Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, дипломная работа
Целью настоящей дипломной работы является выявление наиболее перспективных направлений развития экономических отношений России со странами Содружества, путей решения, имеющихся в них проблем.
Исходя из главной цели дипломной работы, были определены следующие основные задачи: ретроспективный анализ и современное состояние экономической интеграции, торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; исследование их проблем и основных направлений развития.
В структуре экспорта России на Украину второй по значению статьей является группа машиностроительной продукции, доля которой в 2002 г. снизилась с 20,2% до 14,9% по сравнению с 2001 годом.
В импорте сохранилась тенденция сокращения объемов по всем товарным группам, кроме группы изделий из древесины, а также машиностроительной продукции. Более трети российского импорта из Украины занимает продукция машиностроения. Пятую часть импорта составили поставки продовольствия и сельскохозяйственного сырья, хотя объем этой продукции постоянно сокращается.
Для Украины Россия продолжает оставаться ведущим торговым партнером. На долю России в 2002 г. приходилось 37% всей стоимости импорта Украины и 18% стоимости экспорта.
В перспективе Украина - один из наиболее крупных рынков сбыта российских товаров, а кроме того, и место приложения российских инвестиций. Сотрудничество в секторах промышленности и налаживание партнерских связей ведет к дальнейшему сосуществованию и функциональному росту смежных отраслей экономики двух стран. Экономическое сотрудничество РФ и Украины охватывает практически все области промышленности.
Участие российского капитала на украинском рынке ведет к дальнейшему сближению и взаимозависимости экономик двух стран, что является нормальным далеко идущим процессом развития равноправного сотрудничества. Примерами участия российского капитала на украинском рынке является совместное владение украинской и российской сторонами ведущих предприятий металлургического комплекса, автостроения. Так, "АвтоВАЗ-Инвест" ведет смежную политику сборки и комплектации автомобилей на территории Украины, владея 68,01% акций ОАО "Запорожский алюминиевый комбинат". Львовская "Силавто" (дочерняя компания "Северстали") имеет на руках 70, 41% акций Львовского автобусного завода, и возрождает на ЛАЗе производство автобусов.
В отрасли автомобилестроения в Украине налажена сборка и продажа автомобилей ГАЗ ("Волги" и "Газели"), моделей ВАЗ-2106, ВАЗ-21093, ВАЗ-21043, ВАЗ-21047, ВАЗ-21093-21099, 2107 и ВАЗ-21213. Ежегодный экспорт АвтоВАЗа в Украину составляет 30-35 тысяч автомобилей, что далеко не полностью удовлетворяет потребность украинского потребителя. Даже принятая в декабре 2002 года Кабинетом Министров Украины квота на импорт 1-1,5-литровых российских автомобилей в объеме 15777 штук в год не остановила обновление автопарка излюбленными российскими марками. По прогнозам специалистов, в 2003 году украинский рынок смог принять около 55 тысяч автомобилей под маркой ВАЗ. Автомобильный рынок Украины является одним из важнейших для автомобилей ВАЗ. Общий парк автомобилей ВАЗ на Украине насчитывает около 2,5 миллионов штук [6.14.].
В области машиностроения
Сейчас Россию интересуют следующие предприятия, расположенные на Украине, политолог А. Кокшаров делит их на четыре группы [4.3, c.19]:
В первую группу входят машиностроительные предприятия, в том числе украинский ВПК. Это, прежде всего, "малая родина" украинского президента - Южный машиностроительный завод ("Южмаш"), а также Харьковский машиностроительный завод, Днепропетровский агрегатный завод. Кроме того, немалый интерес для России может представлять украинское авиастроение; АНТК имени Антонова, киевское ПО "Авиант", Харьковский авиастроительный завод. Их объединение с российскими авиапредприятиями может многое дать российскому авиапроизводству.
