Республиканский бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовая РБ 17.11.docx

— 103.00 Кб (Скачать)

 

 

2.1 Прогнозирование поступлений  в бюджет

 

Планирование бюджета и поступлений  в бюджет является процессом разработки предложений по определению объемов поступлений бюджета на планируемый период и направлений их использования с учетом стратегических задач, приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономического развития государства.

В соответствии статьи 65 Бюджетного кодекса РК:

  1. Прогнозирование поступлений бюджета осуществляется уполномоченным органом по государственному планированию с учетом прогноза социально-экономического развития и бюджетных параметров.
  2. Отражение поступлений в бюджет в виде стоимости товаров (работ, услуг) допускается только при получении связанных грантов в виде безвозмездной технической помощи, а также в случаях, предусмотренных международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан. При этом в расходах должна предусматриваться бюджетная программа в объеме, равном стоимости полученных товаров (работ, услуг).
  3. Методика прогнозирования поступлений бюджета разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

Прогнозирование поступлений  доходов в бюджет производится в  соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым  Кодексом), Бюджетным Кодексом Республики Казахстан и другими нормативными правовыми актами.

Основными принципами прогнозирования  поступлений доходов бюджета  являются:

- принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, с соблюдением направлений социально-экономического развития республики, среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, с учетом результатов оценки эффективности реализации программ и исполнения бюджета истекшего и текущего финансовых годов;

- принцип приоритетности - планирование республиканского и местных бюджетов с соблюдением приоритетных направлений стратегического и социально-экономического развития республики или региона на предстоящий среднесрочный период;

- принцип обоснованности – планирование доходов бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений;

- принцип снижения зависимости расходов от нефтяных поступлений - уменьшение размера ненефтяного дефицита за счет целенаправленного развития ненефтяного сектора;

- принцип единого подхода к формированию расчетов прогнозных показателей по административно-территориальным единицам;

- принцип объективности – правильность определения прогнозов поступлений в бюджет по каждому виду налога, сборов и других обязательных платежей в целом по республике и в территориальном разрезе.

Процесс прогнозирования  доходов показан на общей схеме  прогнозирования и мониторинга  отображенной в  схеме 1.

 

 

Схема 1

Общая схема прогнозирования  и мониторинга доходов.


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для осуществления прогнозирования  с наибольшей вероятностью совпадения планируемых и фактических данных необходимо получить картину динамики показателей объема того или иного  вида налоговых поступлений в  зависимости от складывающейся экономической  ситуации, которая, в свою очередь  характеризуется динамикой макроэкономических показателей.

Налоги, объемы которых складываются под непосредственным влиянием динамики макроэкономических показателей, выявляются в ходе корреляционного анализа, определяющего зависимость поступлений  отдельных видов налогов от изменения  макроэкономических показателей.

Основной задачей корреляционного  анализа является определение связи  между случайными величинами путем  оценки коэффициентов корреляции.

Для расчета функциональных взаимосвязей между поступлениями  от конкретного вида налогов и  различными макроэкономическими переменными  используются методы регрессии.

Необходимая информация для  осуществления корреляционного  и регрессионного анализа требует  наличия экономических показателей  за анализируемый период времени  в ретроспективе и их прогнозные значения на планируемые годы в соответствии со среднесрочным планом социально-экономического развития страны.

Основными источниками формирования республиканского бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, Налоги на международную торговлю и внешние операции, поступления за использование природных и других ресурсов.

Доходы республиканского бюджета на 2009 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на не сырьевой сектор экономики.

В расчетах доходов учитывалось  повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений  в 2009 году и в 2010 году на             25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений  социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный  фонд социального страхования с 3 % до 4 % в 2009 году и до 5 % в 2010 году и  увеличения минимальной заработной платы в 2009 – 2013 годах.

Прогноз объемов поступлений  в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2009 – 2013 годы составлен на основе  прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой  цены на нефть, курса тенге к доллару  США, а также динамики поступлений  за предыдущие годы, анализа текущей  ситуации.

В 2010 году поступления прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне – 7,0 % к ВВП, в 2011 году – 6,0 %, в 2012 году – 5,4 %, в 2013 году- 4,7 %.

В результате реформирования системы налогообложения недропользователей ожидается увеличение поступлений  в Национальный фонд.

2.2 Формирование расходов  бюджета

 

 

Деятельность государства связана с прямыми расходами государственных средств. Расходы показывают конкретную величину затрат. Совокупность конкретных видов государственных расходов всех уровней бюджетов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов бюджета любого государства. Построение системы расходов основывается на принципах целевого направления средств, режима экономии и безвозвратности расходования государственных средств.

