Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.
Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.
В условиях кризиса реализуемость интеграционных начинаний стала еще сомнительнее. Планировавшееся к 1 января 2000 г. юридическое оформление зоны свободной торговли СНГ не состоялось, поскольку базовое соглашение не ратифицировали не только Грузия и Азербайджан, но и Россия. Более того, обнаружилось, что российская сторона полагает для себя экономически обременительным введение подобного торгового режима с партнерами по Содружеству без исключений, охватывающих значительную часть товарооборота.
В феврале 2003 года было заявлено об образовании новой региональной экономической группировки государств Содружества - Организации региональной интеграции (ОРИ) - в составе Беларуси, Казахстана, России и Украины [5.3.]. Как следует из Заявления руководителей этих государств, целью нового объединения является формирование Единого экономического пространства, согласование экономической политики по ряду направлений, гармонизация соответствующего законодательства, создание единой регулирующей межгосударственной Комиссии по торговле и тарифам, обладающей наднациональными полномочиями.
Складывается впечатление, что у государств Содружества до сих пор нет четкой научно обоснованной концепции, единого подхода и программы действий по развитию процессов экономической интеграции на постсоветском пространстве. Отсутствует оценка факторов и особенностей, определяющих характер и динамику экономической интеграции постсоветских стран, необходимых условий, возможностей и перспектив их интеграционного взаимодействия. По инерции, следуя общей мировой тенденции развития регионального экономического сотрудничества государств и, прежде всего, Европейского союза, в Содружестве провозглашаются цели интеграции, создаются политико-правовые структуры, но сама задача сближения национальных хозяйственных систем, развития многостороннего экономического сотрудничества практически не решается.
Торгово-экономические отношения России со странами СНГ являются приоритетными во внешней политике России, оказывающими существенное влияние на развитие российской экономики и стран Содружества. Однако сотрудничество с входящими в Содружество странами за более чем одиннадцатилетний период существования СНГ развивалось весьма неоднозначно.
На динамику торгово-экономического сотрудничества негативное влияние на первых этапах интеграции (1991-1994 годах) оказали различия в стартовых условиях и содержании проводимых этими государствами экономических реформ.
В этот период в странах СНГ преобладали собственные национальные интересы, приведшие к существенному ослаблению внешнеэкономических связей, их значительной переориентации на страны дальнего зарубежья.
В результате при сокращении суммарного ВВП стран Содружества в этот период почти в два раза товарооборот России с этими государствами уменьшился более чем в 6 раз, составив в 1994 году (по данным ГТК России) 24,4 млрд. долларов.
Предпринятые
в рамках СНГ в 1995-1997 годах меры
по развитию интеграционных процессов,
связанные с началом формирования более
свободных режимов торговли стран СНГ,
создание Союзного государства и Таможенного
союза, а также восстановлением и развитием
отдельных производственно-
Однако сложившаяся в 1998 году ситуация на финансовых рынках сказалась и на развитии отношений со странами СНГ, взаимная торговля России с которыми сократилась в 1999 году до 19,6 млрд. долларов, или на 38% к уровню 1997 года.
На дальнейшее развитие сотрудничества России со странами СНГ в период 2000-2002 годов преимущественное влияние оказала благоприятная конъюнктура мирового рынка, особенно энергетического рынка. Последовавший в 2000 году значительный рост товарооборота с этими государствами до 25,4 млрд. долларов (почти на 34%) сменился в дальнейшем его стабилизацией примерно на том же уровне.
Товарооборот России со странами СНГ в 2002 году составил 25,8 млрд. дол., в том числе экспорт из России 15,6 млрд. дол. (рост на 6,7%) и импорт в Россию 10,2 млрд. дол. (снижение на 8,9%). Положительное сальдо России в торговле со странами СНГ достигло в истекшем году 5,4 млрд. дол., или выросло по сравнению с 2001 годом в 1,6 раза [4.1, c. 169].
Наблюдавшееся в последние годы замедление темпов роста товарооборота России со странами СНГ происходит на фоне активизации торговых отношений со странами дальнего зарубежья. Об этом свидетельствует тот факт, что удельный вес государств Содружества в общем объеме российского внешнеторгового оборота в 2002 году составил самый низкий за предыдущие девять лет уровень - 17% (в 1994 году этот показатель составлял почти 24 процента).
Внешняя торговля России со странами СНГ в 2002 году характеризовалась опережающим ростом экспортируемых во все эти государств российских товаров по сравнению с импортом из них. Исключение в данном случае составил лишь Казахстан, в торговле с которым наблюдалась обратная картина.
В товарной структуре экспорта в страны СНГ, так же как и в предыдущие годы, преобладали топливно-энергетические товары, металлы и изделия из них, а также машины, оборудование и транспортные средства, на долю которых, по расчетам, приходилось свыше 75% российского экспорта [4.7, c. 130].
Главными статьями импорта из стран СНГ остаются машины и оборудование, минеральные продукты, продовольственные товары и сырье для их производства, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них (почти 90%).
Основными торговыми партнерами России среди СНГ продолжают оставаться Белоруссия, Украина и Казахстан, на долю которых приходится 90% от общего объема товарооборота с этими государствами. Причем по объему товарооборота Белоруссия в настоящее время занимает второе место, после Германии, среди государств дальнего и ближнего зарубежья, а Украина входит в первую десятку торговых партнеров России.
