Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:03, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в исследовании теоретических и практических вопросов организации потребительского кредитования в Республике Казахстан. Важным аспектом работы является рассмотрение видов потребительских кредитов, предоставляемых казахстанскими банками и перспективы развития кредитования населения в РК.
Введение ……………………………………………………….…………………… 4
1 Теоретические особенности кредитования населения ……………………...…. 7
Сущность потребительского кредитования и его роль в экономике Казахстана ………………………………………………………………… 7
1.2 Особенности потребительского кредитования за рубежом ...……….. 16
2 Современный анализ потребительского кредитования в Республике Казахстан ..…………….…..……………………………………………………… 26
2.1 Организация кредитной политики в банках второго уровня в Республике Казахстан ……………………..…………………………. 26
2.2 Организация потребительского кредитования
на примере АО «БТА Банк» …...……………….……………………… 41
3 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в Республике Казахстан ……………………………………………………………. 66
3.1 Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского
кредитования в Республике Казахстан………………………………....... 66
3.2 Совершенствование организации потребительского кредитования
в Республике Казахстан…………………………………………………… 72
Заключение………………………………………………..……………………….. 80
Список использованных источников………………….…………………………. 84
Растущая
конкуренция снизила прибыль
от услуг, предоставляемых универсальными
банками, особенно в связи с тем,
что наиболее крупные из них договорились
о более низких отчислениях из-за
своих высоких оборотов. Именно с
этим связана важная причина введения
платежей для владельцев карточек.
Банки в настоящее время
Расходные
карточки. Термин расходные карточки
распространяется на карточки American Express
и Diner’s Club. Как средство платежа они очень
похожи на кредитные карточки, выпускаемые
в обращение банками. Однако между ними
существуют различия (таблица 1) [8, c.223].
Таблица
1- Различие между кредитной и расходной
карточками
Характеристика | Кредитная карточка | Расходная карточка |
Расходы |
Выпускается бесплатно или за ежегодный членский взнос. | Уплата вступительного взноса + ежегодный членский взнос. |
Платёж |
Ежемесячно или частями. Кредитный период может достигать шести недель. | Весь остаток
должен быть использован в течение
месяца. Не допускается никакого срока
одолжения кредита после |
Автоматически возобновляемые ссуды. В современных условиях в США стал применяться потребительский кредит в виде сочетания текущих счетов с продажами в рассрочку - так называемый “автоматически возобновляемый кредит". Сущность этого способа сводится к тому, что банки на основе изучения платёжеспособности заёмщика определяют максимальную сумму возможной ему задолженности [17, c.66].
Например,
если заёмщик из своего дохода может
ежемесячно погашать долг банку в
сумме 100 долларов, то банк устанавливает
максимальную сумму задолженности
в размере от 1200 до 2400 долларов с
учётом возможного погашения её в
течение 12-24 месяцев. Установленную
сумму кредита заёмщик
Многие
магазины сейчас предлагают клиентам
пользоваться счетами по автоматически
возобновляемому кредиту в
Персональные ссуды. Персональная ссуда банка может быть более дешёвой по сравнению с кредитом финансового дома и процентными ставками кредитных карточек. Банк может быть готов кредитовать до 10000 долларов США с выплатой в течение 5 лет по письменному заявлению клиента. (Обращение за персональными ссудами в настоящее время значительно упростилось, т.к. банки готовы давать ссуды без персональной беседы и с минимальными хлопотами для клиента) Но что, же такое персональная ссуда? Чтобы лучше понять её суть, рассмотрим специфические особенности обычной заявки на предоставление персональной ссуды:
1)
Цель получения ссуды. За
- приобретения потребительских товаров длительного пользования (например, мебели);
- покупки машины (бывшие в употреблении машины не должны быть очень старыми - 5 лет, вероятно, максимальный срок для подержанной машины);
- празднования торжеств;
- проведения отделочных работ в доме;
- покупки домов-фургонов;
- оплаты личного образования.
2)
Размер ссуды (опять за
3)
Капитал и доля клиента. В
случае обращения за
4)
Источники оплаты и
5)
Срок предоставления ссуды.
Если
клиент хочет получить финансирование
для оплаты своих личных расходов,
наиболее приемлемыми формами
Ссуды для покупок новых кухонь могут быть предоставлены на срок до 3-5 лет, другие ссуды для некоторых переделок в доме (например, для новых окон) - могут быть предоставлены на периоды вплоть до 15 лет, хотя наиболее типичной является ссуда на 5 лет.
