Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г.
В 2010 году государством продолжена политика, направленная на поддержание уровня государственных расходов, обеспечивающих с одной стороны уровень совокупного спроса, с другой – уровень инвестиционной активности за счет государственных инвестиций, необходимых для восстановления роста экономики.
В текущем году также основным приоритетом является обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения, реализация нового плана дальнейшей модернизации страны для обеспечения посткризисного развития.
С учетом тенденций развития
экономики в течение года дважды
был уточнен Прогноз социально-
На основании
В ходе второго уточнения
за счет увеличения доходной части
бюджета и перераспределения
ожидаемого неисполнения плана по итогам
2010 года, с целью их эффективного
использования увеличены
Уточнение бюджета осуществлялось в строгом соответствии с поручением Главы государства о жесткой экономии бюджетных средств и их эффективном использовании.
Таблица 3
Итоги исполнения республиканского бюджета за 9 месяцев 2010 года.
Наименование показателей |
2010 год |
Кассовое исполнение 9 месяцев 2010 года |
Отклонение (+;-) |
% исполнения |
1) доходы |
3 413,8 |
2 530,7 |
-883,1 |
74,1% |
налоговым поступлениям |
1 886,9 |
1 352,7 |
-534,2 |
71,7% |
неналоговым поступлениям |
59,7 |
44,9 |
-14,8 |
75,2% |
поступлениям от продажи основного капитала |
26,4 |
15,5 |
-10,9 |
58,7% |
поступлениям трансфертов |
1 440,8 |
1 117,6 |
-323,2 |
77,6% |
2) затраты |
3 897,6 |
2 799,6 |
-1 098,0 |
71,8% |
4) чистое бюджетное кредитование |
35,5 |
87,3 |
51,8 |
245,9% |
бюджетные кредиты |
139,0 |
103,1 |
-35,9 |
74,2% |
погашение бюджетных кредитов |
103,5 |
15,8 |
-87,7 |
15,3% |
5) сальдо по операциям с финансовыми активами |
284,3 |
170,6 |
-113,7 |
60,0% |
приобретение финансовых активов |
284,8 |
170,7 |
-114,1 |
59,9% |
поступления от продажи финансовых активов государства |
0,5 |
0,1 |
-0,4 |
20,0% |
6) дефицит |
-803,6 |
-526,8 |
276,8 |
65,6% |
процент к валовому внутреннему продукту страны |
4,2 |
-4,2 |
0,0% | |
7) финансирование дефицита бюджета |
803,6 |
526,8 |
-276,8 |
65,6% |
Исполнение доходов
При кажущемся неисполнении прогноза налоговых поступлений в 2010 году (71,7% к прогнозу – 1886,9 млрд.тенге) фактически обеспечен рост налоговых поступлений за 9 месяцев 2010 года к аналогичному периоду 2009 года на 353,8 млрд.тенге, или на 35,4%. Необходимо учесть, что в текущем году прогноз налоговых поступлений увеличен на 505,7 млрд.тенге, или на 36,6%. Анализ налоговых поступлений 2010 года по кварталам указывает на значительный рост поступлений в 3 квартале 2010 года, что позволяет прогнозировать исполнение налоговых поступлений 2010 года свыше 100% от планируемой суммы. Также, необходимо учитывать ежегодную тенденцию роста предпринимательской активности во втором полугодии.
По итогам 9 месяцев 2010 года наблюдается неисполнение расходной части бюджета. При этом основными причинами неисполнения 92,4 млрд. тенге являются:
Низкое исполнение расходов бюджета за 9 месяцев 2010 года (71,8%) привело к необходимости реализации в первоочередном порядке важнейших стратегических направлений государственной политики.
Реализация Дорожной карты по регионам
В рамках освоения целевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета, осуществлялась и реализация бюджетных программ Дорожной карты.
За 9 месяцев т.г. из республиканского бюджета на реализацию мероприятий Дорожной карты регионам выделено 91,5 млрд.тенге, из них местными исполнительными органами освоено 88,7 млрд.тенге или 96,9%. Неисполнено 2,8 млрд.тенге.
