Развитие финансовой системы России в ХIХ - начале ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей государственных финансов на рубеже XIX и XX века.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Положение России в XIX в......................................................................5
1.1. Россия в начале XIX в......................................................................................6
1.2. «План финансов» М.М. Сперанского.............................................................8
1.3. Денежная реформа 1839 года........................................................................12
1.4. Середина - конец XIX в..................................................................................15
1.5. Денежная реформа С.Ю. Витте и ее результаты.........................................20
Глава 2. Россия в начале XX века........................................................................27
2.1. Приход большевиков к власти. Влияние учения К. Маркса на политику Советского правительства....................................................................................28
2.2. Первые реформы большевиков.....................................................................31
2.3. Военный коммунизм, её политика и итоги..................................................36
Заключение.............................................................................................................43
Библиографический список..................................................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая ВЕРЕМЕЙКИНОЙ.docx

— 75.92 Кб (Скачать)

Очень быстро стали заметны результаты денежной реформы.

В конце XIX - начале XX века золотая единица  преобладала в составе российского  денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной массы. На первое января 1900 года металлическое  обеспечение составляло 189% суммы  кредитных билетов, а на золотую  монету уже приходилось 46,2% всего  денежного обращения.

Введение  золотой валюты укрепило государственные  финансы и стимулировало экономическое  развитие. В конце XIX века по темпам роста промышленного производства Россия обгоняла все европейские  страны. Этому в большой степени  способствовал широкий приток иностранных  инвестиций в индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.) их размер достиг колоссального  размера - 3 млрд. рублей золотом.

C 1860 по 1880 г. иностранные вложения в русские  акционерные предприятия увеличились  в 10 раз (с 9,7 млн. до 97,7 млн.  руб.) и составили примерно 1/3 всего  акционерного капитала. Преобладали  английские, французские, немецкие  капиталовложения(см. приложение 3).

С 90-х  годов XIX в. началась эпоха интенсивного прилива иностранного капитала в  производственной его форме в  угольную, металлургическую, нефтяную промышленность, транспорт и в  другие отрасли. Если раньше иностранные капиталисты отдавали предпочтение займам, то в конце XIX — начале XX столетия получили большое значение и инвестиции. Иностранные капиталисты теперь охотнее вкладывали деньги в промышленность, чем в государственные займы, так как получали при этом несравненно большую прибыль, свыше 10% за затраченный капитал. Займы же давали примерно половину этой нормы (приложение 2). Однако, ввоз капитала в Россию в форме займов правительству, железным дорогам и отдельным городам все-таки был преобладающим.

В условиях подъема 1890-х годов система Витте  способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место  в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и  развивавшаяся экономика завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации  русских государственных займов и железнодорожных обществ.

В 1896 году Витте отказался от поддержки  общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного  курса, сорванную, однако, В.К.Плеве, К.П.Победоносцевым и П.Н.Дурново. К 1899 году при участии  Витте были разработаны и приняты  законы об отмене круговой поруки. В  январе 1902 года Витте возглавил Особое Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, тем самым, взяв, казалось бы, к себе в министерство финансов общую разработку крестьянского  вопроса. Противники Витте из помещичьего  лагеря обвиняли его в том, что  своей политикой поощрения промышленности он разорил сельское хозяйство.

Незавершенность реформы 1861 года, мировой аграрный кризис и виттевская индустриализация, вместе взятые, действительно привели сельское хозяйство на рубеже XIX - XX веков к  глубокому кризису. К концу XIX века и Витте, и его противники заговорили о "перенапряжении платежных сил  сельского населения".

 

Глава 2. Россия в начале XX века

В экономической  политике царизма конца XIX - начала XX века, было немало сильных сторон, однако эта политика оставалась внутренне противоречивой. Курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

Несбалансированность  хозяйства стала одной из причин экономического кризиса начала XX столетия, который затем сменился длительной "депрессией" 1904-1908 годов. С 1909 по 1913 год начинается экономический  подъем. В результате прошедшего кризиса  слабые, маленькие предприятия разорились, ускорился процесс концентрации промышленного производства. Наряду с высоко развитой индустрией в экономике  страны большой удельный вес принадлежал  раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства - от мануфактурного до патриархально-натурального.

