Развитие финансовой системы России в ХIХ - начале ХХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей государственных финансов на рубеже XIX и XX века.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Положение России в XIX в......................................................................5
1.1. Россия в начале XIX в......................................................................................6
1.2. «План финансов» М.М. Сперанского.............................................................8
1.3. Денежная реформа 1839 года........................................................................12
1.4. Середина - конец XIX в..................................................................................15
1.5. Денежная реформа С.Ю. Витте и ее результаты.........................................20
Глава 2. Россия в начале XX века........................................................................27
2.1. Приход большевиков к власти. Влияние учения К. Маркса на политику Советского правительства....................................................................................28
2.2. Первые реформы большевиков.....................................................................31
2.3. Военный коммунизм, её политика и итоги..................................................36
Заключение.............................................................................................................43
Библиографический список..................................................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая ВЕРЕМЕЙКИНОЙ.docx

— 75.92 Кб (Скачать)

Московский  Банковский Институт

Факультет «Финансы и банковское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Финансы»

на  тему: «Развитие финансовой системы России в ХIХ - начале ХХ века»

 

 

 

 

 

 

Выполнена

студенткой  группы БЭзд/23-2

Нарбут  Т.В.

Научный руководитель:

к.э.н.,доц. Веремейкина В.Д.

 

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Положение  России в XIX в......................................................................5

1.1. Россия в начале XIX в......................................................................................6

1.2. «План финансов» М.М. Сперанского.............................................................8

1.3. Денежная реформа 1839 года........................................................................12

1.4. Середина - конец XIX в..................................................................................15

1.5. Денежная реформа С.Ю. Витте и ее результаты.........................................20

Глава 2. Россия в начале XX века........................................................................27

2.1. Приход большевиков к власти. Влияние учения К. Маркса на политику Советского правительства....................................................................................28

2.2. Первые реформы большевиков.....................................................................31

2.3. Военный коммунизм, её политика и итоги..................................................36

Заключение.............................................................................................................43

Библиографический список..................................................................................45

 

Введение

Каждое  время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако, отдельные  периоды можно назвать определившими  дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы. Одним из таких важнейших  этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века. На исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные  исторические личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета тогдашнего, достаточно пестрого политического  спектра.

Россия  вступила в XIX век абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным  судьей, распоряжался финансами. Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти. Наиболее дальновидные политики начинали понимать, что задержка в экономическом развитии и все  возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и ослабляют решение  многих внутренних проблем. Необходимость  модернизации становилась все ощутимее.

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

Происходили такие поворотные события как  отмена крепостного права в 1861 году, революция 1917 года и т.д.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей государственных финансов на рубеже XIX и XX века.

Для раскрытия  данной курсовой, я поставила себе следующие задачи:

1) Рассмотреть государственные финансы на рубеже 19 века, в том числе:

- "План  финансов" Сперанского,

- Денежная  реформа 1839 года, а также реформа  С.Ю.Витте

2) Изучение государственных финансов 20 века, а именно:

- Реформы  большевиков и военный коммунизм.

 

 

Глава 1. Положение России в XIX в.

В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув  в передовых странах империалистической стадии. В России же этот процесс  только начинал зарождаться. Россия вступила на путь капиталистического развития позднее ведущих стран  Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам роста, прежде всего промышленности, она  проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал  ряд факторов, и прежде всего возможность  использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также  жесткая экономическая политика правительства, направленная на форсированное  развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство.

Развитие  финансовой системы в России в  этот период неразделимо связано  с политикой, проводимой императором  и правящей верхушкой. Проведение тех  или иных реформ связано, в первую очередь, с политической ситуацией  в стране, а так же с “реформаторским  духом” царствующей персоны.

В феодальной самодержавной России до конца XIX в. финансовая система была развита  очень слабо. Будучи аграрной страной  с очень плохо развитой промышленностью, Россия жила, в основном, натуральным  хозяйством. Среди подавляющей массы  населения преобладал натуральный  обмен.

Кредитно-банковская система России почти не менялась со времен Екатерины II и продолжала оставаться в руках государства, в стране практически не было коммерческих кредитных учреждений. Основная часть  банковских ссуд направлялась на весьма льготное кредитование дворянских хозяйств, и эти ссуды очень медленно возвращались в банки. Если к 1812 году за дворянами числилось ссуд на 64 млн. рублей серебром (в залоге было 12% всех помещичьих крестьян), то к 1859 году объем ссуд вырос до 425 млн. рублей (количество "душ" в залоге выросло до 66%). Большие масштабы приобрели внутренние займы государства у банков для покрытия бюджетного дефицита. На кредитование же промышленности и торговли шли очень незначительные суммы, поскольку для этих целей кредиты оговаривались целым рядом условий.

Но постепенно в процессе политических преобразований, а так же в связи с необходимостью развития промышленности происходит формирование финансовой системы в России.

Начало  таких преобразований было заложено еще в начале XIX в. в тех реформах, которые разработал М.М.Сперанский.

 

1.1. Россия в начале XIX в.

К началу XIX в. в России начинают проявляться  новые потребности, которые готовят  переход государственного порядка  на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и  национальное объединение русской  земли. Во внутренней политике - это  необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности.

