Республиканский бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая РБ 17.11.docx

— 103.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г.

 

 

В 2010 году государством продолжена политика, направленная на поддержание уровня государственных расходов, обеспечивающих с одной стороны уровень совокупного спроса, с другой – уровень инвестиционной активности за счет государственных инвестиций, необходимых для восстановления роста экономики.

В текущем году также основным приоритетом является обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения, реализация нового плана дальнейшей модернизации страны для обеспечения посткризисного развития.

С учетом тенденций развития экономики в течение года дважды был уточнен Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы.

На основании скорректированных  макроэкономических показателей в 2010 году дважды была проведена работа по уточнению республиканского бюджета.

В ходе второго уточнения  за счет увеличения доходной части  бюджета и перераспределения  ожидаемого неисполнения плана по итогам 2010 года, с целью их эффективного использования увеличены расходы  по ряду приоритетных направлений, а  также на дополнительное финансирование мероприятий, реализуемых с опережением  сроков и решение ряда неотложных задач. 

Уточнение бюджета осуществлялось в строгом соответствии с поручением Главы государства о жесткой  экономии бюджетных средств и  их эффективном использовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Итоги исполнения республиканского бюджета за 9 месяцев 2010 года.

 

 

Наименование показателей

2010 год

Кассовое исполнение 9 месяцев 2010 года

Отклонение (+;-)

% исполнения

1) доходы

3 413,8

2 530,7

-883,1

74,1%

налоговым поступлениям

1 886,9

1 352,7

-534,2

71,7%

неналоговым поступлениям

59,7

44,9

-14,8

75,2%

поступлениям от продажи  основного капитала

26,4

15,5

-10,9

58,7%

поступлениям трансфертов

1 440,8

1 117,6

-323,2

77,6%

2) затраты 

3 897,6

2 799,6

-1 098,0

71,8%

4) чистое бюджетное кредитование 

35,5

87,3

51,8

245,9%

бюджетные кредиты 

139,0

103,1

-35,9

74,2%

погашение бюджетных кредитов

103,5

15,8

-87,7

15,3%

5) сальдо по операциям  с финансовыми активами 

284,3

170,6

-113,7

60,0%

приобретение финансовых активов 

284,8

170,7

-114,1

59,9%

поступления от продажи финансовых активов государства 

0,5

0,1

-0,4

20,0%

6) дефицит 

-803,6

-526,8

276,8

65,6%

процент к валовому внутреннему  продукту страны

4,2

 

-4,2

0,0%

7) финансирование дефицита  бюджета 

803,6

526,8

-276,8

65,6%


 

 

Исполнение доходов республиканского бюджета за 9 месяцев 2010 года составило 74,1%. При годовом прогнозе доходов – 3413,8 млрд.тенге фактическое исполнение составило 2530,7 млрд.тенге. При этом, качественное исполнение обеспечено за счет роста поступлений по трансфертам в текущем году по сравнению с прошлым годом на 126,7 млрд.тенге, или на 12,8%. Рост поступлений по трансфертам в текущем году позволил исполнить  годовой прогноз на 77,6%.

При кажущемся неисполнении прогноза налоговых поступлений  в 2010 году (71,7% к прогнозу – 1886,9 млрд.тенге) фактически обеспечен рост налоговых  поступлений за 9 месяцев 2010 года к  аналогичному периоду 2009 года на 353,8 млрд.тенге, или на 35,4%. Необходимо учесть, что в текущем году прогноз налоговых поступлений увеличен на 505,7 млрд.тенге, или на 36,6%. Анализ налоговых поступлений 2010 года по кварталам указывает на значительный рост поступлений в 3 квартале 2010 года, что позволяет прогнозировать исполнение налоговых поступлений 2010 года свыше 100% от планируемой суммы. Также, необходимо учитывать ежегодную тенденцию роста предпринимательской активности во втором полугодии.

По итогам 9 месяцев 2010 года наблюдается неисполнение расходной части бюджета. При этом основными причинами неисполнения 92,4 млрд. тенге являются:

  • экономия 14,4 млрд. тенге -  в том числе в процессе государственных закупок – 2,0 млрд.тенге и 12,4 млрд.тенге в связи со снижением фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной экономией по фонду оплаты труда, непредставлением местными исполнительными органами подтверждающих документов по целевым трансфертам;
  • несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, отсутствие конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 9,5 млрд.тенге;
  • несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенос сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное представление актов выполненных работ, счетов-фактур – 32,4 млрд.тенге;
  • неправильное помесячное распределение годовых планов – 1,3 млрд.тенге;
  • несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины – 34,7 млрд.тенге.

Низкое исполнение расходов бюджета за 9 месяцев 2010 года (71,8%) привело  к необходимости реализации в первоочередном порядке важнейших стратегических направлений государственной политики.

Реализация  Дорожной карты по регионам

В рамках освоения целевых  трансфертов, полученных из  республиканского бюджета, осуществлялась и реализация бюджетных программ Дорожной карты.

За 9 месяцев т.г. из республиканского бюджета на реализацию мероприятий  Дорожной карты регионам выделено 91,5 млрд.тенге, из них местными исполнительными  органами освоено 88,7 млрд.тенге или 96,9%. Неисполнено 2,8 млрд.тенге.    

При этом, необходимо отметить, что реализация мероприятий Дорожной карты в регионах осуществлялась по  6 направлениям.

