Республиканский бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая РБ 17.11.docx

— 103.00 Кб (Скачать)
tify">В долгосрочной перспективе  будет продолжена политика недопущения “истощения” Национального фонда, в соответствии с которой размер гарантированного трансферта, не превысит одну третью часть от активов Национального фонда на конец года предшествующего году разработки республиканского бюджета.

В целях оптимизации республиканского бюджета 6 октября 2010 года Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы» (далее- Закон).

В соответствии с вышеуказанным  Законом определена доходная и затратная  часть республиканского бюджета, которая  в сравнении с предыдущими  периодами обеспечивает рост бюджетных процессов. Достижение роста доходов планируется за счет роста поступлений по налоговым и неналоговым поступлениям.

 

 

 

 

 

Таблица 4

 

Прогноз  республиканского бюджета за 2010-2012 годы

 

млрд.тенге

Наименование показателей

2010 год

2011 год

Отклонение (+;-)

% исполнения

2012 год

Отклонение (+;-)

% исполнения

1) доходы

3 413,8

3 948,0

534,2

115,6%

3 607,7

193,9

105,7%

налоговым поступлениям

1 886,9

2 543,7

656,8

134,8%

2 118,4

231,5

112,3%

неналоговым поступлениям

59,7

78,6

18,9

131,7%

67,1

7,4

112,4%

поступлениям от продажи  основного капитала

26,4

14,5

-11,9

54,9%

24,8

-1,6

93,9%

поступлениям трансфертов

1 440,8

1 311,2

-129,6

91,0%

1 397,4

-43,4

97,0%

2) затраты 

3 897,6

4 311,6

414,0

110,6%

4 257,1

359,5

109,2%

3) чистое бюджетное кредитование

35,5

39,1

3,6

110,1%

4,7

-30,8

13,2%

бюджетные кредиты 

139,0

140,1

1,1

100,8%

105,6

-33,4

76,0%

погашение бюджетных кредитов

103,5

101,0

-2,5

97,6%

100,9

-2,6

97,5%

4) сальдо по операциям с финансовыми активами

284,3

199,8

-84,5

70,3%

81,7

-202,6

28,7%

приобретение финансовых активов 

284,8

200,2

-84,6

70,3%

82,2

-202,6

28,9%

поступления от продажи финансовых активов государства 

0,5

0,4

-0,1

80,0%

0,5

0,0

100,0%

5) дефицит

-803,6

-602,5

201,1

75,0%

-735,8

67,8

91,6%

процент к валовому внутреннему  продукту страны

4,2

2,8

-1,4

66,7%

 

-4,2

0,0%

6) финансирование дефицита бюджета

803,6

602,5

-201,1

75,0%

735,8

-67,8

91,6%


 

 

Так, в сравнении с 2010 годом  прогнозируется рост доходов республиканского бюджета на 15,6% в 2011 году, а в 2012 году на 5,7% (с 2010 годом). При этом, обеспечение  роста доходов предполагается в  первую очередь за счет увеличения налоговых поступлений в 2011 году на 34,8%, в 2012 году на 12,3%. По неналоговым  поступлениям планируется рост на 31,7% в 2011 году и 12,4% в 2012 году.

При этом, за счет роста налоговых  поступлений предполагается снижение поступлений от продажи основного  капитала и трансфертов. Общая сумма  экономии поступлений в 2011 году составит порядка 141,5 млрд.тенге, в 2012 году – 45 млрд.тенге. Экономия по трансфертам позволит увеличить  затраты на развитие региональной экономики.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных в стратегических и программных документах прогнозируется рост расходной части республиканского бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,6%, или 414 млрд.тенге, а в 2012 году на 9,2%, или на 359,5 млрд.тенге.

Также в указанный период планируется снижение темпов приобретения финансовых активов, который повлияет на снижение дефицита бюджета в 2011-2012 года. Так, если в 2010 году дефицит бюджета планируется в размере 803,6 млрд.тенге, то в 2011 году он составит 602,5 млрд.тенге, а в 2012 году – 735,8 млрд.тенге.

