ценным бумагам; регистрация выпусков ценных бумаг и лицензирование. В рамках своих полномочий регулирование фондового рынка осуществляют Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и другие государственные органы.

Основными структурными элементами государственного регулирования РЦБ являются совокупность законодательных и нормативных  актов, лицензирование и контроль данной деятельности.

К определяющим элементам инфраструктуры РЦБ в Республике Беларусь относятся: Национальный банк Республики Беларусь, ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", Центральный и уполномоченные депозитарии.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет первичное размещение государственных ценных бумаг и  расчеты, связанные с данными  операциями; расчеты по результатам  торгов ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" (далее — ОАО БВФБ), выплачивает  купонный доход, погашает государственные  ценные бумаги. Таким образом, посредством  этих операций центральным банком реализуется  функция финансового агента Правительства. К функциям Национального банка  в расчетно-клиринговой системе  относят: резервирование для участия  в торгах денежных средств на корреспондентских  счетах коммерческих банков и передачу в ОАО БВФБ информации об этой операции; осуществление переводов денежных средств по результатам торгов на основании распоряжений ОАО БВФБ.

Работа ведущих фондовых бирж мира организована по-разному. В деятельности Нью-Йоркской фондовой биржи принимают участие брокеры (им не разрешено вести операции за свой счет, они действуют как посредники между клиентами и специалистами), специалисты (проводят операции за счет клиентов за свой счет), биржевые маклеры (имеют долю участия в биржевых операциях), ассоциированные члены (допускаются на биржу без права совершать сделки) и др. В работе Лондонской фондовой биржи принимают участие денежные брокеры, предоставляющие займы другим членам биржи в товарной (ценными бумагами) и денежной формах. На Франкфуртской фондовой бирже сделки между банками заключаются при посредничестве свободных маклеров. Специальные члены работают на Токийской фондовой бирже для заключения арбитражных межбиржевых сделок.

Информация о работе Рынок ценных бумаг в системе макроэкономического регулирования: проблемы формирования и стабилизации в условиях глобализации мировой э