По имеющейся у А. Кокшарова информации, АвтоВАЗ крайне интересует донецкое ПО "Автостекло", СИБУР - госактивы химобъединения "Ориана", которое уже контролируется отчасти "ЛУКойлом". Характерно, что предприятия первой группы входят в список предприятий, не подлежащих приватизации. К первой группе относятся украинские магистральные газопроводы в составе НАК "Нафтогаз Украины"
Вторая группа - сырьевая основа украинской экономики, черная металлургия Днепропетровской и Донецкой областей, трубопрокатные заводы, химические предприятия. Теоретически крупнейшие игроки российского металлургического рынка с удовольствием получили бы контроль и над "Запорожсталью", и над Мариупольским металлургическим комбинатом имени Ильича. Это дало бы российской металлургии огромные преимущества на таких рынках, как Южная Америка, Турция, Восточная Европа, Центральная Азия и Китай. Беда лишь в том, что большая часть металлургических предприятий уже приватизирована. Исключение составляют разве что "Азовсталь" и металлургический комбинат имени Ильича, однако Леонид Кучма лично гарантировал им защиту от приватизационных посягательств.
Другой лакомый кусок для российских компаний - украинская химия. Это прежде всего азотные заводы (северодонецкий и луганский "Азоты" и несколько других компаний), НПЗ "Галичина", "Нафтохимик Прикарпатья", а также Одесский припортовый завод и аммиакопровод "Трансаммиак", надежно контролирующий экспорт поволжских предприятий азотного синтеза.
Третья группа - системообразующие предприятия, энергетические и угольные компании. РАО "ЕЭС России", устав ждать реализации схемы "акции за газовые долги", уже пытается участвовать в приватизации местных сетевых энергокомпаний (попытки яростно пресекаются фондом госимущества Украины и конкурентами). Впрочем, главным активом в энергетике остаются пять украинских АЭС - основа всей энергогенерации - и концерн "Турбоатом", с которым российским атомщикам не первый год приходится вести долгие и неприятные финансовые переговоры. Насколько реальна приватизация в пользу России атомной энергетики Украины, вопрос спорный. Сам факт дискуссии на эту тему в Киеве мог бы быть приравнен к государственной измене.
Внутренний украинский энергорынок весьма привлекателен для российских энергетиков: украинские промышленные потребители, как правило, платят аккуратнее российских. Что касается украинских угольных компаний (донецкий "Ровеньки-Антрацит", "Павлоград-Уголь", шахта имени Засядько), то их техническое состояние в среднем хуже, чем российских. Всемирный банк не предлагает Киеву закрывать проблемные шахты только потому, что хорошо себе представляет: закрывать надо почти все. Ограниченный интерес для России может представлять лишь украинская коксохимия, но она давно приватизирована.
И наконец, четвертая группа - уникальные предприятия. Список их невелик: Высокогорский ГОК, ПО "Титан", Черкасский завод химреактивов, Запорожский титаномагниевый завод, АО "Ситалл", АО "Фиолент", Марганецкий ГОК, Объединение "Арсенал", НПО "Радиореле". За исключением двух последних, оборонных, все это предприятия, привязанные к залежам уникального минерального сырья, редких и редкоземельных металлов. В настоящий момент их ценность сложно переоценить (аналогами в России можно считать качканарский ГОК "Ванадий" и "Дальполиметалл"). Приватизация уникальных предприятий в пользу России вполне вероятна. Однако самое привлекательное предприятие этой группы вряд ли когда-либо достанется России. Речь идет о Сумском НПО имени Фрунзе, основном производителе компрессорных станций для газопроводов "Газпрома".