Государственные расходы  должны осуществляться строго по целевому назначению - по направлениям, предусмотренным  бюджетом. Принцип безвозвратности  средств используется в основном к финансированию социальной сферы, а когда речь идет о финансировании развития экономики, то имеет место  результативное инвестирование, т.е. действует  принцип возвратности выделяемых бюджетных  ассигнований, которые рассматриваются  при этом как производительные расходы  бюджета. Принцип соблюдения режима экономии представляет собой систему  форм и методов снижения расходов бюджета, которые позволяют осуществлять наибольшую результативность и эффективность  использования бюджетных ресурсов.

Система расходов государственного бюджета обусловлена рядом факторов, основными из которых принято  считать природу и функции  государства, уровень социально-экономического развития страны, административно-территориальное  устройство государства, формы предоставления бюджетных средств. Состав и структура  расходов государственного бюджета  определяется их экономическим содержанием  и задачами, которые стоят перед  государством по распределению валового внутреннего продукта. В целях  выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономике страны их классифицируют по различным признакам. В Бюджетном  кодексе республики установлена  классификация расходов бюджета, действующая  на всех уровнях бюджетной системы.

Республиканскими расходами являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счет средств, концентрируемых в республиканском бюджете. Расходы республиканского бюджета по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на две группы затрат:

 а) по обеспечению  непрерывного процесса производства, увеличению производственных фондов;

б) по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.

К первой группе относятся  расходы республиканского бюджета, направляемые на финансирование экономики. K второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, образования, науки, обороны и управления государством.

Соотношение между этими  группами расходов определяет эффективность  бюджета. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие конкурентоспособной  экономики, и, соответственно, ниже уровень  потребительских затрат бюджета, тем  эффективнее использование бюджетных  средств. При этом эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования расходов республиканского бюджета, которая, в свою очередь, зависит, от проводимой государством социальной политики и сложившейся в данный момент социально-экономической ситуации.

Расходы республиканского бюджета  формируются для финансирования следующих направлений:

- государственные услуги общего характера;

- оборона, общественный порядок, безопасность;

- правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность;

- образование;

- здравоохранение;

- социальная помощь и социальное обеспечение;

- культура, спорт, туризм и информационное пространство;

- сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды, земельные отношения;

- промышленность, недропользование, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность;

- транспорт и коммуникации;

- регулирование экономической деятельности;

- прочие направления.

Состав и формирование расходов каждого уровня бюджетной  системы определяется действующими законодательными актами, наличием конкретных объектов на соответствующей административно-территориальной  единице, которые необходимо финансировать, и затратами для обеспечения  их жизнедеятельности.

Бюджетная политика в области  реструктуризации расходов основывается на оценке относительной эффективности  участия государства в различных  отраслях экономики и на сокращении финансирования за счет бюджетных средств  несвойственных и нецелесообразных направлений участия государства. Это дает возможность концентрации бюджетных средств на комплексном  решении приоритетных направлений  развития экономики с одновременным  выполнением текущих обязательств государства.

Создание действенной  системы экономического и бюджетного планирования, оптимизация и унификация программных документов, разработка методики их оценки будет способствовать установлению четкой взаимосвязи мероприятий, предусмотренных бюджетными программами, с расходами бюджета, повышению  эффективности использования бюджетных  средств.

 

2.3 Контроль за исполнением  бюджета

 

 

Государственный финансовый контроль осуществляется путем проверки и  анализа соблюдения объектами контроля бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан с целью  выявления, устранения и недопущения  нарушений.

Государственный финансовый контроль подразделяется на:

1) внутренний и внешний государственный  финансовый контроль в зависимости  от органа, который его осуществляет;

2) проводимый на республиканском и местном уровне государственного управления в зависимости от соответствующего уровня бюджета.

Систему органов государственного финансового контроля на республиканском уровне составляют:

1) Счетный комитет по контролю  за исполнением республиканского  бюджета;

2) уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему контролю;

3) службы внутреннего контроля центральных государственных органов;

Счетный комитет по контролю за исполнением  республиканского бюджета является высшим органом государственного финансового  контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и  подотчетным Президенту Республики Казахстан.

Внутренний государственный финансовый контроль на республиканском уровне осуществляется уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля центральных  государственных органов в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Уполномоченный Правительством Республики Казахстан орган по внутреннему  контролю проводит внутренний государственный  финансовый контроль по утвержденному  на соответствующий финансовый год  плану.

Информация о работе Республиканский бюджет