Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, курсовая работа
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.
ВВЕДЕНИЕ
1. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ
1.1. Экономическая сущность и роль республиканского бюджета
1.2. Состав и структура доходов и расходов республиканского бюджета
1.3. Баланс бюджета. Дефицит бюджета
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Контроль за исполнением бюджета
3. СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Анализ доходов и расходов республиканского бюджета 2008-2009 годов
3.2 Состояние бюджета республики на 01.10.2010г
3.3 Перспективы республиканского бюджета на 2011-2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В составе республиканского бюджета образуются резервы правительства для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджета из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают чрезвычайный резерв, резерв на неотложные затраты, резерв на исполнение обязательств по решениям судов, резерв на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы.
Чистое бюджетное кредитование - разница между бюджетными кредитами и погашением.
Сальдо по операциям с финансовыми активами – разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.
Дефицит бюджета представляет
собой отрицательную разницу
между поступлениями и
Финансирование бюджета (использование профицита) имеет двойное значение:
Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяются бюджетной классификацией – систематизированной группировкой доходов и расходов бюджета по однородным признакам, положенной в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами организаций и учреждений, позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы, обеспечивает увязку и сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Единая бюджетная система является единой и обязательной для консолидированного бюджета и одним из инструментов гармонизации системы показателей стратегических и среднесрочных программ и планов развития республики, республиканского и местных бюджетов в целях достижения их сбалансированности.
В Казахстане применяется
единая бюджетная классификация, соответствующая
Международным стандартам. Она предусматривает
группировку поступлений и
Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям:
Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам, классы и подклассы – по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.
В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная классификации.
Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на пять разделов:
Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
Функциональная группа отражает основные направления развития страны, соответствующие стратегическим приоритетам развития страны и показывающие четкую цепь каждого из них.
По основным функциональным группам расходы подразделяются на: государственные услуги общего характера, оборону, общественный порядок и безопасность, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функциональной классификации расходов.
Функциональная подгруппа конкретизирует группы задач по каждому стратегическому приоритету развития страны внутри функциональной группы.
Администратор бюджетных программ – государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ.
Бюджетная программа – комплекс задач, обеспечиваемых бюджетными средствами, принятый для реализации функций государственного управления, стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики или региона.
Бюджетная программа может подразделяться на подпрограммы, конкретизирующие задачи, обеспечиваемые бюджетными средствами, принятые для реализации функции государственного управления, стратегических, среднесрочных программ и планов развития республики или региона в рамках бюджетной программы.
В зависимости от экономических
результатов бюджетные
В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные и распределяемые (между различными администраторами бюджетных программ).
В обязательном порядке осуществляется оценка эффективности бюджетных программ на стадиях их разработки, планирования республиканского и местных бюджетов, проведения контроля над их реализацией.
Экономической классификацией
расходов бюджета является группировка
расходов бюджета по экономическим
характеристикам, отражающая операции,
осуществляемые государственными учреждениями
для реализации бюджетных программ.
Группировка экономической
Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов.
При исполнении бюджета используется сочетание функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.
Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (подпрограмм).
В расходах на второй и третий годы планового периода базовые расходы излагаются по функциональным группам, администраторам бюджетных программ и бюджетным программам, а расходы на новые инициативы отражаются одной бюджетной программой;
В каждом бюджете необходимо сбалансировать доходную и расходную части. При составлении бюджета основным вопросом является достижение равновесия денежных поступлений и расходов государства.
Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек - профицит. Он направляется на погашение государственного долга или может составить свободные остатки бюджетных средств в республиканском и местных бюджетах. Свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные счета правительства и местных исполнительных органов и используются на прирост оборотной основой наличности и на покрытие государственного долга соответствующего органа власти. При отсутствии такой необходимости решения об использовании данных средств, принимаются соответствующими администрациями.
Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного и постоянного дефицита характеризует кризисное состояние финансов. Допустимым уровнем дефицита считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит может быть сравнительно легко покрыт с помощью выпуска государственных займов или эмиссии бумажных денег. При значительном и хроническом дефиците бюджета займы не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного обращения, обесценению денег, снижению реальных доходов и падению жизненного уровня населения.
Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие вызывается следующими причинами:
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
а) государственные займы;
б) увеличение налогообложения;
в) эмиссия денег.
В свою очередь эмиссия денег может выражаться как в прямом выпуске денежных знаков в обращение, так и косвенно - путем выпуска государственных ценных бумаг и реализации их коммерческим банкам, которые увеличивают свои резервы и посредством банковского мультипликатора увеличивают количество денег в обращении.
Фискальная политика в отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях:
1. Ежегодно балансируемый бюджет.
Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.
Политика сбалансирования
бюджета может также усилить ин
2. Бюджет, балансируемый па циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада производства государство снижает налоги и увеличивает расходы, намеренно создавая дефицит. При последующем подъеме экономики государство увеличивает налоги и сокращает расходы, а возникающие бюджетные излишки направляются на погашение дефицитов в годы спада. Таким образом проводится антициклическая фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции является то, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.
3. Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью является балансирование экономики в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечения неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков. В данном случае предполагается, что налоговая система обеспечит поступления в бюджет автоматически по мере экономического роста, а макроэкономическая стабильность будет стимулировать этот рост, в результате чего дефицит будет самофинансироваться. Помимо этого, государство практически неограниченно может манипулировать налогами и покрывать дефициты бюджета. В данной концепции предполагается также, что наличие дефицитов крупного государственного долга для нормальной экономики е опасны.
Фискальная политика, ориентированная на концепции бюджета, балансируемого на циклической основе и функциональных финансов, предполагает разработку обоснованной программы финансовых мероприятий, учитывающей состояние денежного обращения, обеспечивающей контроль за формированием бюджетных дефицитов, финансирование эффективных мероприятий по направлениям государственных расходов.