После встречи В. Путина и Л. Кучмы и достигнутых соглашений в начале 2001 г. начался новый этап взаимоотношений между двумя странами. По сути дела, эта встреча закрепила "пророссийский" поворот [3.1, c. 58]. На встрече президентов было подписано соглашение о сотрудничестве в области ракетостроения и космической промышленности. Согласно ему, при перемещении через границу отдельные конструкции совместно создаваемого космического оборудования не будут облагаться таможенными пошлинами и НДС. По подсчетам специалистов Российского авиакосмического агентства, это позволит снизить себестоимость конечной продукции на 45% и серьезно укрепит позиции Украины и России на мировом рынке космической техники. Кроме того, достигнута договоренность о создании межгосударственных финансово-промышленных групп и в других подотраслях машиностроения, связанных с производством высокотехнологичной продукции. Если учесть подписанное министрами обороны России и Украины соглашения о кооперации в военно-технической сфере, а также согласованные планы по совместному экспорту вооружений, то просматривается картина воссоздания единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР в сфере высоких технологий.
Второе направление сотрудничества разворачивается в топливно-энергетическом комплексе. Россия, в лице «Газпрома», намерена принять участие в приватизации газотранспортной системы Украины. Конкретные соглашения были достигнуты в сфере электроэнергетики. По мнению украинских экспертов, энергетический вектор политики Украины разворачивается в строну России. И это при том, что западные энергокомпании проявляют сегодня повышенную активность в поисках доступа к приватизации соответствующих украинских предприятий.
Продовольственный рынок также является перспективным направлением украинско-российского сотрудничества. Украинские компании с успехом работают в России, а российские в Украине. Кроме того, в феврале 2003 года Украина предложила России синхронизировать работу двух стран в области сельского хозяйства с учетом предстоящего вступления в ВТО. Между двумя странами был подписан соответствующий протокол.
В настоящее же время, импорт продовольственной продукции из Украины ограничен российским спросом на эту продукцию, при ценах, складывающихся в условиях зачастую несправедливой ценовой конкуренции с европейскими и американскими поставщиками. Основными импортерами продовольственной продукции из Украины являются крупные оптовики, имеющие стабильные связи с российскими покупателями. Кроме того, в периоды значительного повышения спроса со стороны России в импорте растет удельный вес небольших мясокомбинатов и молокозаводов.
Более глубокой формой интеграции можно считать появление некоторых российских компаний на украинском рынке. Так, собственником одного из киевских молокозаводов стала известная российская компания "Вимм-Билль-Данн". Украинский рынок привлек компанию отсутствием значительных барьеров и различий, сходством в предпочтениях потребителей. Реконструкция завода, налаживание производства новых видов продукции, установление стабильных прямых связей с поставщиками сырья, в том числе в виде закупки высокопроизводительного оборудования, улучшение племенного стада и т.п., как планируется, позволят компании занять одно из ведущих мест на украинском рынке молокопродуктов [6.13.].
Подобные инвестиции со стороны российских компаний помогут увеличить объемы производства мясомолочной продукции на Украине, что, в свою очередь, позволит поставлять больше продовольственной продукции на экспорт, в том числе в Россию.
Украина – крупнейший по экономическому потенциалу партнер России среди стран СНГ. Платформой российско-украинских отношений в настоящее время должна стать экономика. России и Украине необходимо возрождение экономических отношений на новой взаимовыгодной основе. Это требует от правительств поиска новых концепций экономического сотрудничества, отвечающих интересам двух стран. Главным условием активизации экономических отношений между Россией и Украиной является обоюдное максимальное устранение преград и ограничений в торгово-экономических связях. Этому должно способствовать участие обеих стран в создании Единого экономического пространства (совместно с Белоруссией и Казахстаном).
Менее
успешно развивается
Наибольший
объем товарооборота между
Вместе с тем, в 2002 г. наметился очередной спад в торговле с Молдавией, товарооборот сократился до 550,1 млн. дол. США. При этом российский экспорт в Молдавию увеличился на 12,1 % и достиг 269,2 млн. дол. США, а импорт в Россию сократился на 19,2 % и составил 280,8 млн. дол. США. Сальдо внешнеторгового баланса для России было отрицательным и составляло 11,6 млн. дол. США.
Информация о работе Развития экономических отношений России со странами Содружества