Уже к 1916 г. военные расходы более чем  удвоили внешний долг, и это  было только начало. Кроме того, война  значительно усугубила технологическую  зависимость России от ее западных союзников. Если бы ей "не помешали", Россия после первой мировой войны  столкнулась бы с крупнейшим и  разрастающимся кризисом погашения  внешнего долга и дальнейших займов, чтобы выплатить старые долги, дивиденды  и оплатить иностранные патенты  и импортные поставки.

К концу  века среди образованных слоев России росло осознание назревающего кризиса.

Россия  в своем социально-экономическом  развитии пыталась угнаться за временем, и никто не мог сказать, каков  будет финал этой гонки.

Это подтверждается статистическими данными. Цифры  свидетельствуют, что на всем протяжении рассматриваемого периода Россия ни догоняла, ни отставала все более  от своих западных соперников. Между 1861 и 1913 гг. темпы роста национального  дохода на душу населения в России приблизительно соответствовали средним  европейским показателям и были в два раза медленнее, чем в Германии. Российские показатели роста национального дохода были выше, чем средние показатели неевропейских стран, однако значительно ниже, чем в США и в Японии. Ожидалось дальнейшее ухудшение шансов России в этой гонке, что придавало фактору времени особую важность. В подобной ситуации также имеет значение не только матрица причин, тенденций и объективных факторов, но и фактор сознания, т.е. активный поиск альтернатив властями, силы, на которые они могли рассчитывать, задачи, которые перед ними стояли, и то, каким образом эти задачи понимались и решались.

 

2.1. Приход большевиков к власти. Влияние учения К. Маркса на политику Советского правительства

Дальнейшую  судьбу России определила октябрьская  революция 1917 года. После прихода  к власти левых сил политическая и экономическая жизнь в России потекла совершенно иным, кардинально  новым для нее путем. На политическую арену вышли новые энергичные люди, проповедавшие новые взгляды  и течения науки.

Важную  роль в формировании экономической  программы большевиков, под руководством Владимира Ильича Ульянова (Ленина) сыграло учение Карла Маркса и  Фридриха Энгельса о двойственном характере  труда, теория прибавочной стоимости.

В этом учении была предпринята попытка рассмотреть  капиталистическое богатство с  позиций пролетариата.

Карл  Маркс и Фридрих Энгельс первоначально  разделяли идеи революционного романтизма. Движение от романтического дуализма к историческому монизму началось у Маркса с критики государства  и права. Лишь постепенно К. Маркс  и Ф. Энгельс переходят от критики  буржуазной и мелкобуржуазной идее к критике "гражданского общества", порождавшего эту идеологию.

Успеху  исследований К. Маркса в немаловажной степени способствовала совершенная  им революция в методе исследования. Используя достижения немецкой классической философии, К. Маркс впервые успешно  применяет метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических  явлений. Это позволяет ему не только развернуть критику предшествовавшей политической экономии, но и поставить  перед собой задачу рассмотреть  систему категорий и законов  капиталистического способа производства с позиций рабочего класса.

К. Маркс и Ф. Энгельс не ограничивались исследованием капитализма. Они изучали докапиталистические способы производства, высказали ряд интересных мыслей о будущей коммунистической формации и тем самым заложили основы политической экономии в широком смысле слова. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Марксистское  учение вышло на арену экономической  теории с середины XIX века как одна из вершин теоретической мысли того времени. Таким оно, в основном, и  остается.

В "Капитале" дано достаточно глубокое теоретическое  отражение условий развития капитализма  свободной конкуренции конец XVIII начало XIX века. Марксов анализ производственных отношений в единстве с производительными  силами, создание им системы экономических  категорий и законов, анализ внутренней противоречивости экономической системы - общепризнанны мировой наукой. Марксизм внес принцип историзма, который  позволил открывать законы экономического развития. Метод исследования общественных явлений Маркса является, в основном, эффективным и сейчас. Однако некоторые  положения или устарели, или изначально были ошибочными. Процесс развития человеческого общества многопричинен  и многофакторен. Маркс сосредоточился лишь в сфере интересов рабочего класса, и она была им заидеологизирована. Все основные взгляды Маркса относительно экономического положения рабочего класса сложились в 1840-е гг. на начальных ступенях развития капитализма.

