Реформированик пенсионной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание и первые итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского Управления Пенсионного фонда РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

- на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского отделения Пенсионного фонда РФ дать оценку первым результатам предпринятых шагов реформирования;

- на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации

1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России

1.2 Проблемы пенсионного обеспечения

1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование

2. Анализ результатов реформирования пенсионной системы РФ на примере УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск Республики Татарстан

2.1 Характеристика деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.2 Анализ деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда

3. Варианты совершенствования пенсионной системы РФ

3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт

3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

реформ пенс сист рф.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

В-третьих, передав  накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, можно рассчитывать на большую  потенциальную доходность пенсионных накоплений, а значит, и на больший размер пенсии в будущем. 

В-четвертых, в  отличие от управляющих компаний, работающих со средствами пенсионных накоплений обезличенно, будущий пенсионер  в любой момент времени может  узнать о том, сколько денег находится  на его счете. 

В-пятых, важное преимущество формирования накопительной  части трудовой пенсии через НПФ  – возможность ее наследования после  смерти застрахованного лица. Трудовые пенсии по старости, выплачиваемые  ПФР, унаследовать невозможно. При переходе в НПФ такая возможность появляется. 

Как считают  большинство аналитиков, работа с  НПФ сопряжена с большими рисками  в силу того, что средства пенсионных накоплений переходят из собственности  государства в собственность  НПФ, а также меньшей прозрачности НПФ. Кроме того, для управления пенсионными накоплениями НПФ привлекаются частные управляющие компании, и потенциальная доходность от управления будет ниже за счет вознаграждения компаниям и самому НПФ. В этой связи можно сделать следующий комментарий. 

Учредители НПФ не могут направлять средства, находящиеся в собственности НПФ, на какие-то иные цели и виды деятельности, кроме уставной. Таким образом, весь сформированный доход будет направлен на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц. На средства пенсионных накоплений, находящиеся в собственности НПФ, не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов перед застрахованными лицами), вкладчиков, страхователя, управляющей компании, специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников. К ним не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества [13,c.59]. 

Следующий комментарий  связан с актуарным оцениванием. НПФ должны отчетливо представлять, какие суммы данный фонд может инвестировать, во что инвестировать, на какой срок, а также учитывать доходность этих вложений. Нужно учитывать имеющиеся обязательства перед пенсионерами и необходимость будущих выплат. Кроме того, для разных клиентов НПФ предлагает разные пенсионные схемы. Все это требует услуг специалистов, которые на основании различных методик оценивают соотношение между активами фонда и его обязательствами. Таких специалистов называют актуариями. Они проводят актуарную оценку деятельности НПФ, в которой отражается его долгосрочная устойчивость. 

Деятельность  НПФ подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное заключение – это результат  оценивания принятых НПФ обязательств (в том числе и перед застрахованными  лицами), а также актуарной стоимости средств пенсионных накоплений. Актуарное заключение представляется НПФ в ФСФР России не позднее 30 июля каждого года. 

Ежегодно по итогам финансового года НПФ обязаны  проводить и независимую аудиторскую  проверку. Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, бухгалтерской отчетности НПФ, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений и др. Аудиторское заключение представляется НПФ в ФСФР России [14,c.59]. 

Таким образом, пенсионная система России, как и  любого другого государства, далека от совершенства. 

Основные проблемы пенсионного обеспечения, выявленные еще в период планово-административной экономики, а также новые проблемы рыночного периода хозяйствования России ускорили переход на систему страхования, когда финансовые ресурсы Пенсионного фонда создаются с участием всех заинтересованных сторон: 

- самих граждан, пенсионеров и будущих пенсионеров; 

- работодателей,  от которых зависит уровень  доходов трудоспособного населения  и величина отчислений на социальное  страхование; 

- государственных  и муниципальных органов власти, поскольку бюджетные средства являются тем ресурсом, благодаря которому удается решать чрезвычайные проблемы и покрывать кассовый разрыв между доходами и расходами в пенсионной системе. 
 

2. Анализ результатов  реформирования пенсионной системы  РФ на примере УПФР в Нефтекамском  районе и г. Нефтекамск Республики Татарстан 

  

2.1 Характеристика  деятельности УПФР в Нефтекамском  районе и г. Нефтекамск 

Пенсионный фонд РФ (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным правительству  РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет около 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москва и Санкт-Петербург. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках [15,c.42]. 

