Реформированик пенсионной системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы - раскрыть содержание и первые итоги реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского Управления Пенсионного фонда РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации;

- на основе анализа доходов и расходов Нефтекамского отделения Пенсионного фонда РФ дать оценку первым результатам предпринятых шагов реформирования;

- на основе изучения мирового опыта построения пенсионных систем выявить возможности использования их достоинств в отечественной практике реформирования системы пенсионного страхования.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации

1.1 Этапы реформирования пенсионной системы России

1.2 Проблемы пенсионного обеспечения

1.3 Необходимость перехода на пенсионное страхование

2. Анализ результатов реформирования пенсионной системы РФ на примере УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск Республики Татарстан

2.1 Характеристика деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.2 Анализ деятельности УПФР в Нефтекамском районе и г. Нефтекамск

2.3 Динамика и структура выплат из пенсионного фонда

3. Варианты совершенствования пенсионной системы РФ

3.1 Пенсионные реформы: зарубежный опыт

3.2 Относительная эффективность накопительной и распределительной систем

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

реформ пенс сист рф.doc

— 388.50 Кб (Скачать)

В заключение следует  отметить, что есть определенные основания  ожидать существенного роста  продолжительности жизни в России. В середине 60-х годов продолжительность  жизни в СССР, равно как и  в других европейских странах  социалистического лагеря, была на уровне продолжительности жизни граждан развитых капиталистических стран. Вполне вероятно, что в не столь уж далеком будущем продолжительность жизни в России вновь достигнет уровня, характерного для развитых стран. 

1.2 Проблемы пенсионного обеспечения 

  

Пенсионное обеспечение  представляет собой важнейший финансовый инструмент социальной защиты граждан. Его страховые институты накапливают  и реализуют пенсионные права  застрахованных на протяжении длительных временных периодов, что сопряжено со многими неопределенностями. Имеются в виду существенные изменения в уровнях оплаты труда, демографической ситуации, структурных характеристиках рынков труда, нормативном регулировании самой пенсионной системы. 

Кроме того, существует значительная неопределенность по поводу изменения во времени ряда других важных факторов, влияющих на финансовую обеспеченность пенсионных систем, объемы и полноту уплаты страховых взносов по ряду категорий плательщиков взносов (теневой рынок труда, льготные режимы налогообложения и т.д.), состояние экономики, соотношение динамики заработной платы и инфляции. 

Пенсионная реформа 2001г. не привела к позитивным изменениям. Методы ее осуществления не оправдали  себя: более того, возник «эффект  двойного бремени», когда фиксированный объем пенсионных взносов направляли на выплату пенсии нынешним пенсионерам обеспечение накоплений для будущих пенсионеров. Мировая практика не знает примеров успешного перехода к подобной системе. Провал пенсионной реформы был вынужден признать в начале 2007 г. инициатор пенсионных новаций Зурабов. 

Пенсии, которую  выплачивало государство в 2007-2008 гг., в большинстве случаев хватало  на обеспечение биологического существования. 

По мнению депутата Госдумы, доктора экономических  наук О. Дмитриевой, наша пенсионная реформа пошла по пути снижения. Если в 2001 г., до начала реформы, средний размер пенсий составлял 32% от средней зарплаты, реформа 2001г. снизила этот показатель до 24-25%. Даже в кризисном 1998 г. он достигал 37-38%, то есть был в 1,5 раза выше [1,c.37]. 

Председатель  верхней палаты российского парламента С. Миронов, касаясь размеров и порядка  начислений пенсий, заявил о необходимости  пересмотра самого принципа пенсионного  обеспечения в стране. Нынешнее пенсионное законодательство в корне несправедливо – наши пенсионеры получают в 3 раза меньше, чем могли бы получать [1, c.40]. 

Понимание руководителями государства плачевного состояния  российских стариков не приводило к  кардинальным мерам по решению этой важнейшей социальной проблемы до 2009г. Пенсионеры по-прежнему оставались социально не защищенными и малообеспеченными. 

Российскую пенсионную системы реформируют – в четвертый  раз за последние 18 лет. Всего несколько  лет понадобилось государству, чтобы  согласиться с тем, о чем большинство независимых экспертов заявляло еще на этапе разработки действующей пенсионной системы. 

Согласно принципам  пенсионной реформы 2001г. при расчете  трудового стажа из него оказались  изъяты и так называемые нестраховые  периоды (время учебы в вузе, ухода за ребенком, службы в армии), также отменено льготное исчисление стажа (например, раньше за два, а то и за три считался год работы в блокадном Ленинграде и т.п.). Таким образом, условия начисления пенсии ухудшились, у многих людей она сразу снизилась. А «добрать» недостающие годы работы старые люди уже не в состоянии. 

Более того, разработчики ввели ряд коэффициентов, которые  заметно уменьшили начисленные  пенсии. Например, был установлен предельный коэффициент, согласно которому максимальная пенсия не могла превышать среднюю зарплат по стране более чем на 20%. Это ударило по той же категории граждан, которые перед выходом на пенсию получали значительные доходы: высокооплачиваемый россиянин почувствовал себя обманутым. 

