Развитие потребительского кредитования в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.

Содержание

Введение ……………………………………………………….…………………… 4


1 Теоретические особенности кредитования населения ……………………...…. 7


Сущность потребительского кредитования и его роль в экономике Казахстана ………………………………………………………………… 7
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом ...……….. 16


2 Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан ..…………….…..……………………………………………………… 26


2.1 Организация кредитной политики в банках второго уровня в Республике Казахстан ……………………..…………………………. 26

2.2 Организация потребительского кредитования

на примере АО «БТА Банк» …...……………….……………………… 41


3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан ……………………………………………………………. 66


3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского

кредитования в Республике Казахстан………………………………....... 66

3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования

в Республике Казахстан…………………………………………………… 72


Заключение………………………………………………..……………………….. 80


Список использованных источников………………….…………………………. 84

Работа содержит 1 файл

диплом Марьям.docx

— 325.25 Кб (Скачать)
 

    Оформляются кредиты, которые предназначены  физическим лицам обычно кредитной  заявкой, после прямого контакта заемщика. И этот многосложный делить на три основных этапа.

    Устанавливается контакт с банком, т.е. клиент обращается за проходит собеседование с кредитным  инспектором, и выясняются умости в  кредите. Такое собеседование является важным для кредитора, поскольку  в беседе выясняются характер клиента и намерения. Если собеседник старается скрыть настоящие причины необходимость кредитов, то могут возникнуть подозрения по этому поводу. Это может стать сильным отрицательным фактором при рассмотрении заявки. Необходимо проверить достоверность домашних адресов и адреса офисов.

       Кредитный инспектор может получить данные дополнительных кредиторов, которые  имели с данным клиентом кредитные  отношения, узнать надежность в поведении, т.е. выполнял ли клиент все  и поддерживал  ли достаточные остатки на счетах. Досье клиента, как правило, отражает достаточно подробные сведения об особенностях поведения, реальное отношение его  к деньгам и чувство долга  и степень ответственности при  использовании банковского кредита. Для решения проблем, связанных с возвратом потребительских кредитов сформированы новые, упрощенные условия кредитования.   

       Таким образом, наряду с правилами предоставления отдельных видов кредитов существенно  изменился и механизм потребительского кредитования. Новый порядок кредитования основной деятельности предприятий, получивший название кредитования по совокупности материальных запасов и производственных затрат, введен в действие с I января 2005 года. Этот порядок кредитования в значительной степени унифицирован, и его основные положения применяются при кредитовании большинства отраслей народного хозяйства. Основное звено банковской системы, в данном случае Альянс банка - отделение банка получило значительно больше прав в маневрировании имеющимися у него кредитными ресурсами, их перераспределении при кредитовании, а также в принятии решений по применении экономических санкции к предприятиям.

       Новый механизм кредитования технически более  простой, чем ранее существовавший. Так в соответствии с ранее  действовавшим порядком кредитования кредит выдавался каждый раз отдельно под такие объекты нормируемых оборотных средств как сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция. Выдача каждой ссуды сопровождалась представлением предприятием в банк заявления, сведений об остатках товарно-материальных ценностей, плана их движения и срочного обязательства на погашение ссуды.

       В рамках этого, введена система оценки кредитоспособности заемщика. Так, в  практике зарубежных банков применяются два связанных между собой метода определения кредитоспособности физического лица. Первый (логический) опирается на экспертную оценку с прогнозированием и предполагает взвешенный анализ личных качеств и финансового состояния потенциального заемщика. Экспертная оценка характеризует степень предпочтения одних показателей другим. На основе имеющейся информации специалист банка стремится составить «обобщенный образ» заявителя на ссуду и сравнить его со «стандартными образами» заемщиков, которые ассоциируются (по прошлому опыту) с различным уровнем кредитного риска. Логический метод оценки платежеспособности обычно подкрепляется развитием сети мониторинга, раскрывающей кредитную историю потенциальных клиентов. С этой целью банки многих экономически развитых стран пользуются информационными услугами кредитного бюро, которые постоянно аккумулируют и обобщают информацию о финансовом и имущественном положении потенциальных ссудозаемщиков и также стоит обратить внимание на скоринговый метод.  По проекту закона кредитные бюро, как правило, организуются ассоциациями торговых и финансовых предприятий, хотя не исключены случаи создания и независимых бюро. Эти агентства занимаются сбором финансовой информации не только о текущих, но и потенциальных клиентах предприятий-участников.

