Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Внеплановый контроль проводится по поручениям Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, уполномоченных на то государственных органов, депутатским запросам.
Принципами государственного финансового контроля являются:
1) принцип независимости - недопущение
вмешательства, посягающего на
независимость органов
2) принцип объективности - проведение
контроля строго в
3) принцип достоверности - подтверждение
результатов контроля
4) принцип прозрачности - ясность
изложения результатов
5) принцип компетентности - совокупность
необходимых для осуществления
контроля профессиональных
6) принцип гласности - обязательная
публикация результатов
Единые требования к государственному финансовому контролю определяются стандартами государственного финансового контроля.
Стандарты государственного финансового контроля разрабатываются Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета совместно с уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и утверждаются Президентом Республики Казахстан.
Стандарты государственного финансового контроля обязательны для исполнения органами государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль подразделяется на следующие типы:
1) контроль на соответствие - оценка
соответствия деятельности
2) контроль финансовой отчетности
- оценка достоверности,
3) контроль эффективности - оценка,
проводимая в том числе на
основе контроля на
Органы государственного
1) комплексный контроль - проверка
и оценка деятельности
2) тематический контроль - проверка
и оценка деятельности объекта
контроля по отдельным
3) встречный контроль - контроль
третьих лиц, который
4) совместный контроль - контроль,
проводимый органами
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
Исполнение бюджета является одной из приоритетных задач государства при ежегодном стратегическом планировании социально-экономического развития Республики Казахстан.
Проведем анализ исполнения республиканского бюджета за истекшие 2008-2009 годы, определив результаты достижения поставленных задач на отчетный период и перспективы республикансого бюджета на ближайшую перспективу.
Как известно, на качественную реализацию всех намеченных социальных, политических государственных программ влияет исполнение доходной части бюджета. Рассмотрим кассовое исполнение республиканского бюджета за 2008 год (таблица 1)
Таблица 1
Исполнение прогноза республиканского бюджета за 2008 год
млрд.тенге
Наименование показателей |
2008 год |
Кассовое исполнение |
Отклонение (+;-) |
% исполнения |
1) доходы |
3 329,6 |
3 317,6 |
-12,0 |
99,6% |
налоговым поступлениям |
2 103,4 |
2 071,4 |
-32,0 |
98,5% |
неналоговым поступлениям |
51,8 |
72,8 |
21,0 |
140,5% |
поступлениям от продажи основного капитала |
8,5 |
8,6 |
0,1 |
101,2% |
поступлениям трансфертов |
1 165,9 |
1 164,8 |
-1,1 |
99,9% |
2) затраты |
2 716,0 |
2 703,6 |
-12,4 |
99,5% |
3) операционное сальдо |
613,7 |
614,0 |
0,3 |
100,0% |
4) чистое бюджетное кредитование |
50,0 |
42,1 |
-7,9 |
84,2% |
бюджетные кредиты |
56,0 |
55,4 |
-0,6 |
98,9% |
погашение бюджетных кредитов |
6,0 |
13,3 |
7,3 |
221,7% |
5) сальдо по операциям с финансовыми активами |
898,0 |
899,4 |
1,4 |
100,2% |
приобретение финансовых активов |
899,5 |
899,5 |
0,0 |
100,0% |
поступления от продажи финансовых активов государства |
1,5 |
0,1 |
-1,4 |
6,7% |
6) дефицит |
-334,4 |
-327,5 |
6,9 |
97,9% |
7) финансирование дефицита бюджета |
334,4 |
327,5 |
-6,9 |
97,9% |
Как видно из приведенных данных в целом исполнение доходной части бюджета составило 99,6% или при плнируемой сумме в 3329,6 млрд.тенге фактическое поступление доходов составило 3317,6 млрд.тенге. При этом необходимо отметить, основная доля поступлений приходится на налоговые поступления (62,4%) обеспечение которых находится в ведении фискальных органов (налоговые и таможенные органы). На доходы от деятельности центральных государственных органов и их подразделений в 2008 году пришлось 81,3 млнрд.тенге, или 2,5%. При этом, значительная часть доходов республиканского бюджета обеспечена за счет привлечения трансфертов с регионов республики (1164,8 млрд.тенге, или 35,1%).
Анализ доходной части
республиканского бюджета показывает
недопоступление налоговых
Недопоступление налоговых платежей по республике в определенной мере повлияло на поступление трансфертов, которые не достигли плановых показателей и были снижены на 1,1 млрд.тенге. В целом данную ситуацию можно отнести на снижение предпринимательской активности в связи с провялением финансового кризиса, который коснулся и предпринимательской среды Казахстана. Однако, в определенной степени повлияло и снижение налоговой нагрузки путем снижения налоговых ставок на основные призводственные налоги.