Важную  роль в дальнейшем развитии ортодоксальной марксистской политической экономии сыграли  исследования Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Центральное место в  работах В.И. Ленила 90-х годов занимает теория товарного производства. Это связано с анализом теоретических концепций экономистов - либеральных народников по вопросу о роли рынка в развитии капитализма. Ленинский анализ имел большое значение для исследования становления рыночной экономики на периферии капиталистического мира. В трактовке В.И. Ленина политическая экономия изучает не только отношения, складывающиеся в наиболее развитых странах, но и отношения, складывающиеся в процессе перехода от одного способа производства к другому, и даже различные варианты (модели) такого перехода.

Ленин охарактеризовал  основные признаки монополистического капитализма, выявил тенденции его  перерастания в государственно-монополистический  капитализм. Ленинская теория империализма хотя и преувеличивала степень кризиса  капиталистической экономики, но помогла  более глубоко осмыслить всемирное  хозяйство, как предмет экономической  теории, дала ключ к исследованию различных  аспектов интернационализации хозяйственной  жизни, как органических составных  частей, как взаимосвязанных сторон единого целого.

Ленин работал  и над конкретизацией представлений  К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической формации, однако попытка реализовать эти идеи в крестьянской России не увенчалась успехом и привела к искажению первоначальных положений марксизма.

До революции  строительство нового общества представлялось большевикам, как процесс создания экономики, основанной на нерыночных отношениях командного типа. Считалось, что после  революции в стране не будет армии, полиции, все чиновники будут  выборными и подотчетными перед народом, а государство сможет управлять каждым человеком.

В переходный период строительство коммунистического  общества вместо буржуазного государства  будет диктатура пролетариата, которая  сможет осуществлять две основные функции: подавление сопротивления буржуазии  и руководство массами населения.

Предполагалось, что уже в переходный период в  экономике будет отсутствовать  частная собственность, будет проведено  полное обобществление производства, сформируются хозяйственные связи, основанные на административном распределении  продукции из единого экономического центра.

После революции  Советское правительство начало активно внедрять эти теоретические  установки в хозяйственную практику.

После Октября  Ленин первоначально считал, что  необходимо “предоставить полную свободу  творчества народным массам”, заявлял, что “Россия вообще выросла из того чтобы кто-нибудь управлял ею”. Позднее акцент сместился на идею обучения масс путем участия в управлении государством. Так стала главной психология управления сверху, воплотившаяся в идее отожествления общенародного управления с государственным. Уже в 1918 году Ленин сказал: “Революция... требует беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей трудового процесса”.

 

2.2 Первые реформы большевиков

Формирование  командной экономики ознаменовалось систематической борьбой большевиков  против частной собственности, экспроприация  которой началась с Декрета о  земле. По декретам от 14 декабря 1917 года и 24 марта 1918 года все недвижимое имущество  в городах было сначала изъято из торгового обращения, а затем  передано в государственную собственность. Декрет ВЦИК от 3 февраля 1918 года аннулировал  все внутренние долги государства. В апреле 1918 года было запрещено  покупать, продавать и сдавать в аренду торговые и промышленные предприятия, в мае 1918 года отменено право наследования. Ни одна из этих мер не продиктована "насущной необходимостью", поскольку страна не находилась еще в состоянии гражданской войны. Все это делалось с целью лишения граждан страны прав владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом, а значит, лишения их экономической и политической самостоятельности.

14 ноября 1917 года ВЦИК принял постановление  о введении рабочего контроля  на всех промышленных, банковских, транспортных, торговых и других  предприятиях, где применялась наемная  рабочая сила. Органы контроля  имели большие полномочия: наблюдать  за производством, хранением,  реализацией продукции, устанавливать  минимальный выпуск продукции  для данного предприятия, определять  издержки изготовления изделий,  следить за деловой перепиской, за приемом и увольнением работников, а также за финансовой деятельностью  администрации, что подразумевало  отмену коммерческой тайны.

В декабре 1917 года при Совнаркоме был создан Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ), которому было поручено управлять государственным сектором российской экономики в качестве единого центра, разрабатывать общие нормы регулирования экономической жизни страны, объединять деятельность центральных и местных экономических учреждений, а также органов рабочего контроля. ВЦИК получил также право конфисковывать частные предприятия, проводить принудительное синдицирование различных промышленных предприятий и т.д. Одновременно в большинстве регионов страны стали создаваться местные органы управления экономикой - советы народного хозяйства (совнархозы).

Информация о работе Развитие финансовой системы России в ХIХ - начале ХХ века