       К таким данным относится не только информация о доходах клиента, но и предположительная оценка состояния  счета клиента в банках, данные о предоставленных и погашенных кредитах. Кроме того, досье на клиента  может также содержать и информацию, потенциально влияющую на его кредитоспособность: семейное положение, количество иждивенцев, судебные иски и, иногда, личные характеристики клиента: данные об успеваемости в учебных  заведениях, где учился клиент, возможные  осложнения в личных отношениях (например, потенциальный развод), моральный  облик и т. д.

       Система скоринговой оценки кредитоспособности частных лиц вот уже несколько лет получает развитие в казахстанских банках. В настоящее время экспресс - кредиты предлагают многие банки. Однако скоринг главным образом используется для укрепления партнерских связей кредитных и торговых организаций в форме, когда сотрудник банка, находясь непосредственно в магазине, - принимает от желающих купить товар в кредит заполненные анкеты, содержащие необходимую информацию о клиентах (персональные данные; данные документа, удостоверяющего личность; адрес регистрации по месту жительства; адрес фактического проживания: социальный статус; семейное положение; количество детей и иждивенцев: размер личного и семейного дохода; тип недвижимости; сведения об образовании и месте работы и др.). Приспособленные для быстрой обработки такие анкеты оперативно передаются в соответствующее подразделение банка, где с учетом материалов собственного архива принимается решение о выдаче или отказе в кредите. Эта процедура занимает около одного часа. При положительном решении параметры кредитования (размер процента, сумма и срок ссуды, величина первоначального собственного взноса) устанавливаются в зависимости от оцененной в баллах надежности заемщика и социальной значимости приобретаемого им товара.

    Таким образом, рынок розничного кредитования в Республике Казахстан, как и  любой другой, характеризуется предложением и спросом.

    Каждый  банк разрабатывает свои правила  кредитования в соответствии с законодательством  нашей страны по вопросам кредитной  деятельности,  в том числе  нормативными правовыми актами Национального  банка Республики Казахстан. Правила  определяют общие приоритеты, стандарты  и параметры принятия решений  в области кредитной деятельности, основные принципы управления кредитными рисками и ориентируют кредитную деятельность банка на решение следующих задач:

    - формирование качественного ссудного  портфеля за счет кредитования  устойчиво функционирующих субъектов  хозяйственной деятельности и  финансирования перспективных проектов;

    - обеспечение оптимальной структуры  и размера портфеля, внебалансовых  обязательств;

    - обеспечение высокого уровня  безопасности и доходности размещения  активов банка. 

    Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных  мероприятий, проводимых банком для  достижения определенных финансовых результатов, и является одним из элементов банковской политики.

    На  первом этапе реализации кредитной  политики происходит оценка макроэкономической ситуации в стране в целом, региона  работы потенциальных заемщиков  в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений  кредитования, проверке готовности персонала  банка к работе с различными категориями  ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов. Проводимая работа происходит вне поля деятельности непосредственного кредитного подразделения  и относится больше к работе аналитических  и маркетинговых служб банка, но присутствие этих необходимых, элементов  анализа делают процесс кредитования осмысленным и подготовленным.

    Исходя  из проведенных исследований, руководство банка принимает меморандум кредитной политики в конкретный период (обычно 1 год). В этом документе излагаются:

  1. Основные направления кредитной работы банка на предстоящий период, конкретные показатели кредитной деятельности (нормативы и лимиты), обеспечивающие необходимый уровень рентабельности и защищенности от кредитных рисков, например:
    • соотношения кредитов и депозитов;
    • соотношения собственного капитала и активов;
    • лимиты сегментов портфеля активов банка в целом;
    • лимиты сегментов кредитного портфеля (лимиты на кредитование предприятий одной отрасли, одной формы собственности, одного вида кредитования и т.д.). Обычно размер лимита включает не более 25 %  от величины общего кредитного портфеля. Увеличение определенного сегмента сверх лимита возможно при наличии способов защиты от этого повышенного кредитного риска;
    • клиентские лимиты:

    а) для акционеров (пайщиков);

    б) для старых, с определенной историей взаимоотношений, клиентов;

    в) для новых клиентов;

    г) для не клиентов банка;

    • географические лимиты кредитования;
    • требования по проведению работы с обеспечением (виды залогов, стандарты оформления,  маржа в оценке и т.д.);
    • требования по документальному оформлению и сопровождению кредитов;
    • планируемый уровень кредитной маржи и механизмы принятия решения об его изменении.

    2. Утверждается Положение о порядке выдачи кредитов, где отражается:

    • организация кредитного процесса;
    • перечень требуемых документов от заемщика  и стандарты подготовки проектов кредитных договоров;
    • правила проведения оценки обеспечения.

    Только  после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к  работе по кредитованию.

    Основной  орган, осуществляющий внутреннюю кредитную  политику, как правило, - Кредитный комитет банка (ККБ), действующий в рамках полномочий, определенных Правлением банка и утвержденных Советом директоров. ККБ делегирует и определяет ограниченные полномочия по принятию решений о выдаче кредитов, гарантий, открытия аккредитивов и другим вопросам, касающимся кредитной деятельности. Решение о выдаче кредита принимается на основе результатов проводимой банком комплексной экспертизы проектов, заявленных к финансированию. По отдельным проектам, требующим углубленной проработки, ККБ может формировать рабочие группы, отвечающие за проведение экспертизы и управление кредитом с привлечением независимых экспертов по анализу проекта.

    Непосредственные  функции, связанные с подготовкой  и прохождением документов по вопросам кредитования, реализацией процедуры  выдачи, обслуживания и погашения  кредитов, осуществляют обычно коммерческие департаменты, кредитные управления и отделы, а также другие структурные  подразделения банков.

    Кредитная политика определяет такие важнейшие  условия кредитования, как цену и  валюту кредита.

    Цена  кредита формируется в зависимости  от складывающихся на рынке ставок вознаграждения (интереса), предлагаемых другими финансовыми институтами, экономической стоимости активов и пассивов банка, ставки рефинансирования Национального банка Республики Казахстан, содержания кредитуемого проекта и прочих факторов.

    Ставка  вознаграждения (интереса) устанавливается  Кредитным комитетом, Правлением или  Советом директоров в рамках определенных им полномочий и оговаривается в  Кредитном договоре.

    В соответствии с принципами управления кредитными рисками банк самостоятельно определяет валюту выдаваемого кредита. Как правило, банк предоставляет  кредиты в национальной валюте с  фиксацией валютного эквивалента по курсу НБ РК, а также в иностранной валюте, главным образом в долларах США.

    Валюта  кредита определяется Кредитным  комитетом в зависимости от характера  финансируемого проекта и текущего (перспективного) состояния валютного  рынка. 

    Кредитование  осуществляется на условиях срочности, обеспеченности, дифференцированности, возвратности, платности и использования ссуд по целевому назначению.

    Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть, не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств у заемщика и выступает той мерой, за пределами которой количественные изменения во времени переходят в качественные. Если нарушается срок пользования ссудой, то искажается сущность кредита, он теряет свое подлинное назначение.

     С переходом на рыночные условия хозяйствования этому принципу кредитования придается, как никогда, особое значение. Во-первых, от его соблюдения зависит нормальное обеспечение общественного воспроизводства денежными средствами, а соответственно его объемы, темпы роста. Во-вторых, соблюдение этого принципа необходимо для обеспечения ликвидности самих коммерческих банков. Принципы организации их работы не позволяют вкладывать им привлеченные кредитные ресурсы в безвозвратные вложения. В-третьих, для каждого отдельного заемщика соблюдение принципа срочности возврата кредита открывает возможность получения в банке новых кредитов, а также позволяет соблюсти свои хозрасчетные интересы, не уплачивая повышенных процентов за просроченные ссуды. Сроки кредитования устанавливаются банком исходя из сроков оборачиваемости кредитуемых материальных ценностей и окупаемости затрат, но не выше нормативных.

      С принципом срочности возврата кредита  очень тесно связаны два других принципа кредитования, такие как  дифференцированность и обеспеченность.

Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Казахстане