Как государственный  внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП Росси составляет порядка 6%. ПФР выплачивает пенсии свыше 38,6 млн. пенсионеров и пособия для 20 млн. льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц более 128 млн. граждан России. 

Средства ПФР формируются за счет: 

- страховых взносов  работодателей; 

- страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том  числе фермеров и адвокатов; 

- страховых взносов  иных категорий работающих граждан; 

- ассигнований  из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению граждан, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, индексацию указанных пенсий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке пенсий и пособий; 

- средств, возмещаемых  ПФР Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; 

- средств, взыскиваемых  с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных  требований; 

- добровольных  взносов физических и юридических  лиц, а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений. 

Средства ПФР  направляются на: 

- выплату в  соответствии с действующим на  территории Российской Федерации  законодательством, межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; 

- выплату пособий  по уходу за ребенком в возрасте  старше полутора лет; 

- оказание органами  социальной защиты населения  материальной помощи престарелым  и нетрудоспособным гражданам; 

- финансовое  и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов; 

- другие мероприятия,  связанные с деятельностью ПФР. 

В структуре  Пенсионного фонда - 7 Управлений в  Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. 

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций: 

- учет страховых  средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; 

- назначение  и выплата пенсий. Среди них  трудовые пенсии (по старости, по  инвалидности, по случаю потери  кормильца), пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, пенсии  военнослужащих и их семей,  социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров; 

- назначение  и реализация социальных выплат  отдельным категориям граждан:  ветеранам, инвалидам, инвалидам  вследствие военной травмы, Героям  Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д. 

- персонифицированный  учет участников системы обязательного  пенсионного страхования. В системе  учитываются страховые пенсионные  платежи почти 63 млн. россиян; 

- взаимодействие  с работодателями - плательщиками  страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц; 

- выдачу сертификатов  на получение материнского (семейного)  капитала; 

- управление  средствами пенсионной системы,  в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании; 

- реализацию  Программы государственного софинансирования  пенсии; 

- с 2010 года  – администрирование страховых  средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию; 

- с 2010 года  – установление федеральной социальной  доплаты к социальным пенсиям,  в целях доведения совокупного  дохода пенсионера до величины  прожиточного минимума пенсионера. 

1 апреля 2010 года  в составе трудовой пенсии  по старости был на 6,3% увеличен  фиксированный базовый размер  ее страховой части. Теперь  фиксированный базовый размер  трудовой пенсии по старости  для большинства пенсионеров  составляет 2 723 рубля 41 коп. 

C 2010 года базовая  часть трудовой пенсии по старости  в Российской Федерации вошла  в страховую часть трудовой  пенсии по старости в виде  фиксированного базового размера.  Если раньше базовая и страховая  части индексировались отдельно  и по разным правилам, то теперь страховая часть индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Такой подход позволил сделать процесс индексации более простым и понятным для пенсионеров [16,c.55]. 

Управление Пенсионного  фонда России (УПФР) в Нефтекамском районе и г.Нефтекамск Республики Татарстан  образовано на основании Постановления  Правления Пенсионного Фонда  РФ от 04.12.2000г. №150, для организации  пенсионного обеспечения в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск. 

УПФР действует  на основании положения «О государственном  учреждении – Управлении Пенсионного  Фонда РФ в Нефтекамском районе и  г. Нефтекамск РТ», утвержденного Постановлением Правления ПФР от 27.08.2003г. №123п. Управление ПФР является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках. 

УПФР в г. Нефтекамск состоит из следующих отделов: 

- финансово-экономический  отдел; 

- отдел выплаты  пенсии; 

- отдел автоматизации; 

- отдел социальных  выплат; 

- клиентская  служба; 

- отдел персонифицироанного  учета и взаимодействия со  страхователями и застрахованными  лицами, взыскания недоимки; 

- отдел назначения  и перерасчета пенсий; 

- отдел оценки  пенсионных прав застрахованных лиц. 

Вышестоящей организацией является Отделение Пенсионного  Фонда РФ по Республике Татарстан. 

В Нефтекамском УПФР численность работников составляет 143 человека. 

В целях эффективного расходования бюджетных средств  и исполнения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005г. №94-ФЗ за 9 месяцев 2009 года было проведено 8 размещений заказов различными способами, а именно: открытых конкурсов - 4, запрос котировок - 4. По итогам было заключено 8 контрактов. 

Информация о работе Реформированик пенсионной системы России