Ссуда для покупки машины может быть предоставлена на 2 года.
6)
Обеспечение. Обеспечение
Чтобы вы получили наиболее полное представление о персональных ссудах, приведём некоторые их виды.
Потребительский кредит кредитных учреждений имеет в основе две формы:
1)
Прямые кредиты потребителя
2)
Кредиты потребителям с
С овердрафтами ассоциируются следующие факторы:
1) Сумма. Сумма дебета не должна превышать лимита, согласованного банком и заёмщиком. Лимит обычно определяется относительно известного дохода.
2) Маржа. Процент назначается на сумму овердрафта, обычно как маржа над базовой ставкой. Процент насчитывается на ежедневную сумму овердрафта и ежеквартально записывается на счёт. Может быть получен гонорар, когда банк соглашается на предоставление льготы клиенту, даже если она не полностью используется.
3) Цель. Овердрафт обычно требует для покрытия краткосрочных договоров – например, многие люди оказываются без денег в конце каждого месяца до того, как им выплачивается зарплата.
4) Выплата. Овердрафты выплачиваются по требованию, и обычно клиенту об этом сообщается в письменном уведомлении о предоставленной услуге.
5) Обеспечение. Обеспечение, требуемое банком, зависит от размера услуги, предоставляемой клиенту.
6) Выгоды. Для людей овердрафты очень удобны, так как позволяют ощутить уверенность в том, что их расходы финансируются, даже если они превышают имеющиеся у них на данный момент средства. Банк выигрывает от предоставления высокой процентной ставки, но страдает оттого, что вследствие существенных колебаний овердрафтов по сумме, он вынужден иметь в наличии достаточные средства для обеспечения согласованного лимита кредитования [24, c.171].
Скоринг «кредитование». Из-за высокого объёма персонального кредитования и сравнительно небольшой суммы каждой ссуды, большинство банков не могут себе позволить провести оценку заявлений на предоставление ссуды, рассматривая каждый запрос в индивидуальном порядке. Поэтому вместо заявлений было введено “скоринг" - кредитование. Некоторые банки в установленном порядке запрашивают информацию о заявителе в кредитных справочных агентствах, другие делают это только в крайних случаях.
“Скоринг" - кредитование является обезличенной, но более простой и быстрой формой, чем деловая беседа. Потенциальный клиент заполняет заявление по установленной форме, содержащее информацию о возрасте, семейном положении и стаже.
Каждый
вопрос имеет максимально возможный
балл, который будет выше для таких
важных вопросов, как профессия, и
ниже для таких вопросов, как возраст.
После окончательного подсчёта очков
вручную или с помощью
1.2
Особенности потребительского
В период после второй мировой войны банки стали основными кредиторами на рынке потребительского кредита. Господствующее положение банков частично является следствием того, что они во все большей степени заинтересованы в привлечении средств отдельных лиц и семей, которые являются основным источником средств банка. Однако многим семьям часто приходится решать, стоит ли отдавать свои деньги тому банку, который как они считают, не сможет гарантировать им предоставление кредита в случае необходимости.
Последние исследования показали, что потребительский кредит зачастую относятся к наиболее прибыльным кредитам, которые может выдавать банк [25, c.334].
Виды кредитов, предоставляемых отдельным лицам и семьям. В зарубежной практике потребительскими называют ссуды предоставляемые населению для приобретения потребительских товаров длительного пользования [11, c.34]. Частные лица пользуются также и другими ссудами (в т.ч. на строительство и приобретение жилья, неотложные нужды и прочие). Эта практика складывалась десятилетиями и отличается многообразием. Прежде всего, для нее характерно разнообразие кредиторов: банковские потребительские ссуды; ссуды торговых организаций; потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи, кредитные кооперативы, строительные общества, пенсионные фонды и т.д.); личные или частные потребительские ссуды (предоставляемые частными лицами); потребительские суды, предоставляемые заемщикам непосредственно на предприятии и в организациях по месту работы.
В
Германии наиболее распространенной формой
потребительского кредита выступает
предоставление кредита в налично-денежной
форме. Это является выгодным заемщику,
так как при оплате товара наличными
деньгами магазин может сделать
клиенту скидку до 5% стоимости товара
За пользование таким кредитом банк
устанавливает фиксированную
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в Казахстане