При этом, необходимо отметить, что реализация мероприятий Дорожной карты в регионах осуществлялась по 6 направлениям.
Основное направление, по которому больше предусмотрено бюджетных средств, это - ремонт и развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры и благоустройство городов и населенных пунктов. На эти цели в республиканском бюджете (без учета осеннего уточнения) на 2010 год предусмотрено 32,8 млрд.тенге, за 9 месяцев т.г. регионам выделено 31,7 млрд.тенге, из них освоено 30,4 млрд.тенге или 95,9%.
Реализация
программы «Дорожная карта
В рамках освоения целевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета, осуществлялась и реализация программы «Дорожная карта бизнеса – 2020».
Следует отметить, что регионами не в полном объеме осваиваются средства, выделенные на реализацию программы.
Так, в республиканском бюджете на 2010 год (без учета осеннего уточнения) на реализацию программы «Дорожная карта бизнеса -2020» предусмотрено 14 млрд.тенге, за 9 месяцев т.г. регионам выделено 4 млрд.тенге, из которых местными исполнительными органами освоено 2,1 млрд.тенге, или 52,5%. Неисполненными остались 1,9 млрд.тенге.
2010 год для программы является пилотным. В регионах его реализация осуществлялась по двум направлениям:
В текущем году также основным приоритетом является обеспечение занятости и поддержка социально-уязвимых слоев населения, реализация нового плана дальнейшей модернизации страны для обеспечения посткризисного развития.
Диаграмма 2
Затраты республиканского бюджета за 9 месяцев 2010 года распределены следующим образом:
- на деятельность гос.органов (оборона, образование, здравоохранение, общественный порядок) - 664 млрд.тенге, или 29%;
- на социальную помощь и социальное обеспечение - 524 млрд.тенге, или 23%;
- направляемые на развитие конкурентоспособной экономики - 562 млрд.тенге, или 25%;
- напрочие затраты, обслуживание долга, трансферты - 526 млрд.тенге, или 23%.
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
Реформа бюджетной системы,
связанная с переходом на методы
бюджетирования, ориентированные на
результаты, начатая в предыдущем
периоде будет продолжена и реализована
в рамках трехлетнего бюджета, который
станет базой новой системы
В рамках реализации Концепции
по внедрению системы
Разработанный Бюджетный Кодекс отражает проводимую и планируемую к проведению работу по модернизации и совершенствованию системы планирования, повышению эффективности использования средств бюджета, что позволит обеспечить:
В среднесрочном периоде с учетом новых подходов в бюджетном планировании проводиться умеренная политика государственных расходов, предусматривающая не ограничение, а рост расходов бюджета оказывающих стимулирующее воздействие на экономику в целом.
Политика расходов в предстоящем периоде будет определяться с учетом ряда ограничений:
Объем расходов республиканского бюджета по отношению к ВВП остается стабильным и составляет в среднем 20 %.
Поддержание планируемого уровня
расходов будет обеспечиваться через
регулирование размера
Для финансирования бюджетных программ развития из Национального фонда в бюджет будет направлен гарантированный трансферт, объемы которого на предстоящий трехлетний период утверждены законом о республиканском бюджете на 2010 – 2012 годы.
Прогноз расходов республиканского бюджета основан на основных приоритетах бюджетной политики с учетом выше обозначенных ограничений и фискальных возможностей государства.
Проводимая в среднесрочном периоде политика расходов будет направлена на обеспечение полного выполнения государственных обязательств, в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами социально-экономической политики, повышение эффективности бюджетных расходов с их ориентацией на конечные результаты за счет улучшения качества стратегического планирования каждого государственного органа и сокращения непродуктивных расходов.
При прогнозе расходов государственного бюджета учтены расходы на реализацию поручений Главы государства, озвученных в ежегодном послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», а также мероприятий, предусмотренных в стратегических и программных документах.
Расходы республиканского бюджета в приоритетном порядке будут направлены на: