Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.
Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.
Настоящая дипломная работа посвящена экономическому сотрудничеству России со странами СНГ на современном этапе.
Актуальность данной темы не
вызывает сомнений, поскольку пространство
СНГ рассматривается Россией как сфера
наших стратегических интересов [1.1.], а
взаимовыгодное экономическое сотрудничество
со странами Содружества как основополагающая
предпосылка решения всего комплекса
вопросов взаимоотношений с этими государствами.
Наша страна заинтересована в стабильности
и экономическом прогрессе на пространстве
СНГ, так как это является одним из условий
обеспечения устойчивого развития экономики
России, повышением уровня ее безопасности.
Последовательное проведение экономической
интеграции со странами СНГ направлено,
в первую очередь, на сохранение и развитие
сложившихся с ними в рамках бывшего единого
народнохозяйственного комплекса территориально-
Объектом моего исследования являются международные экономические отношения, представляющие собой сложную систему хозяйственных связей, как между отдельными государствами, так и между национальными компаниями в рамках мирового хозяйства. Предметом исследования являются состояние и перспективы экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ.
Методологической основой исследования является использование таких общефилософских методов, как синтез и анализ, а также сравнительно-исторического метода и других.
Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.
Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.
СНГ и экономическим отношениям России со странами Содружества уделено немало внимания в специальной литературе и периодической печати.
В дискуссиях о СНГ постоянно возникают два мотива, противоречивость которых не замечается, несмотря на ее очевидность. Содружество распадается и вот-вот прекратит свое существование — такой прогноз все чаще слышится в преддверии каждой очередной встречи лидеров государств-членов. СНГ — эфемерное и не работающее образование — утверждают не реже и вполне справедливо. Мало кто, однако, делает логический вывод: распадется ли СНГ, либо продолжит свое существование как своего рода «виртуальная реальность» — все это не имеет существенного значения, поскольку подразумевает, по сути, тождественное содержание. Более того, можно предположить, что именно иллюзорность СНГ является залогом его долголетия, так как если акт выхода из СНГ требует некоторого волевого усилия и влечет какие-то последствия, то пребывание в нем, никак не стесняющее его членов и ни к чему не обязывающее, достаточно комфортно.
Многие считают, что сама Россия выступала наиболее сильным фактором дезинтеграции постсоветского пространства. Проанализировавший российскую политику в 90-ые годы в отношении СНГ Н.А. Косолапов сделал вывод, что она «носила откровенно двойственный характер: декларируя свою приверженность содружеству и целям интеграции, Россия не только мало что делала для их реального продвижения, но своим фактическим общим курсом и конкретными акциями серьезно поспособствовала усилению дезинтеграционных тенденций» [3.2, c. 12]. Впрочем, им точно подмечена и объективная основа подобной двойственности: «РФ не может игнорировать проблемы постсоветского пространства, но не имеет сил и ресурсов для их решения» [3.2, c. 8]. Известно, что именно руководство Российской Федерации внесло решающий вклад в развал Советского Союза. Его последующая экономическая политика также давала мощный импульс сокращению торговых связей постсоветских государств с Россией.
Ряду авторов представляется более предпочтительным развитие Россией двусторонних отношений с постсоветскими государствами [2.7, c. 17]. Еще примечательнее, что даже решительные сторонники реинтеграции, как, например, Н.П. Шмелев, считающий восстановление общего экономического пространства на территории бывшего СССР экономическим императивом для всех его участников, одновременно полагают непосильным для России прежнее ее донорство по отношению к другим постсоветским государствам [3.3, c. 205]. Еще категоричнее выступает Ю.В. Шишков: военно-стратегические интересы России, ориентирующие ее на сохранение целостности постсоветского пространства, несовместимы с ее долгосрочными экономическими интересами, сквозь призму которых приоритетными партнерами должны быть высокоразвитые страны Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. Разрешение этого противоречия видится в укреплении двусторонних связей России с постсоветскими государствами, но особую важность для российской экономики они сохранят лишь при наименее благоприятных сценариях ее развития [2.9, c. 83].
