Развитие потребительского кредитования в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.

Содержание

Введение ……………………………………………………….…………………… 4


1 Теоретические особенности кредитования населения ……………………...…. 7


Сущность потребительского кредитования и его роль в экономике Казахстана ………………………………………………………………… 7
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом ...……….. 16


2 Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан ..…………….…..……………………………………………………… 26


2.1 Организация кредитной политики в банках второго уровня в Республике Казахстан ……………………..…………………………. 26

2.2 Организация потребительского кредитования

на примере АО «БТА Банк» …...……………….……………………… 41


3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан ……………………………………………………………. 66


3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского

кредитования в Республике Казахстан………………………………....... 66

3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования

в Республике Казахстан…………………………………………………… 72


Заключение………………………………………………..……………………….. 80


Список использованных источников………………….…………………………. 84

Работа содержит 1 файл

диплом Марьям.docx

— 325.25 Кб (Скачать)

    Системы скоринга обычно основываются на дискриминантных  моделях или аналогичном им методе под названием «логическая регрессия» (логит), в которых используются несколько  переменных, дающих в сумме цифровой балл каждого потенциального заемщика. Если такой балл превышает критический  уровень, кредит в случае отсутствия другой компрометирующей информации будет  предоставлен. Если балл потенциального заемщика не достигает критического уровня, и нет смягчающих обстоятельств, в кредите будет отказано. В  числе важнейших переменных, используемых в подобных системах, - рейтинги кредитного бюро, возраст, семейное положение, число  иждивенцев, наличие дома в собственности, уровень дохода, наличие домашнего  телефона, количество и виды банковских счетов, род занятий и продолжительность  работы на последнем месте.

    Основополагающая  идея балльной оценки кредита заключается  в том, что банк может вычленить  финансовые, экономические и мотивационные  факторы, отделяющие хорошие кредиты  от плохих путем анализа крупных  групп клиентов, являющихся в прошлом  заемщиками. В соответствии с этой идеей некоторые финансовые и  прочие факторы, отделявшие хорошие  кредиты от плохих в прошлом, могут  с некоторым риском ошибки использоваться для подобного выделения и  в будущем. Очевидно, данное предположение  может оказаться ошибочным в  случае кардинального изменения  экономических условий или иных факторов, что является одной из причин частого пересмотра испытанных систем балльной оценки по мере выявления более точных показателей.

    Системы кредитного скоринга обычно базируются на 7-12 пунктах заявки на потребительский  кредит и предусматривают присвоение каждому пункту некоторого балла (от 1 до 10). Например, анализ потребительских  кредитов, выданных банком, может показать, что при отделении «хороших»  кредитов (т.е. кредитов, погашенных своевременно) от «плохих» (т.е.  кредитов, погашенных со значительным опозданием или не погашенных вовсе) следующие факторы являлись значимыми (таблица 3) [28].

    Минимальный итоговый балл клиента по приведенной  выше модели из 8 факторов составляет 43, минимальный – 9. предположим, что  из проанализированных задним числом кредитов заемщикам, чей балл не превышал 28 пунктов, 40% кредитов (или 1200) оказались «плохими» и были списаны на убытки. Сумма подобных убытков составляла в среднем по одному кредиту 600 долл. При совокупном убытке в 720 тыс. долл. Из всех «хороших» кредитов лишь 10% (300 кредитов) имели балл не выше 28. С учетом средних убытков в 600 долл. убытки по данным «хорошим» кредитам с низким баллом составили 180 тыс. долл. Таким образом, если кредитный инспектор банка использует в качестве критического балла, или точки отсчета, показатель в 28 пунктов, банк сэкономит 540 000 долл. (720 000 – 180 000). Путем выдачи только тех кредитов, по которым балл заемщика составляет не менее 29 пунктов. Менеджеры банка могут экспериментировать с другим критическим баллом для того, чтобы определить, при каком критическом уровне достигается максимальная сумма чистой экономии на убытках по потребительским кредитам банка. 
 
