Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.
Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.
Сотрудничество в этой сфере должно базироваться на разработке единого топливно-энергетического баланса стран Содружества. На этой основе появляется возможность согласования объемов добычи, потребления, экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов - нефти, газа, угля, электроэнергии, рационального их использования и оптимизации маршрутов транспортировки.
Для сохранения стабильной ситуации на мировом газовом рынке представляется целесообразным для России координировать свою политику с другими странами-производителями природного газа, в частности с Республикой Казахстан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан.
Координация политики в области добычи и торговли природным газом могла бы осуществляться в рамках Евразийского газового альянса (ЕврАзгаз), который целесообразно создать в качестве международной организации при ЕврАзЭС. В перспективе к этой организации могли бы присоединиться и другие страны-производители и страны-транзитеры природного газа - Украина и др.
Стратегической целью Альянса должно стать объединение газовых балансов стран-участниц и консолидация ресурсного финансирования и промышленного потенциала для освоения новых перспективных рынков [4.5, c. 62]. Формирование альянса началось с заключения двусторонних межправительственных соглашений с Казахстаном, Туркменистаном. Ведутся переговоры с Узбекистаном.
Основой для дальнейшего углубления интеграционных процессов в электроэнергетике Содружества является межгосударственное энергообъединение, которое на евразийском пространстве может стать основным участником энергодиалога «Восток-Запад» по организации параллельной работы объединения энергосистем стран СНГ и объединенной энергосистемы Балтии с Трансевропейской объединенной электроэнергетической системой государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы.
Промышленная кооперация и стимулирование развития высокотехнологичных отраслей. Техническое перевооружение базовых отраслей с опорой на инновационный путь развития экономики, позволяющий постоянно обновлять товарную номенклатуру, должно базироваться на выборе рациональных стратегий и приоритетов развития. Необходимо создать механизмы, стимулирующие развитие инновационной инфраструктуры, реализацию в отраслях промышленности критических технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность продукции.
В тех сферах, где особенно эффективны разделение труда, специализация и кооперация (в частности, производство тракторов и комбайнов, гражданских и транспортных самолетов, некоторых видов станков и сложного металлургического и нефтехимического оборудования, проката, труб, других изделий металлообработки, отдельных продуктов сельского хозяйства и животноводства, массовых видов лекарств и фармацевтики, а также изделий оборонного назначения), необходимо совместно проанализировать ситуацию в отраслях экономики и отобрать в каждой из них небольшую группу видов изделий (2-3 позиции) достаточно широкого применения, где имеются возможности для межстранового разделения труда. По каждому избранному виду изделий могли бы быть сформированы программы их выпуска на основе заранее оговоренной широкой специализации и кооперации в конкурентоспособном варианте, с минимальными затратами и ценами, а также их реализации в странах Содружества.
По избранным направлениям могли бы быть сформированы транснациональные компании, выступающие инструментом реализации программ, определяющие стратегию и организующие конкретную работу.
В экономике стран Содружества важное место занимает агропромышленный комплекс. Состояние АПК в решающей степени определяет благополучие общества, развитие других отраслей экономики, продовольственную безопасность стран.
Развитие сотрудничества в этой сфере должно быть нацелено на формирование общего аграрного рынка, развитие взаимной торговли продовольствием, сельскохозяйственным оборудованием и удобрениями собственного производства, создание системы оптовых рынков.
Активизация сотрудничества в транспортной сфере. Речь идет о комплексе мер, снижающих транспортную составляющую в затратах, и о снятии еще имеющихся барьеров в этой сфере. Льготные условия перевозок, сквозные ставки в международном сообщении, единые понижающие коэффициенты для приоритетных грузов, а также устранение таможенных и технических барьеров, отмена разрешительной системы при осуществлении международных перевозок автомобильным транспортом позволят существенно повысить объемы перемещаемых товаров (в том числе в контейнерах).
По расчетам экспертов, поступления от наращивания объемов перевозок перекроют потери от снижения тарифов, увеличится загрузка существующих мощностей национальных транспортных комплексов государств - участников СНГ.
Использование уникальных транспортных возможностей стран СНГ с акцентом на инфраструктуру международных транспортных коридоров «Восток - Запад» и «Север - Юг» позволит увеличить объем поступлений в десятки раз. Потенциальные доходы от активизации сотрудничества в этой сфере оцениваются экспертами от 15 до 100 млрд. дол.
В этом направлении уже сделаны определенные шаги. В частности, принят Меморандум об основных принципах сотрудничества в области международных транспортных коридоров. Сформирована рациональная схема транспортно-экономических связей государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2010 года. Разработана программа развития рынка международных автомобильных услуг. Согласовывается концепция развития транснациональных транспортных коридоров, проходящих через территории стран СНГ.
Совершенствование платежно-расчетных отношений на базе активного использования национальных валют, их свободной котировки. Тем самым будут устранены большие потери, связанные с применением кросс-курсов к свободно конвертируемым валютам (в основном к доллару США и евро), созданы условия для перехода к внешней обратимости национальных валют по текущим операциям.