Более
динамично развиваются
Основными причинами, сдерживающими рост товарооборота со странами СНГ, являются проводимая отдельными странами политики импортозамещения (Казахстан) и переориентация закупок отдельных видов товаров на страны дальнего зарубежья (Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и др.). Определенное сокращение объемов внешней торговли связано с переходом в торговле со странами СНГ (с середины 2001 г.) на применение косвенных налогов по принципу «страна назначения». Имея в виду несогласованность действующих до этого систем взимания этих налогов, и прежде всего с Украиной, приведшая к полному освобождению (при экспорте и импорте) от косвенных налогов поставляемых в Россию украинских товаров.
Кроме того, на динамику развития торговли России со странами СНГ оказывают негативное влияние применяемые государствами Содружества защитные меры во внешней торговле, несовершенство платежно-расчетных отношений, множественность курсов и неконвертируемость национальных валют.
Как
главный вывод можно
На примере Белоруссии, товарооборот с которой в рамках Союзного государства за период 1995-2002 годов вырос почти в 2 раза (с 5 млрд. долларов до 9,9 млрд. долларов), можно говорить о том, что реальные резервы роста могут быть получены только при переходе на более высокие формы экономической интеграции.
Общий объем накопленных инвестиций России в государствах Содружества (без учета средств денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков) составил по состоянию на 1 января 2003 года 987,7 млн. дол., или вырос за год на 4 процента.
Из указанного объема накопленных инвестиций доля прямых и портфельных составила 980,6 млн. дол., или 99,3%.
В 2002 году Россия вложила в экономику стран СНГ 240 млн. долларов, или на 23% меньше, чем в 2001 году. Из них доля прямых и портфельных составила 29%. Наиболее крупные российские вложения приходились на Украину, общий объем которых в 2002 г. составил 126,3 млн. долларов (52,7% от их объема) и Белоруссию - 98,3 млн. долларов (41%).
Наиболее динамично инвестиционное сотрудничество России развивается с Казахстаном. Число совместных предприятий с участием российского капитала на территории Казахстана в 2002 г. увеличилось до 800. По стоимости произведенной продукции российско-казахстанские СП переместились с 7 на 5 место после совместных компаний с участием капитала из США, Нидерландов, Южной Кореи и Великобритании, а по стоимости оказания услуг с 4 на 2 место [4.1, c. 178].
В свою очередь, объем накопленных инвестиций стран СНГ в экономике России составил на начало 2003 г. текущего года 530,8 млн. долларов, или вырос за год на 62 процента. Из указанного объема накопленных инвестиций доля прямых и портфельных составила 52,2%, или 28,1 млн. долларов.
В 2002 году страны СНГ вложили в экономику России 227,7 млн. долларов. Наиболее крупные инвестиции в Россию приходились на Украину - 116,3 млн. долларов (51%), Казахстан - 50,9 млн. долларов (22,3%) и Белоруссию - 46,9 млн. долларов (20,6%).
Дальнейшее расширение инвестиционного сотрудничества связано с созданием благоприятных условий для взаимных вложений капитала в те отрасли экономики, функционирование которых связано со стратегическими интересами России. К таким сферам приложения капитала можно отнести проекты по разработке и добыче сырьевых ресурсов, освоение запасов углеводородного сырья, строительство магистральных газопроводов, нефтепроводов и транспортных коммуникаций, развитие энергосистем, приобретение промышленных предприятий на территории стран Содружества.
Потребуется также проведение работ по устранению имеющихся во взаимоотношении со странами СНГ барьеров и ограничений в сфере взаимной предпринимательской деятельности. Прежде всего, это относится к вопросам участия российских банковских и предпринимательских структур в проводимых в странах СНГ процессах приватизации и акционирования и создания межгосударственных и транснациональных финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций и других аналогичных структур. Одним из путей решения указанной проблемы должно стать сближение, по возможности унификация национальных законодательств, регулирующих сферу движения капиталов.
Потребуется также активизировать работу по реализации заключенных с большинством стран СНГ (с Украиной, Узбекистаном, Молдавией, Таджикистаном, Казахстаном и Киргизией) долгосрочных межгосударственных программ экономического сотрудничества, предусматривающих расширение инвестиций в совместные проекты.
Что касается задолжности стран СНГ перед Российской Федерацией по государственным кредитам, то по состоянию на начало 2003 г. она составляла 3,5 млрд. долларов, в том числе по основному долгу - 3,2 млрд. долларов и процентам - 0,3 млрд. долларов.
Задолженность перед Россией имели: Армения (95,4 млн. долларов), Белоруссия (96,9 млн. долларов), Грузия (195,0 млн. долларов), Казахстан (1441,1 млн. долларов), Киргизия (190,8 млн. долларов), Молдавия (128,2 млн. долларов), Таджикистан (417,3 млн. долларов), Узбекистан (640,8 млн. долларов) и Украина (1778,9 млн. долларов). Отсутствует государственная задолженность перед Россией у Азербайджана [4.1, c. 181].
Имеются
различные подходы к
Долги Казахстана за предоставленные кредиты урегулированы соответствующим межправительственным соглашением от 8 октября 1998 г. о взаиморасчетах, связанным с оплатой аренды космодрома «Байконур» и военно-испытательными полигонами на территории Казахстана.
Задолженность Украины по предоставленным ранее Россией государственным кредитам урегулирована в соответствии с межправительственным Соглашением от 28 мая 1997 г. и подлежит ежегодному уменьшению на сумму арендных платежей (97,75 млн. дол. США) за пребывание Черноморского флота России на территории Украины.
Информация о работе Развития экономических отношений России со странами Содружества