Реформированик пенсионной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание и первые итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского Управления Пенсионного фонда РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

- на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского отделения Пенсионного фонда РФ дать оценку первым результатам предпринятых шагов реформирования;

- на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации

1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России

1.2 Проблемы пенсионного обеспечения

1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование

2. Анализ результатов реформирования пенсионной системы РФ на примере УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск Республики Татарстан

2.1 Характеристика деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.2 Анализ деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда

3. Варианты совершенствования пенсионной системы РФ

3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт

3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

реформ пенс сист рф.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

Рост по остальным  показателям произошел несущественно  и не представляет особого интереса. 

Анализ сведений о суммах назначенных пенсионерам  пенсий за 2008-2009 годы показывает рост по всем показателям. 

Общая сумма назначенных пенсий по всем пенсионерам выросла за период 2008-2009 годы на 115,75 млн. рублей, и составило в 2009 году 390,78 млн.руб. Сравнивая этот показатель с прошлым периодом произошел существенный рост, почти в два раза. Базовая часть этих пенсий увеличилась на 57,28 млн. рублей. В 2008 данный показатель был равен 115,20 млн. рублей, а в 2009 году 172,48 млн. рублей. Страховая часть пенсий в 2008 году составляла 146,41 млн. рублей, а в 2009 году -199,24 млн. рублей, что на 52,83 млн. рублей больше. Сумма назначенных пенсий по государственному обеспечению увеличилась на 5,64 млн. рублей и в 2009 году составила 19,06 мл. рубля. 

Сумма назначенных  трудовых пенсий увеличилась к 2009 году на 110,88 млн. рубля по сравнению с 2008 годом и составила 375,09 млн. рубля. Базовая часть этого показателя увеличилась на 57,25 млн. рубля и составила 172,48 млн. рубля. Страховая часть в 2008 году составляла 146,19 млн. рубля, а в 2009 году – 199,01 млн. рубля, что на 52,82 млн. рубля больше. Основной прирост данного показателя произошел за счет увеличения сумм, назначенных по старости. В 2008 году сумма составила 239,33 млн. рубля, а в 2009-329,28 млн. рубля. Абсолютное отклонение данного показателя равно 99,95 млн. рубля в сторону увеличения. Базовая часть увеличилась на 50,85 млн. рубля, и в 2009 году составила 153,42 млн. рубля. Страховая часть увеличилась на 48,28 млн. рубля. 

Рост по остальным  показателям произошел несущественно  и не представляет особого интереса. 

Таким образом, влияние реформирования на пенсионное обеспечение оказалось недостаточно эффективным. Сумма полученных доходов УПФР г. Нефтекамск в 2008 году увеличилась на 425,1 млн. руб. В 2009 году увеличение составило 12,2 млн. руб. За три анализируемых года увеличение составило 437,3 млн. руб., или 20,24%. 

Расходы УПФР за анализируемый период увеличились  на 1748,89 млн. руб. Основной показатель, повлиявший на сумму расходов –  выплата пенсий и пособий. Сумма  выплат за 2007-2008 годы изменилась на 851,97 млн. руб. в сторону увеличения. За 2008-2009 годы сумма увеличилась на 876,12 млн. руб. Данная динамика роста суммы выплат говорит о том, что растет количество людей, получающих пенсию, а также растет сумма самой пенсии. 

Рост расходов отражает последствия проведения реформ в области пенсионного обеспечения в России, однако разница суммы доходов и расходов довольно значительная, в 2009 году она составила 1,66, что говорит о дефиците источника покрытия расходов. 

Численность пенсионеров  с каждым годом растет. В 2007 году этот показатель составил 60454 человек, а к концу 2009 года он уже составил 64929 человек, что на 4475 человек больше. Число работающих пенсионеров также увеличивается, в 2009 году этот показатель составил 25638 человек. 

С ростом численности  пенсионеров растет также сумма  назначенных им пенсий. Так, общая сумма назначенных пенсий по всем категориям пенсионеров выросла на 60,18 млн. руб. за 2007-2008гг. За период 2008-2009 гг. общая сумма пенсий увеличилась на 115,75 млн. руб. Сравнивая этот показатель с прошлым периодом, следует отметить, что рост произошел почти в два раза. Это говорит о положительном влиянии реформы пенсионной системы. Однако реформа далека от совершенства и требует поправок. 
 