К западным аналогам в новой России вплотную приблизились только пенсии, положенные депутатам Госдумы, министрам, государственным деятелям. Пенсионное обеспечение первого Президента РФ составляло 2,8 млн. руб. в год. Пенсия федеральных судей сегодня превышает 60 тыс. руб. Согласно принятому Госдумой закону государственные чиновники федеральных и региональных органов власти получают при выходе на пению не 20-30% от прежнего заработка, как все россияне, а в 2-3 раза больше – от 40% до 75% утраченных окладов. 

Пенсии рядовым  гражданам страны начисляются в соответствии с взносами, поступившими в ПФР. И если работодатели выплачивают зарплату в конвертах, то пенсионерные взносы оказываются мизерными. В этой связи Д. Медведев на V Экономическом форуме в Красноярске 15 февраля 2008г. отметил, что работодатели, и работники должны понимать, что сокрытие реальной заработной платы – это кража из кошелька любого российского гражданина. И что особенно печально – каждого пенсионера [1,c.41]. 

Следует подчеркнуть, что покупательная способность  «дореформенных» пенсионных денег была значительно выше. Максимальная пенсия для простых граждан позволяла им жить практически безбедно. Буханка хлеба стоила не больше 15 коп., колбаса – 2 руб. 20 коп., мясо – не более 2 руб. за 1 кг, 1 кВт/час электроэнергии – 4 коп., бензин – 7 коп. за 1 л, квартплата взималась не более 17 руб. в месяц и т. д. При таких ценах пенсионеры могли даже кое-что отложить на «черный день». Сравнивая стоимость хлеба, который, как известно, всему голова, приходим к выводу, что буханка подорожала в 100 раз. В ряде российских городов в 200 раз выросли цены на мясо, масло, проезд в транспорте. 

Чтобы покупательная  способность пенсии соответствовала  росту цен на товары и услуги, было бы правильным увеличить ее во столько же раз. Тогда государству  пришлось бы выплачивать каждому пенсионеру от 13 тыс. до 20 тыс. руб. ежемесячно. 

Справедливости  ради, следует отметить, что в  последнее десятилетие пенсионное обеспечение несколько улучшилось: нет задержек с выплатами пенсий, проводятся их ежегодные индексации. Госдума неоднократно вносила поправки не только в закон о трудовых пенсиях, но и в законы о «чернобыльцах», о ветеранах, о социальной защите инвалидов в РФ, о героях Советского Союза, Социалистического труда, военных пенсионерах. Дополнительные расходы бюджета на эти цели в 2008 г. составили 5,264 млрд. руб. 

Но подобные незначительные надбавки-индексации не решают стратегической задачи – выплаты  достойной пенсии ветеранам и  инвалидам. На вполне законный вопрос, почему пенсионные выплаты не отвечают конституционным нормам, руководство Минфина заявило, что пенсия 10 тыс. руб. способна привести к «безудержной инфляции». В этом якобы основная причина того, что стариков держат на полуголодном пайке. 

Правительство пока ограничивается плановыми и  внеплановыми индексациями пенсий, не решая кардинальным образом проблему бедности десятков миллионов россиян, заслуживших нормальную старость. Видя сегодняшние цены, понимаешь, что все надбавки к пенсии ничего принципиально не изменили, оставив пенсионеров у пресловутой черты бедности. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, российская пенсионная реформа по-прежнему пробуксовывает, не соответствуя интересам нынешних и будущих пенсионеров. 

На расширенном  заседании Госсовета, подводя итоги  социально-экономического развития России за период своего президентства, В. Путин заявил, что за восемь лет пенсии выросли в 2,5 раза [1,c.40]. Казалось бы, жить да радоваться. Но когда люди сравнивают свой доход с тем, что получают старики за рубежом, им делается совсем невесело. Контраст особенно заметен, когда видишь западных туристов, большинство из которых – пенсионеры. Это означает, что их пенсии позволяют им путешествовать, смотреть на мир своими глазами, а не глазами телеведущих и звезд шоу-бизнеса. 

Необходимость пенсионной реформы назрела давно. Ранее существовавшая распределительная система базировалась на значительном превышении работающего населения над пенсионерами. И налогов, взимаемых с работающего населения, вполне хватало на пенсии существующим пенсионерам. Однако процесс старения населения постепенно уравнивает численность работающего населения и пенсионеров. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии. Сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих граждан. К 2030 г., по прогнозным оценкам, соотношение пенсионеров и работающих граждан может составить один к одному. В данной ситуации обеспечить достойные пенсионные выплаты невозможно. Реформа, проводимая в Российской Федерации, предполагает введение накопительного элемента. 

