Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В целях оптимизации
В соответствии с вышеуказанным Законом определена доходная и затратная часть республиканского бюджета, которая в сравнении с предыдущими периодами обеспечивает рост бюджетных процессов. Достижение роста доходов планируется за счет роста поступлений по налоговым и неналоговым поступлениям.
Таблица 4
Прогноз республиканского бюджета за 2010-2012 годы
млрд.тенге
Наименование показателей |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+;-) |
% исполнения |
2012 год |
Отклонение (+;-) |
% исполнения |
1) доходы |
3 413,8 |
3 948,0 |
534,2 |
115,6% |
3 607,7 |
193,9 |
105,7% |
налоговым поступлениям |
1 886,9 |
2 543,7 |
656,8 |
134,8% |
2 118,4 |
231,5 |
112,3% |
неналоговым поступлениям |
59,7 |
78,6 |
18,9 |
131,7% |
67,1 |
7,4 |
112,4% |
поступлениям от продажи основного капитала |
26,4 |
14,5 |
-11,9 |
54,9% |
24,8 |
-1,6 |
93,9% |
поступлениям трансфертов |
1 440,8 |
1 311,2 |
-129,6 |
91,0% |
1 397,4 |
-43,4 |
97,0% |
2) затраты |
3 897,6 |
4 311,6 |
414,0 |
110,6% |
4 257,1 |
359,5 |
109,2% |
3) чистое бюджетное кредитование |
35,5 |
39,1 |
3,6 |
110,1% |
4,7 |
-30,8 |
13,2% |
бюджетные кредиты |
139,0 |
140,1 |
1,1 |
100,8% |
105,6 |
-33,4 |
76,0% |
погашение бюджетных кредитов |
103,5 |
101,0 |
-2,5 |
97,6% |
100,9 |
-2,6 |
97,5% |
4) сальдо по операциям с финансовыми активами |
284,3 |
199,8 |
-84,5 |
70,3% |
81,7 |
-202,6 |
28,7% |
приобретение финансовых активов |
284,8 |
200,2 |
-84,6 |
70,3% |
82,2 |
-202,6 |
28,9% |
поступления от продажи финансовых активов государства |
0,5 |
0,4 |
-0,1 |
80,0% |
0,5 |
0,0 |
100,0% |
5) дефицит |
-803,6 |
-602,5 |
201,1 |
75,0% |
-735,8 |
67,8 |
91,6% |
процент к валовому внутреннему продукту страны |
4,2 |
2,8 |
-1,4 |
66,7% |
-4,2 |
0,0% | |
6) финансирование дефицита бюджета |
803,6 |
602,5 |
-201,1 |
75,0% |
735,8 |
-67,8 |
91,6% |
Так, в сравнении с 2010 годом прогнозируется рост доходов республиканского бюджета на 15,6% в 2011 году, а в 2012 году на 5,7% (с 2010 годом). При этом, обеспечение роста доходов предполагается в первую очередь за счет увеличения налоговых поступлений в 2011 году на 34,8%, в 2012 году на 12,3%. По неналоговым поступлениям планируется рост на 31,7% в 2011 году и 12,4% в 2012 году.
При этом, за счет роста налоговых поступлений предполагается снижение поступлений от продажи основного капитала и трансфертов. Общая сумма экономии поступлений в 2011 году составит порядка 141,5 млрд.тенге, в 2012 году – 45 млрд.тенге. Экономия по трансфертам позволит увеличить затраты на развитие региональной экономики.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных в стратегических и программных документах прогнозируется рост расходной части республиканского бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,6%, или 414 млрд.тенге, а в 2012 году на 9,2%, или на 359,5 млрд.тенге.
Также в указанный период планируется снижение темпов приобретения финансовых активов, который повлияет на снижение дефицита бюджета в 2011-2012 года. Так, если в 2010 году дефицит бюджета планируется в размере 803,6 млрд.тенге, то в 2011 году он составит 602,5 млрд.тенге, а в 2012 году – 735,8 млрд.тенге.
Диаграмма 3
В последующие периоды основным приоритетом остается обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения. Так в период 2010- 2012 годы прогнозируется рост затрат на социальную помощь и социальное обеспечение. Также, как и в 2010 году предполагается увеличение затрат на обслуживание долга с 95 млрд.тенге в 2010 году до 188 млрд.тенге к 2012 году, или почти в 2 раза.
Трансферты в дотационные регионы в 2012 году будут снижены до 604 млрд.тенге при 645 млрд.тенге в 2010 году.
При сравнительно стабильных расходах на государственные услуги и оборону в течение 2010-2012 годов, предполагается увеличение расходов на здравоохранение с 360 до 382 млрд.тенге и образование с 217 до 244 млрд.тенге.
Снижаются затраты, направляемые на развитие конкурентоспособной экономики 843 млрд.тенге в 2010 году до 645 млрд.тенге в 2012 году. Это прежде всего связано с уменьшением затрат на ЖКХ, культуру, спорт и туризм в целом на 207 млрд.тенге в течение 2-х лет.
Таким образом, в течение 2010-2012 годов основным направлением государственной политики будет являться поддержка социально уязвимых слоев населения, обеспечение занятости за счет реализации государственных программ таких как: «дорожная карта», «дорожная карта бизнеса-2020», «100 школ, 100 больниц», «30 прорывных проектов» и других стратегических государственных программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из основных звеньев финансовой системы является республиканский бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Республиканский бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
Республиканский бюджет характеризуется такими важными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественногопроизводства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Он имеет огромное мобилизирующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.
Адресный характер бюджетных показателей, отражающих многообразные связи бюджета с хозяйством создает основу для их использования, в целях контроля за состоянием дел в отраслях материального производства и непроизводственной сферы.
После периода спада и стагнации в 90-х годах прошлого века экономика Казахстана с 2000 года вступила в период высокого экономического роста, который во многом носил восстановительный характер.
Внешние шоки 2007-2009 годов обнажили и усилили системные проблемы в экономике и привели к замедлению темпов роста экономики.
Реформа бюджетной
системы, связанная с
Разработанный Бюджетный Кодекс отражает проводимую и планируемую к проведению работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета.
В среднесрочном периоде с учетом новых подходов в бюджетном планировании будет проводиться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.
Республиканский бюджет, являясь основным финансовым планом государства, средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, республиканский бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль управления.
Однако именно республиканский бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям, является конкретным выражением экономической политики государства. Республиканский бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через него осуществляется социальная политика.
Таким образом, республиканский бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