Основное направление, по которому больше предусмотрено бюджетных  средств, это - ремонт и развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры и благоустройство  городов и населенных пунктов. На эти цели в республиканском бюджете (без учета осеннего уточнения) на 2010 год предусмотрено  32,8 млрд.тенге, за 9 месяцев т.г. регионам выделено 31,7 млрд.тенге, из них освоено 30,4 млрд.тенге  или 95,9%.  

 Реализация  программы «Дорожная карта бизнеса  – 2020»

 В рамках освоения целевых трансфертов, полученных из  республиканского бюджета, осуществлялась и реализация программы «Дорожная карта бизнеса – 2020».

Следует отметить, что регионами не в полном объеме осваиваются средства, выделенные на реализацию программы.       

Так, в республиканском  бюджете на 2010 год (без учета осеннего уточнения)  на реализацию  программы  «Дорожная карта бизнеса -2020»  предусмотрено  14 млрд.тенге, за 9 месяцев  т.г. регионам выделено  4 млрд.тенге, из которых местными исполнительными  органами освоено 2,1 млрд.тенге, или 52,5%. Неисполненными остались 1,9 млрд.тенге.

2010 год для программы  является пилотным. В регионах его реализация  осуществлялась по двум направлениям:

  • на поддержку частного предпринимательства из республиканского бюджета выделено 2,8 млрд.тенге, из которых регионами освоено 2,0 млрд.тенге, или 71,4%;
  • на развитие индустриальной инфраструктуры выделено 1,2 млрд.тенге, из них местными исполнительными органами освоено 0,1 млрд.тенге, или   8,3%.   

В текущем году также основным приоритетом является обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения, реализация нового плана дальнейшей модернизации страны для обеспечения посткризисного развития.

 

 

Диаграмма 2

 

 

Затраты республиканского бюджета  за 9 месяцев 2010 года распределены следующим  образом:

- на деятельность гос.органов (оборона, образование, здравоохранение, общественный порядок) - 664 млрд.тенге, или 29%;

- на социальную помощь и социальное обеспечение - 524 млрд.тенге, или 23%;

- направляемые на развитие  конкурентоспособной экономики  - 562 млрд.тенге, или 25%;

- напрочие затраты,  обслуживание долга, трансферты - 526 млрд.тенге, или  23%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Перспективы республиканского  бюджета на 2011-2012 год

 

 

Реформа бюджетной системы, связанная с переходом на методы бюджетирования, ориентированные на результаты, начатая в предыдущем периоде будет продолжена и реализована  в рамках трехлетнего бюджета, который  станет базой новой системы государственного бюджетного планирования.

В рамках реализации Концепции  по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты, утвержденной постановлением Правительства  Республики Казахстан   от 26 декабря 2007 года № 1297, создана правовая основа для принципиально новой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы, повышения самостоятельности и ответственности государственных органов и, в конечном счете - повышения эффективности и прозрачности управления бюджетными средствами.  

Разработанный Бюджетный Кодекс отражает проводимую и планируемую к проведению работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета, что позволит обеспечить:

  • внедрение системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированного на результаты, на всех уровнях бюджетной системы;
  • внедрение трехлетнего бюджетного планирования;
  • установление прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов и использования ими бюджетных средств;
  • переориентацию деятельности государственных органов от освоения бюджетных средств на достижение конкретных результатов.

В среднесрочном периоде  с учетом новых подходов в бюджетном  планировании проводиться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.

Политика расходов в предстоящем  периоде будет определяться с  учетом ряда ограничений:

  • обеспечение сбалансированности расходов бюджета;
  • планирование заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета в размерах обеспечивающих внутренний рынок достаточным уровнем долговых инструментов;
  • первостепенной роли приоритетных направлений социально-экономического развития страны.

Объем расходов республиканского бюджета по отношению к ВВП остается стабильным и составляет в среднем 20 %.

Поддержание планируемого уровня расходов будет обеспечиваться через  регулирование размера гарантированного трансферта из Национального фонда  и дефицита бюджета.

Для финансирования бюджетных программ развития из Национального фонда в бюджет будет направлен гарантированный трансферт, объемы которого на предстоящий трехлетний период утверждены законом о республиканском бюджете на   2010 – 2012 годы.

Прогноз расходов республиканского бюджета основан на основных приоритетах бюджетной политики с учетом выше обозначенных ограничений и фискальных возможностей государства.

Проводимая в среднесрочном  периоде политика расходов будет  направлена на обеспечение полного  выполнения государственных обязательств, в соответствии с долгосрочными  и среднесрочными приоритетами социально-экономической  политики, повышение эффективности  бюджетных расходов с их ориентацией  на конечные результаты за счет улучшения  качества стратегического планирования каждого государственного органа и  сокращения непродуктивных расходов.

При прогнозе расходов государственного бюджета учтены расходы на реализацию поручений Главы государства, озвученных в ежегодном послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан  Казахстана – главная цель государственной политики», а также мероприятий, предусмотренных в стратегических и программных документах.

Расходы республиканского бюджета  в приоритетном порядке будут  направлены на:

  • развитие социальной сферы и инвестиции в человеческий капитал;
  • индустриально-инновационное развитие и реализацию «прорывных» проектов;
  • содействие развитию аграрного сектора;
  • развитие стратегической инфраструктуры;
  • формирование региональных центров экономического роста.

Информация о работе Республиканский бюджет