Республиканский бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая РБ 17.11.docx

— 103.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ

1.1. Экономическая сущность  и роль республиканского бюджета

1.2. Состав и структура  доходов и расходов республиканского бюджета

1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА

2.1 Прогнозирование поступлений  в бюджет

2.2 Формирование расходов  бюджета

2.3 Контроль за исполнением  бюджета

3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов

3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г

3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования  социально-экономических процессов  составляют отношения по поводу перераспределения  доходов.

Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан  с начала девяностых годов, не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

Бюджет - важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности  окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных  отношений, без последовательного  проведения научно разработанной бюджетной  политики, без наличия эффективной  системы управления бюджетным процессом.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам  на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной  жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность  предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Принятие Бюджетного кодекса Республики Казахстан № 95-IV ЗРК от 4 декабря 2008 года (далее –Бюджетный кодекс) установило общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Республики Казахстан.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса в Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).

Государственным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский и местные бюджеты  без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Консолидированным бюджетом является централизованный денежный фонд государства, объединяющий республиканский бюджет, бюджеты областей, города республиканского значения, столицы и поступления, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, без учета взаимопогашаемых операций между ними.

Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Казахстан.

Целью настоящей работы является анализ республиканского бюджета, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

  1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ

 

 

    1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета

 

 

Республиканский бюджет является основным звеном финансовой системы, обеспечивающим основные направления  общереспубликанской  государственной  политики.

Через республиканский  бюджет образуется и используется централизованный (бюджет) фонд денежных средств. Именно через республиканский бюджет государство  организует перераспределение средств  между  производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства  общегосударственного значения.

Таким образом,  республиканский бюджет, представляет систему денежных отношений, выражающих движение чистого дохода общества, в процессе которого образуется и  используется централизованный фонд государства  в целях выполнения им своих функций.

Сущность и  содержание бюджета определяются функциями  государства, важнейшей из которых  является воспроизводство производственных отношений, превалирующих на том  или ином этапе развития государства.

На современном  этапе отличительной чертой республиканского бюджета является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Этот процесс происходит по трем направлениям:

  1. Часть доходов трудящихся перераспределяется в пользу класса капиталистов через систему налоговых льгот и субсидий, ссуд;
  2. Часть доходов мелких и средних капиталистов перераспределяется в пользу монополий;
  3. Изменяющиеся пропорции первичного распределения национального дохода.

Характеризуя  сущность бюджета, необходимо знать, что  он является орудием вмешательства  государства в экономику. Именно концентрация огромной части национального  дохода в руках государства позволяет  государству  осуществлять стимулирование развития более перспективных отраслей экономики, финансировать программы  по энергетическому развитию.

Многообразие  понятия «республиканский бюджет»  сводится к его трактованию в следующих составляющих:

  1. как относительно самостоятельная экономическая категория;
  2. как центральный фонд денежных средств государства;
  3. как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);
  4. как основной финансовый план государства;
  5. как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения всеми участниками отношений и членами общества.

Особое влияние на социально-экономическое  развитие республики оказывает система  планирования бюджетных параметров республиканского бюджета.

Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров на 2009 – 2013 годы разработан в соответствии с новой системой планирования, определенной в Концепции по внедрению системы государственного планирования, ориентированного на результаты.

Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров содержит  прогноз макроэкономических показателей, прогноз социальных параметров, тенденции и приоритеты социально-экономического развития Республики Казахстан, основные направления налогово-бюджетной политики на пять лет, прогнозы государственного, республиканского бюджетов и Национального фонда, прогнозируемые объемы расходов по администраторам республиканских бюджетных программ. 

Прогноз социально-экономического развития и бюджетных параметров является основой для разработки Стратегических планов развития центральных  и местных государственных органов, а также республиканского и местных  бюджетов на 3-х летний период. До введения в действие Бюджетного кодекса республиканский бюджет утверждался на один финансовый год.

При утверждени республиканского бюджета к проекту закона прилагаются:

1) проект республиканского  бюджета на плановый период, сформированный  отдельными приложениями по каждому  году планового периода в соответствии  со структурой, определенной настоящим  Кодексом, и единой бюджетной  классификацией.

2) объемы поступлений  на очередной финансовый год,  направляемых в Национальный  фонд Республики Казахстан;

3) перечень республиканских  и местных бюджетных программ  на очередной финансовый год,  не подлежащих секвестру в  процессе исполнения бюджета;

4) другие данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета

 

 

Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура  доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им. Состав и структура доходов республиканского бюджета определяются в соответствии с Бюджетным кодексом и Законом «О республиканском бюджете», утверждаемым на 3-х летний период.

Структура республиканского бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит из следующих разделов:

1)  Доходы:

  • налоговые поступления;
  • неналоговые поступления;
  • поступления от продажи основного капитала;
  • поступления трансфертов;

2) Затраты;

3) Чистое бюджетное кредитование:

  • бюджетные кредиты;
  • погашение бюджетных кредитов;

4) Сальдо по операциям с финансовыми активами:

  • приобретение финансовых активов;
  • поступления от продажи финансовых активов государства;

5) Дефицит (профицит ) бюджета;

6) Финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

  • поступления займов;
  • погашение займов;
  • движение остатков бюджетных средств.

Доходами республиканского бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.

  • налоговые поступления (налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.)
  • неналоговые поступления (обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами Республики Казахстан.)
  • поступления от продажи основного капитала (включают денежные средства от продажи государственного имущества, товаров из государственного материального резерва, земельных участков, находящихся в государственной собственности или предоставления их в постоянное или временное пользование, нематериальных активов, принадлежащих государству.)
  • поступления трансфертов (безвозмездные и невозвратные платежи в бюджет и из бюджета, включая Национальный фонд РК).

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

  • затраты, обеспечивающие деятельность центральных государственных органов и их подразделений;
  • затраты, связанные с организацией и проведением мероприятий, не носящих постоянного характера;
  • затраты на государственный заказ (оплата государственными учреждениями товаров, работ, услуг, полученных от физических, юридических лиц и крестьянских хозяйств на основе гражданско-правовых сделок в рамках реализации бюджетных программ)
  • денежные выплаты физическим лицам (затраты, связанные с платежами физическим лицам в денежной форме в соответствии законодательными актами РК, кроме денежных выплат работникам за труд);
  • иные виды затрат на выполнение обязательств государства.

Информация о работе Республиканский бюджет