Начать следует с формирования интегрированной биржевой системы государств - участников Содружества. Она создается по инициативе Международной ассоциации бирж СНГ и ряда коммерческих структур с опорой на мировой опыт, современные технологии и финансовые инструменты рынка в торговле национальными валютами.
Объективные предпосылки имеются: большинство стран СНГ присоединилось к статье VIII Устава МВФ. Формируемая система позволяет практически свободно котировать национальные валюты стран СНГ для обеспечения безналичных расчетов хозяйствующих субъектов.
В таких условиях российский рубль, который в настоящее время представляет собой стабильную и востребованную на рынках СНГ валюту, объективно может стать единой расчетной единицей в торгово-экономических отношениях между странами СНГ [5.2].
Важную
роль в совершенствовании платежно-
Помимо обеспечения финансовой стабильности в странах-участницах СНГ он мог бы решать и другие задачи, связанные с достижением целей устойчивого развития стран СНГ.
Для
решения задач структурной
Наибольшую
потребность в инвестициях
Реализация поставленных задач позволит использовать новые, перспективные формы и механизмы взаимодействия, развивать общий рынок Содружества, обеспечить защиту от возможного экономического ущерба в результате недобросовестной конкуренции со стороны третьих стран.
Значительный импульс интеграционным процессам в странах СНГ и активизации торгово-экономического сотрудничества может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана в рамках Организации региональной интеграции.
На постсоветском пространстве именно у этих наиболее развитых государств в ближайшей перспективе наиболее велики шансы на успех экономической интеграции. На эти государства приходится более 87% совокупного ВВП Содружества, 92,6% внутрирегионального экспорта и 89,3% импорта [4.8, c.201].
Образование Организации региональной интеграции можно рассматривать как поиск оптимального формата, очередную попытку и реальную возможность экономической интеграции постсоветских стран. В этой новой региональной группировке, при сохранении объективно доминирующих интересов России, другим государствам-участникам будет легче (по сравнению с Союзом Беларуси и России) поддерживать равновесие и отстаивать позиции, которые будут им ближе.
Участникам Организации региональной интеграции предстоит договориться об открытии своих рынков друг для друга, формировать национальные структуры производства, которые бы дополняли друг друга с учетом сравнительных преимуществ каждой страны-участницы, приносящие выгоды всем им.
Не просто будет найти баланс интересов государств Содружества даже в новом формате четырех. Предстоит разработать механизмы согласованного снижения тарифных барьеров и ограничений во взаимной торговле, способы учета интереса всех государств-участников, механизмы компенсации потерь экономически менее развитым странам от открывания национальных рынков. Опыт создания и функционирования зон свободной торговли в различных регионах мира свидетельствует, что по мере открывания национальных рынков основные выгоды доставались более развитым странам, которые захватывали большую часть внутрирегионального рынка. Из-за отсутствия механизмов компенсации потерь индустриально менее развитым государствам-участникам, последние сопротивлялись дальнейшей либерализации торговли. Центробежные силы, вызванные растущим несовпадением экономических интересов участников зоны свободной торговли, раскалывали на части подобные группировки и многостороннее экономическое сотрудничество перерождалось в двустороннее.
Ключевым вопросом создания Единого экономического пространства является согласование и гармонизация условий вступления стран-участниц в ВТО. Это необходимо для проведения единой экспортно-импортной политики по отношению к третьим странам [5.8.].
Учитывая
сложившуюся в Содружестве
Создание Организации региональной интеграции позволяет также в перспективе избежать вынужденного обустройства таможенных границ, что требует значительных средств и времени (только у России с Казахстаном более чем 7000 км общей границы).
Для того чтобы формировать Единое экономическое пространство, кроме наличия объективных факторов готовности и экономической целесообразности к такому шагу, необходима политическая воля лидеров государств, политическая поддержка в обществе и, прежде всего, в законодательных структурах власти [5.5]. Наиболее проблематична эта позиция для Украины с учетом внутриполитической обстановки в стране и предстоящих в этом году выборов президента. Здесь новую интеграционную инициативу участников Содружества будут оценивать в соотношении с официально объявленной ориентацией страны на вступление в НАТО и Европейский союз, ранее принятыми обязательствами перед партнерами по альянсу ГУУАМ, соглашением о формировании зоны свободной торговли с государствами Европейского союза, проходящими переговорами об условиях и сроках вступления страны во Всемирную торговую организацию. Поэтому так важно для будущего Организации региональной интеграции то, что в апреле 2004 года парламент Украины ратифицировал соглашение о создании Единого экономического пространства.
Важно
отметить, что это соглашение строиться
на базе апробированных критериев региональной
экономической интеграции с учетом опыта
взаимодействия в рамках СНГ. Соглашение
не направлено на создание «закрытого
клуба» и будет открыто для присоединения
других стран при условии их соответствия
согласованным макроэкономическим и институциональным
критериям [5.4.].
К
настоящему моменту Содружество стало
неотъемлемым элементом евразийской политической
системы, реальностью, которая существует
независимо от того или иного субъективного
отношения к ней. СНГ обеспечивает институционально-
Информация о работе Развития экономических отношений России со странами Содружества