Как следствие, неисполнения дохода республикансокго бюджета не позволило в полной мере исполнить ее расходную часть. Так, при прогнозируемой сумме в 2716 млрд.тенге, фактическое исполнение составило 99,5%, или 2703,6 млрд.тенге, или неисполнено на 12,4 млрд.тенге.
При этом необходимо отметить,
что значительную часть расходов
республиканского бюджета составляли
социальная помощь и социальное обеспечение
(566,2 млрд.тенге, или 20,9%), а также трансферты
в дотационные регионы
Как видно, на удовлетворение социально-культурных потребностей общества выделена значительная часть республиканского бюджета, что направлено в первую очередь на преодоление последствия финансового кризиса в республике и создание положительного имиджа государства в глазах мировой общественности.
В то же время сокращение бюджетных расходов позволило государству направить значительные средства на приобертение финасовых активов, операции по которым в 2008 году составили 899,4 млрд.тенге, или 27,1% доходов бюджета.
В 2008 году прогнозировался минимальный показатель дефицита бюджета, который составлял 2,1% к валовому внутреннему продукту страны, который быд профинансирован за счет поступлений от займов в размере 327,5 млрд.тенге.
Введение нового Налогового
кодекса, проводимая налоговая реформа,
а также анализ социально-экономической
ситуации в стране вынудиол к более
взвешенному и реальному
Таблица 2
Исполнение прогноза республиканского бюджета за 2009 год
млрд.тенге
Наименование показателей |
2009 год |
Кассовое исполнение |
Отклоне-ние (+;-) |
% исполне-ния |
1) доходы |
2 768,7 |
2 779,2 |
10,5 |
100,4% |
налоговым поступлениям |
1 381,2 |
1 451,0 |
69,8 |
105,1% |
неналоговым поступлениям |
89,6 |
114,3 |
24,7 |
127,6% |
поступлениям от продажи основного капитала |
5,5 |
4,5 |
-1,0 |
81,8% |
поступлениям трансфертов |
1 292,4 |
1 209,4 |
-83,0 |
93,6% |
2) затраты |
3 178,0 |
3 118,6 |
-59,4 |
98,1% |
4) чистое бюджетное кредитование |
18,7 |
25,0 |
6,3 |
133,7% |
бюджетные кредиты |
46,2 |
45,5 |
-0,7 |
98,5% |
погашение бюджетных кредитов |
27,5 |
20,5 |
-7,0 |
74,5% |
5) сальдо по операциям с финансовыми активами |
145,6 |
146,5 |
0,9 |
100,6% |
приобретение финансовых активов |
147,1 |
147,1 |
0,0 |
100,0% |
поступления от продажи финансовых активов государства |
1,5 |
0,6 |
-0,9 |
40,0% |
6) дефицит |
-573,6 |
-510,9 |
62,7 |
89,1% |
процент к валовому внутреннему продукту страны |
3,5 |
-3,5 |
0,0% | |
7) финансирование дефицита бюджета |
573,6 |
510,9 |
-62,7 |
89,1% |
Проводимая в Казахстане
экономическая реформа
Возросла активность государственных органов по предоставлению услуг. Так, если в 2008 году неналоговые поступлениясоставляли 72,8 млрд.тенге, то в 2009 году они составили 114,3 млрд.тенге, или возросли в 1,6 раза.
Значительно возросла расходная часть бюджета, выросшая в 2009 году на 415 млрд.тенге, или 15,3% и составившая 3118,6 млрд.тенге. Рост затрат республиканского бюджета связан с необходимостью увеличения расходов бюджета как на удовлетворение социально-культурных потребностей общества, так и на развитие конкурентоспособной экономики:
- рост затрат на социальную помощь и социальное обеспечение в 2009 году составил 129,7 млрд.тенге, или 23%;
- рост затрат на деятельность
государственных органов (
- рост затрат на жилищно-
- рост затрат на промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность составил 11,2 млрд.тенге, или возрос на 377%.
При этом необходимо отметить,
что значительно снижены
Диаграмма 1
Перераспределение доходов региональных бюджетов увеличило разрыв между развитыми и дотационными регионами, что привело к увеличению расходов на трансферты на 77,9 млрд.тенге, или на 17,3%. На 20% увеличены расходы на обсуживание долга Казахстана.
Увеличение расходов бюджета увеличило нагрузку на исполнение расходной части бюджета, что привело к некачественному исполнению республиканского бюджета (98,1%).
Дефицит республиканского бюджета в 2009 году увеличился до 573,6 млрд.тенге и составил 3,5% к валовому внутреннему продукту Республики Казахстан.