 
 

    Таблица 3 - Факторы, определяющие качество кредита 

       Факторы, определяющие качество кредита Балл
    1 Сфера занятости  клиента:
          профессиональный  менеджер 10
          квалифицированный рабочий 8
          Студент 5
          неквалифицированный рабочий 4
          работник, занятый неполный рабочий день 2
    2 Обеспеченность  жильем:
          дом в собственности 6
          аренда  дома или квартиры 4
          проживание  с другом или родственником 2
    3 Кредитный рейтинг:
          Отличный 10
          Средний 5
          отсутствие  информации 2
          Плохой 0
    4 Продолжительность работы на данном месте:
          более одного года 5
          не  более одного года 2
    5 Продолжительность проживания по данному адресу:
          более одного года 2
          не  более одного года 1
    6 Указанное клиентом число иждивенцев:
          Нет 3
          Один 3
          Два 4
          более трех 2
    7 Наличие банковских счетов:
          только  сберегательный счет 3
          только  чековый счет 2
                           Нет 0
 
 

    Большая часть потребительских кредитов (погашаемых в рассрочку, так и  единовременно) имеет чаще фиксированную  процентную ставку, нежели плавающую, зависящую от конъюнктуры денежного  рынка. Одной из причин нечастого  использования плавающих ставок выступает относительно короткий срок кредитования. При выдаче потребительских  кредитов под плавающие ставки последние  обычно привязаны к ставке для  предпринимательских фирм.

    В заключение хотелось бы отметить, что  особенности и проблемы функционирования банковских систем и механизм банковских услуг в любой стране отражают уровень и характер производительных сил. Общие закономерности, действующие  на рынке банковских услуг населению  в экономически развитых странах, проявляются  и действуют одинаково. К ним, в частности, относятся конкурентная борьба, привлечение и размещение денежных средств в целях получения  прибыли, а также обязательная система  государственного регулирования деятельности банков. Поэтому изучение опыта зарубежных банков на рынке услуг населению  поможет казахстанским банкам быстрее  адаптироваться к процессам, происходящим на международных рынках ссудных  капиталов и банковских услуг. 
 

 

    2 СОВРЕМЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

    2.1 Организация кредитной политики  в банках второго уровня Республики  Казахстан 

    Банковская  система Казахстана является олигополистической. На пять крупнейших банка - АО «Казкоммерцбанк», АО «БТА Банк», АО «Народный Банка Казахстана», АО «АТФ Банк» и АО «Банк Центр Кредит» - приходится 75% активов всей банковской системы. Для целей определения анализа деловой активности были взяты финансовые данные по 10 крупнейшим банкам Республики Казахстан по состоянию на 01.01.2011 г. Эти данные приводятся в таблице 4 и рисунке 2 [29]. 

    Таблица 4 - Анализ активов банков (данные в тыс. тг.)  второго уровня на 01.01.2011г.  

    
Место в рэнкинге Наименование  Банков Активы  банка Изм.  в % Собственный капитал
01.01.10 01.01.11 01.01.10 01.01.11 01.01.10 01.01.11
1 1 «Казкоммерцбанк» 2 351 990 834 2 430 236 299 3% 269 426 645 278 493 514
2 2 «Народный Банк Казахстана» 1 998 880 350 2 023 521 731 2% 240 436 023 267 765 119
3 3 «БТА Банк» 1 971 441 914 1 993 993 880 1% - 1 473 893 395 181 421 912
4 4 «Банк Центр  Кредит» 1 152 094 706 1 211 056 597 5% 88 200 788 76 790 260
5 5 «АТФ Банк» 1 074 592 153 982 965 005 -9% 95 037 991 63 931 229
6 6 «Альянс Банк» 529 987 266 489 442 327 -8% - 448 452 904 33 840 385
7 7 «Евразийский  Банк» 324 090 059 358 742 202 11% 23 706 774 25 550 246
10 10 «Нурбанк» 294 892 793 261 507 583 -11% 44 978 785 43 927 001
8 8 «Kaspi Bank» 301 771 119 352 905 200 17% 31 260 038 35 856 245
9 9 ДБ АО «Сбербанк» 221 333 718 282 692 348 28% 36 662 605 39 912 575
Итого     10 211 074 912 10 387 063 172 39% - 1 092 596 471 1 047 488 486

    Активы  банковской системы Казахстана, часто  называемой "лучшей в СНГ", за последние  годы росли стремительными темпами, достигнув на начало 2011 год около 12,0 трлн. тенге.