 

Диаграмма 3

 

 

 

 

В последующие периоды основным приоритетом остается обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения. Так в период 2010- 2012 годы прогнозируется рост затрат на социальную помощь и социальное обеспечение. Также, как и в 2010 году предполагается увеличение затрат на обслуживание долга с 95 млрд.тенге в 2010 году до 188 млрд.тенге к 2012 году, или почти в 2 раза.

Трансферты в дотационные  регионы в 2012 году будут снижены  до 604 млрд.тенге при 645 млрд.тенге  в 2010 году.

При сравнительно стабильных расходах на государственные услуги и оборону в течение 2010-2012 годов, предполагается увеличение расходов на здравоохранение с 360 до 382 млрд.тенге и образование с 217 до 244 млрд.тенге.

Снижаются затраты, направляемые на развитие конкурентоспособной экономики 843 млрд.тенге в 2010 году до 645 млрд.тенге в 2012 году. Это прежде всего связано с уменьшением затрат на ЖКХ, культуру, спорт и туризм в целом на 207 млрд.тенге в течение 2-х лет.

Таким образом, в течение 2010-2012 годов основным направлением государственной политики будет  являться поддержка социально уязвимых слоев населения, обеспечение занятости  за счет реализации государственных  программ таких как: «дорожная карта», «дорожная карта бизнеса-2020», «100 школ, 100 больниц», «30 прорывных проектов»  и других стратегических государственных  программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Одним из основных звеньев финансовой системы является республиканский бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Республиканский бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Республиканский бюджет характеризуется такими важными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественногопроизводства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Он имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

Адресный характер бюджетных  показателей, отражающих многообразные  связи бюджета с хозяйством создает  основу для их использования, в целях  контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.

После периода спада и  стагнации в 90-х годах прошлого века экономика Казахстана с 2000 года вступила в период высокого экономического роста, который во многом носил восстановительный  характер.

Внешние шоки 2007-2009 годов обнажили и усилили системные проблемы в экономике и привели к замедлению темпов роста экономики.

 Реформа бюджетной  системы, связанная с переходом  на методы бюджетирования, ориентированные  на результаты, начатая в предыдущем  периоде будет продолжена и  реализована в рамках трехлетнего  бюджета, который является базой новой системы бюджетного планирования.

Разработанный Бюджетный Кодекс отражает проводимую и планируемую к проведению работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета.

В среднесрочном периоде  с учетом новых подходов в бюджетном  планировании будет проводиться  умеренная политика государственных  расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.

Республиканский бюджет, являясь основным финансовым планом государства, средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, республиканский бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль управления.

Однако именно республиканский бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям, является конкретным выражением экономической политики государства. Республиканский бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через него осуществляется социальная политика.

Таким образом, республиканский бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.06.2010 г.) от 4 декабря 2008 года № 95-IV ЗРК.
  2. Закон РК «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы» от 7 декабря 2009г. № 219-IV ЗРК.
  3. Закон РК «О республиканском бюджете на 2009-2011 годы» от 4 декабря 2008г. № 96-IV ЗРК.
  4. Закон РК «О республиканском бюджете на 2008 год» от 6 декабря 2007г. № 8-IV ЗРК.
  5. Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров  Республики Казахстан на 2009 – 2013 годы. Одобрен на заседании Правительства  Республики Казахстан, протокол № 32 от 26 августа 2008 года.
  6. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы: Учебник.-Алматы: Каржы-Каражат, 2001. – 512с.
  7. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник.-Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2007. – 568с.
  8. Сахариев С.С., Сахариева А.С., Сахариева А.С. Финансы: Учебник.-Алматы, 2004. – 405с.
  9. Сайт Министерства финансов РК. http://www.minfin.kz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Республиканский бюджет