Пока еще основная масса пенсионных обязательств государства  реализуется через распределительные  механизмы. И это понятно –  подавляющее большинство нынешних пенсионеров заработали свои права  на пенсию еще по старому пенсионному законодательству. И только с 2013 г. среди получателей пенсии начнут, наконец, появляться те, у кого пенсии хотя бы в небольшом размере будут включать накопительную составляющую. При этом не у всех из сегодняшних застрахованных – тех, кто еще зарабатывает право на пенсию, - накопительная часть будет играть существенную роль в будущих пенсионных выплатах. Возрастная группа мужчин 1952г. и женщин 1956г. рождения и старше изначально прав на накопительную часть пенсии не получила. 

Именно величиной  пенсионных накоплений и определяется накопительная часть трудовой пенсии. То есть итоговой размер пенсии в немалой  степени зависит от умелого и  своевременного размещения данных средств  на рынке ценных бумаг в целях  защиты средств от инфляции и получения инвестиционного дохода. 

Основы инвестирования средств для накопительной части  трудовой пенсии определены Федеральным  законом от 24.07.2002 №111 –ФЗ «Об  инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и иными нормативными и правовыми актами Правительства РФ, Министерства Финансов РФ как уполномоченного органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, Пенсионного фонда РФ и иных уполномоченных институтов [8, c.302]. 

Пока еще рано говорить об окончательных результатах  пенсионной реформы. Но ситуацию с инвестированием  пенсионных накоплений можно назвать  критической. Происходит обесценение  пенсионных накоплений граждан, и особенно это касается накоплений, находящихся в распоряжении государственного ВЭБ. Необходимы радикальные меры. 

В сознании большинства  россиян не сформирован подход к  накоплению собственной пенсии. Зачастую именно этим, а не соотношением риска вложений, обусловлен молчаливый отказ от участия в негосударственных схемах управления капиталами. Только широкомасштабная информационная работа, существенные финансовые, в том числе и налоговые стимулы, будут способствовать созданию в нашей стране пенсионной системы, соответствующей современным реалиям. 

Вот что говорит  беспристрастная статистика: до кризиса  средняя пенсия в России не превышала 100 долл. В месяц, тогда как в  США она составляла 800долл., Финляндии  – 980, Франции – 1600, Новой Зеландии – 2000, Норвегии – 3040, Швейцарии – 4500 долл. Средняя пенсия в России в период президентства В. Путина была ниже, чем в Италии в 15 раз, Германии – в 25 раз, Норвегии – в 35! Россия, получавшая от экспорта триллионы рублей, выплачивала своим старикам самую скудную пенсию в Европе. 

Нынешняя российская пенсионная система, введенная в  действие 1 января 2002 г., по мнению Д. Медведева, является крайне неудачной и сложной [1,c.41]. Выступая на II Общероссийском гражданском  форуме в Москве в январе 2008 г. он сказал о необходимости грамотно выстроить эффективную пенсионную систему, которая действительно обеспечивала бы нашим людям достойную старость. 

Чтобы люди труда, вышедшие на пенсию, могли «жить  по-человечески», цивилизованные государства  обычно расходуют на пенсии 12- 14 %, а то и до 18% ВВП. В 2008 г. российский ВВП превысил 40 трлн. руб., на пенсии израсходована даже не десятая его часть, а в 5 раз меньше. 

Отвечая на вопрос, почему российское государство экономит на пенсиях, А. Починок, возглавлявший  Министерство труда и социальной политики в 2000-2004 гг., заметил: государство вообще-то, жадное всегда. Другое дело, что степень жадности его нужно все время ограничивать. И в данном случае ясно, что доля расходов на пенсию должна возрастать…Он выразил уверенность, что наше государство в разы должно будет увеличить размеры пенсий, потому что просто другого пути нет. 

В связи с  кризисом надежды ветеранов труда  отодвигаются на неопределенный срок. Правительство пока только индексирует, а не увеличивает пенсии. В 2009 кризисном году запланировано четыре индексации вместо трех, намечавшихся ранее. Первое повышение произошло 1 марта: базовая часть трудовой пенсии выросла на 8,7 %, составив 1950 руб. С 1 апреля увеличилась страховая часть пенсии – не на 15,6%, как планировалось ранее, а на 17,5%. 1 августа страховая часть пенсии проиндексировалась еще примерно на 8,5% (чтобы смягчить влияние инфляции). Последняя индексация прошла 1 декабря. Первоначально прибавка должна была составить 31,4%. 

Социальные выплаты  и пособия, финансируемые из федерального бюджета, будут проиндексированы с учетом нового прогноза инфляции – записано в Антикризисной программе правительства. В 2009 г. реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера (4294 руб. в конце года). Это не такая уж значительная сумма. Особенно в период кризиса и неумеренного роста цен на продукты и лекарства, не говоря уже об одежде и обуви. 

В рамках нового этапа пенсионной реформы началось осуществление предложения В. Путина о «софинансировании» пенсионных накоплений. Соответствующий закон, принятый Госдумой в апреле 2008г. и подписанный главой государства, предусматривает, что к каждой 1 тыс. руб., добровольно внесенных работником в ПФР на свой накопительный счет, столько же добавит государство, но не более 12 тыс. руб. в год. 

Информация о работе Реформированик пенсионной системы России