3. Варианты совершенствования  пенсионной системы РФ 

  

3.1 Пенсионные  реформы: зарубежный опыт 

  

Все страны, имеющие  институты социальной защиты и социального  страхования, вынуждены рано или  поздно реформировать свои пенсионные системы. Это обусловлено как  увеличением средней продолжительности  жизни и более быстрым ростом численности пожилых граждан по сравнению с трудоспособным населением, так и непрерывным повышением социальных стандартов и качества жизни. 

До начала периода  пенсионных реформ государственное  пенсионное обеспечение повсеместно  было основано на распределительном  механизме. В 1970-1980-е годы, когда наметились вышеуказанные демографические тенденции, под пенсионной реформой понимали полный отказ от распределительной системы и переход к новым моделям, базирующимся на различных накопительных схемах и их сочетаниях. Считалось, что накопительные механизмы адекватны рыночной экономике и способны решить обостряющие пенсионные проблемы благодаря более высокой эффективности. Постепенно в большинстве стран подходы к пенсионной реформе становились менее радикальными. К настоящему времени сформировалось три направления реформирования государственных пенсионных систем: 

- сохранение  классической распределительной  системы, использование «параметрического  подхода» с коррекцией ее отдельных  параметров: 

1) сокращение  расходов пенсионной системы  за счет повышения пенсионного возраста и отмены пенсионных льгот; 

2) увеличение  доходов на основе повышения  ставок пенсионных взносов, расширения  базы их взимания (например, включения  премиальных выплат и отпускных  пособий, отмены «потолка» заработной  платы, использования новых источников); 

3) оптимизация  доходов и расходов путем замены  или модификации расчетных формул (переход к условно-накопительным  моделям, увеличение трудового  стажа для получения права  на полную пенсию); 

4) улучшение  собираемости пенсионных взносов (более активное применение административных рычагов, использование системы льгот для повышение прямой заинтересованности в платежах). 

«Параметрический  подход» означает, что в условиях старения населения и изменения  соотношения работающих и пенсионеров в пользу последних предпочтение отдается изменению параметров распределительной системы, что дает больший эффект при меньших рисках; 

-сохранение  основ распределительной системы  с введением накопительного элемента. В разных комбинациях одновременно совершенствуется распределительная система и постепенно добавляется накопительная часть в виде поступлений установлений доли пенсионных взносов на накопительные счета государственных или частных пенсионных фондов. Используются также схемы отчислений в накопительную часть лишь при определенном уровне заработной платы; 

-переход на  полностью накопительную пенсионную  систему с передачей прав распоряжения  пенсионными средствами частным  пенсионным фондам. Радикальность  реформы усиливается тем, что  вновь вступающим на рынок труда предлагается только накопительная система [22,c.47]. 

В США, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Испании, Португалии, Швейцарии, Австрии, Норвегии, Японии, где сохранение социальной стабильности – одна из приоритетных политических задач, выбрали путь «параметрических» реформ. Такой же выбор сделали Чехия и Словения. В этих странах уровень гражданского самосознания настолько высокий, что любые даже косметические изменения в пенсионной системе вызывают сильное недовольство населения. Особенно это касается увеличения тарифов пенсионных взносов или пенсионного возраста. Вот почему государства вынуждены действовать здесь очень аккуратно. 

Например, планируется  длительный переход к увеличению пенсионного возраста или устанавливается  не возраст выхода на пенсию, а максимальный возраст, ранее которого невозможно принудить к выходу на нее; право на получение полной пенсии привязано не только к пенсионному возрасту, но и к величине трудового стажа. В ходе пенсионных реформ «потолок» заработной платы, с которой начисляются взносы в пенсионную систему, отменили в Бельгии, Италии, Португалии и Швейцарии. 

Второе направление  реформ выбрали Швеция, Великобритания, Финляндия, Польша, Венгрия, Болгария, Литва, Эстония, Аргентина, Колумбия, Перу, Уругвай. В этих странах государственная пенсионная система базируется на распределительной модели, накопительная часть играет вспомогательную роль «второй опоры» [23,c.27]. 

В Швеции в рамках распределительного механизма была полностью изменена формула расчета  пенсии путем перехода к условно-накопительным счетам. На специальные накопительные счета направляется не более 2% пенсионных взносов с их последующей капитализацией и передачей гражданам при выходе на пенсию. Такой переход к частично накопительной системе имел целью реально сократить коэффициент замещения, поскольку его величина на уровне 65-67% при достаточно уравнительной пенсионной системе стала дестимулировать экономическую активность. Такая же модель с некоторыми модификациями была принята в Польше. Выбор рядом стран Латинской Америки промежуточного варианта реформ стал реакцией на неоднозначный чилийский опыт полного перехода на накопительную пенсионную систему. 