    На  фоне благоприятных макроэкономических условий и продолжающегося роста  ресурсной базы, банки значительно  активизировали свою деятельность на кредитном рынке.

    На  начало текущего года 2011г  кредитный  рынок обладал следующими характеристиками (таблица 5) [29] 

    Таблица – 5 Банки второго уровня по объему выданных кредитов на 01.01.2011 

    
Наименование  Банков Место по акимвам на 01.01.20011г. Портфель  кредитов Доля  кредитов в активах (%) Доля  сформированных провизий в кредитах на 01.01.2011г., (%) Доля  просроч. задолж-ти по кредитам, вкл.проср.вознагр. на 01.01.2011г. (%) Доля  неработающих кредитов (%)
01.01.11 01.01.10 Изм. (%)
«Казкоммерцбанк» 1 2 344,3 2 312,2 1% 96,5 30,9 26,85 28,66
«Народный Банк Казахстана» 2 1 224,4 1 236,9 -1% 60,5 23,3 13,07 22,16
«БТА  Банк» 3 1 644,7 2 524,4 -35% 82,5 56,0 33,25 66,14
«Банк Центр Кредит» 4 719,9 669,2 8% 59,4 15,2 6,34 14,55
«АТФ  Банк» 5 849,5 848,0 0% 86,4 15,1 17,44 15,75
«Альянс Банк» 6 545,5 505,0 8% 111,5 58,5 54,52 63,52
«Евразийский  Банк» 7 227,5 188,6 21% 63,4 10,3 2,19 11,59
«Нурбанк» 9 200,9 235,1 -15% 76,8 42,1 5,96 46,66
«Kaspi Bank» 8 288,7 251,2 15% 81,8 14,1 8,78 13,43
ДБ  АО «Сбербанк» 10 176,6 96,5 83% 62,5 6,7 2,17 6,11
 

    В современных условиях развития рыночной экономики, реформирования банковской системы в Казахстане все вопросы, связанные с предоставлением кредита, рассматриваются и решаются банками второго уровня самостоятельно в соответствии с их кредитной политикой.

    Кредитная политика создает основу организации  кредитной деятельности банка в  рамках общей стратегии его развития, определяет принципы и порядок осуществления  кредитного процесса, средства и методы его реализации, а также необходимые  условия разработки соответствующей  документации.

    Кредитная политика БВУ РК направлена на удовлетворение потребности проверенных и надежных заемщиков в кредитных ресурсах, развитие предпринимательства, содействие формированию новых, эффективно действующих  рыночных структур. При работе с  заёмщиком Банки вышли за рамки  традиционной роли обычного кредитора, став финансовым консультантом предприятий  в области эффективного использования  кредитных ресурсов, рациональной организации  финансовых потоков.

    Цель  внутренней кредитной политики –  обеспечение защиты собственных  интересов банка, снижение рисков при  проведении активных кредитных операций. 

    Элементы  кредитной политики банка приведены в (таблице 6).

    Таблица 6 - Элементы кредитной политики банка 

Этапы кредитования Регламентируемые  параметры и процедуры
Предварительная работа по предоставлению кредита Состав будущих  заемщиков
Виды  кредитов
Количественные  пределы кредитования
Стандарты оценки кредитоспособности заемщиков
Стандарты оценки ссуд
Процентные  ставки
Методы  обеспечения возвратности кредита
Контроль  за соблюдением процедуры подготовки выдачи кредита
Оформление  кредита Формы документов
Технологическая процедура выдачи кредита
Контроль  за правильностью оформления кредита
Управление  кредитом Порядок управления кредитным портфелем
Контроль  за исполнением кредитных договоров
Условия продления или возобновления  просроченных кредитов
Порядок покрытия убытков

Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Казахстане