Подобные теоретические противоречия отражают объективно существующую асимметрию потенциалов и интересов субъектов постсоветского пространства, являющуюся оборотной стороной его российскоцентричности.
Общим местом дискуссий о направлении развития СНГ стало сопоставление интеграционных процессов в Европе и на постсоветском пространстве. С одной стороны, опыт ЕС рассматривается как пример и образец для консолидации СНГ, с другой — принципиальное различие исходных условий формирования двух экономико-политических группировок нередко становится аргументом не для поиска собственных решений, а для откладывания интеграционных начинаний до вызревания необходимых предпосылок. Таковыми считаются функционирующая рыночная экономика, близость уровней социально-экономического развития, зрелые национальные государства. Между тем решение подобных задач потребует целой исторической эпохи, на протяжении которой «ближнее зарубежье» России не будет оставаться зарезервированной за ней на вечные времена зоной ее доминирования, но продолжит свою переориентацию на иные, более притягательные и активные центры экономической и политической мощи. Да и предоставив потенциальную интеграцию одному только свободному действие рыночных сил, Россия оказывается по сравнению со своими соперниками и конкурентами в заведомо проигрышной позиции и как торговый партнер, и как возможный инвестор, и как поставщик экономических и технологических инноваций, и как кредитор заимодавец. Сделав единственным мотивом и критерием объединения постсоветского пространства свой сегодняшний экономический интерес, Россия фактически отрекается от перспектив восстановления былой целостности, передоверяя его судьбу другим значимым субъектам мировой экономики и политики [2.4, c. 548].
При написании работы использовались также доктринальные документы российской внешней политики. Список использованной литературы приведен в конце работы.
Работа состоит из трех глав: в первой – описываются история развития и современное состояние экономического сотрудничества нашей страны с государствами СНГ, во второй – рассматриваются экономические отношения России с отдельными странами Содружества, в третьей – освещены перспективы развития сотрудничества.
Подписание в декабре 1991 г. Беловежского соглашения означало разрушение Советского Союза и создание Содружества Независимых Государств в составе 12 прежних союзных республик. Это обусловило появление для России принципиально нового и весьма сложного как в экономическом, так и социально-политическом аспектах направления внешнеэкономических связей — со странами — членами СНГ.
В составе СССР развитие каждой республики осуществлялось на основе общей стратегии, целью которой было обеспечение интересов Советского Союза как единого целого. Структуры и объемы созданных в республиках производственных мощностей, базируясь в определенной степени на тех или иных предпосылках и наличии факторов производства, все же в основном определялись их ролью в общесоюзной стратегии развития. Особенность общественного разделения труда между союзными республиками определялась не диверсификацией отраслевых структур их экономик, а главным образом их специализацией в рамках единого политического, социального и экономического пространства.
За годы советской власти сформировалась сложнейшая система многоплановых и разноуровневых межреспубликанских взаимосвязей, и каждая республика была глубоко интегрирована в единый народно-хозяйственный комплекс — общесоюзный рынок.
Распад Советского Союза поставил Россию перед острейшей необходимостью формирования качественно новых экономических отношений с возникшими на постсоветском пространстве суверенными государствами.
Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).
2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган – Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах.
В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.
1 октября
1991 г. в Алматы состоялась
14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.
В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.
8 декабря
в Вискулях под Брестом (
- координация
внешнеполитической
- сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;
- сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
- сотрудничество
в области охраны окружающей
среды, участие в создании
- миграционная политика;
- борьба
с организованной
СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.
Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Белоруссии и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР.
13
декабря 1991 г. в Ашхабаде (Туркменистан)
собрались лидеры пяти
Такая встреча состоялась в Алматы 21декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор [6.11.].
30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.
Информация о работе Развития экономических отношений России со странами Содружества