По третьему пути пенсионных реформ рискнули пойти  всего пять стран: Чили, Боливия, Мексика, Сальвадор и Казахстан. Накопительная модель в этих странах носит абсолютный характер и подразумевает отсутствие права выбора для всех граждан, вновь вступающих на рынок труда. 

В Чили раньше существовала относительно отлаженная распределительная  система. Кардинальный переход на накопительную модель в 1981 г. здесь был обусловлен, помимо прочего, благоприятной экономической конъюнктурой и жесткой административной формой управления государством. 

Сегодня можно  констатировать, что накопительная  пенсионная система распространяется только на работников с постоянным доходом. Граждане, имеющие случайные или временно-постоянные заработки, из системы автоматически исключаются. Они могут рассчитывать только на небольшое государственное пособие размером не более 35-40% минимальной заработной платы. Нередко пенсии нынешних пенсионеров, оставшихся в распределительной системе, превышают пенсии перешедших в накопительную. Как показывает анализ накопленного за семь лет реформы пенсионного капитала в России, пенсии у тех, кто останется в полностью распределительной системе, также будут выше, чем у граждан, имеющих накопительный элемент. Кроме того, частное управление средствами пенсионных фондов очень затратное: на покрытие соответствующих издержек уходит до 25% величины ежегодных взносов, что намного превышает проценты, начисляемые на них. В распределительных системах норма административных расходов составляет 1-1,5% суммы собираемых взносов[24,c.35]. 

Одной из причин перехода к полностью накопительной  системе в Казахстане в 1998 г. называли необходимость запуска и развития фондового рынка. Таким образом, накопительный механизм должен был породить рыночные институты, а не наоборот. Очевидно, именно это обусловило серьезные трудности в становлении новой пенсионной системы. 

Пенсионная реформа призвана прежде всего повлиять на величину коэффициента замещения. В США и развитых странах Западной Европы, где распределительная государственная пенсионная система охватывает более 90% наемных работников, коэффициент замещения остается фактически неизменным. В Австрии, Италии, Португалии он достигает 80% средней заработной платы, в Германии и Франции – 50-60%, в США – 40-50% и в Японии – более 30% [25,c.33]. 

Страны, которые  ввели накопительный элемент, добились разных результатов с точки зрения динамики этого показателя. В некоторых стремились снизить коэффициент замещения на несколько процентов. В Польше установлен минимальный уровень – 28% средней заработной платы, более низкие пенсии компенсируются из государственного бюджета. 

Что касается стран, полностью перешедших на накопительную пенсионную модель, то в Чили коэффициент замещения в зависимости от вида пенсии составляет от 30 до 50%. В Казахстане он снизился с 27,3% в 2000 г. до 21,7% в 2007 г. Примечательно, что такая же динамика наблюдается и в России. Для сравнения: в Украине и Белоруссии, где сохранилась традиционная (советская) распределительная система, за этот же период величина коэффициента замещения изменилась соответственно с 36,5 до 53,6% и с 47,5 до 45,2%. 

Для перехода к  распределительно-накопительным или полностью накопительным моделям пенсионного обеспечения использовались различные источники финансирования: 

- повышение государственного  долга; 

- доходы от  приватизации государственной собственности  ; 

- кредиты международных организаций; 

- постепенное  формирование пенсионных резервов  из средств, остающихся после  выплаты пенсий в распределительной  системе; 

- объединение  средств государственных пенсионных  и других фондов для получения  дополнительного инвестиционного  дохода [26,c.25]. 

Анализ пенсионных реформ в разных странах позволяет  сделать следующие выводы: 

- чем выше  уровень развития страны, тем  менее радикальны реформы: основной  акцент делают на сохранении  и дальнейшем совершенствовании  базовой распределительной системы. Накопительные модели используют для расширения спектра дополнительных государственных и негосударственных коллективных, прежде всего профессиональных, схем с целью повысить общий уровень пенсий, а также усилить их дифференциацию. Частные накопительные схемы применяют, чтобы обеспечить индивидуальные потребности высокооплачиваемых групп населения в сохранении достигнутого уровня доходов на протяжении всей жизни; 

Информация о работе Реформированик пенсионной системы России