Государственные финансы первой половины XIX века постоянно  находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета  возрастал из года в год. Причин этому  были множество. Одна из них – это  неудачные войны, в которых участвовала  Россия в начале века, и связанные  с этим большие расходы и контрибуции.

Вступив на престол, Александр-I дал понять, что намерен провести реформы  по самым насущным общественно-политическим и экономическим проблемам.

В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных  дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Так же, в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

В первые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. Период войн с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.) потребовал от государства крупных расходов на содержание армии. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченной возможности получения внешних и внутренних займов, правительство вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. Их количество в обращении к концу 1810 г. достигло 579 373 880 руб. За один рубль ассигнациями давали только 25,4 копейки серебром. Создавшаяся тогда в стране экономическая ситуация описывалась в официальном издании Министерства финансов таким образом: "Цены товаров сильно повысились, имущественные отношения утратили прочность, кредитные сделки крайне затруднились, производительная деятельность приняла спекулятивный характер; все народное хозяйство потряслось в своих основах". Огромные убытки несло в то время и Государственное казначейство, получавшее свои доходы в обесцененных ассигнациях.

Инфляционный  процесс в России обесценивал  денежные накопления имущих слоев. Состояние  в 100 000 руб. ассигнациями, созданное  в конце XVIII столетия, имело реальную ценность в начале 1810 г. только в  сумме 50 000 руб. серебром, в июле 1810 г. - 33 000 руб., в декабре 1810 г. - не более 25 000 руб.

Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса  ассигнаций уменьшилась реальная сумма  задолженности по ссудам, кредитор получал от должника еще более  обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время  как для заемщиков, в роли которых  часто выступали дворяне, это  было выгодно. По данной причине для рассматриваемого периода характерно резкое свертывание кредитных отношений. Учреждение акционерных предприятий также казалось крайне опасным делом - падение курса ассигнаций грозило уменьшить реальную ценность акционерного капитала. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.

 

1.2. «План финансов» М.М.Сперанского

Правительство предприняло определенные шаги с целью стабилизации денежного обращения. В основу намеченных мероприятий был положен знаменитый "План финансов". Он был подготовлен в 1809 г. известным государственным деятелем той эпохи М.М. Сперанским при содействии графа  Н.С. Мордвинова.

По "Плану  финансов" предполагалось провести денежную реформу посредством изъятия  и уничтожения всех ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения нового эмиссионного банка. Он должен был располагать  достаточным запасом серебра  для обеспечения банкнот, которые  планировалось выпустить в обращение. Кроме того, предполагалось улучшить организацию монетной системы России. Ее основой должен был стать серебряный рубль. Из положений "Плана финансов" следовало, что Сперанский отрицательно относился к неразменным бумажным деньгам и считал необходимым  ликвидировать их обращение в  стране. "Ассигнации, - писал он, - суть бумаги, основанные на предположениях. Не имея никакой собственной достоверности, они суть не что другое, как сокрытые долги".

После долгих колебаний правительство приступило к претворению некоторых положений "Плана финансов". Идеи М.М. Сперанского частично получили отражение в манифесте 2 февраля 1810 г. В соответствии с ним все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись долгом государства, обеспеченным всем богатством Российской Империи. В манифесте было заявлено о прекращении дальнейшего выпуска ассигнаций и о решении погасить указанный долг, для чего предполагалось заключить внутренний заем. В том же манифесте правительство объявило об увеличении податей и налогов с тем, чтобы увеличить доходы государственного бюджета.

Для постепенного погашения долга правительства  по ассигнациям манифестом 27 мая 1810 г. было объявлено о выпуске внутреннего  облигационного займа на 100 млн. ассигнационных рублей. Номинальный доход по займу  был определен в размере 6% годовых. Облигации выпускались достоинством от 1 000 ассигнационных рублей и выше, сроком на 7 лет с уплатой в  серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете. Выплата  дохода по облигациям, их выкуп должны были производиться Государственной  комиссией погашения долгов, созданной  в том же году по предложению М.М. Сперанского.

Однако  этот первый в истории внутреннего  государственного кредита Российского  государства облигационный заем был реализован всего лишь на 3,2 млн. руб. Фактически это означало провал займа.

Неуспех займа объяснялся прежде всего дефицитом  в стране свободных денежных капиталов  долгосрочного. Ведь именно они являлись одной из важнейших предпосылок  размещения долгосрочных облигаций.

Кроме того, для имущих слоев населения покупка  долговых обязательств государства  являлась делом непривычным. Они  предпочитали помещать сбережения во вклады до востребования в казенные банки. Это было намного удобнее  для населения, чем покупка облигаций: банки платили по вкладам довольно высокий процент (5 % годовых) и возвращали вклады по первому требованию их владельцев. Вкладные билеты государственных кредитных  учреждений обращались почти как  деньги, между тем облигации такой  способностью не обладали. На облигациях можно было понести потери в случае реализации их по биржевой цене.

В связи  с отсутствием многоукладной  экономики, основанной на разных формах собственности, неразвитостью частнокапиталистической  предпринимательской деятельности, что тормозило рост "занятости" капиталов, в государственные кредитные учреждения стекались огромные суммы временно свободных денежных средств, в основном краткосрочного характера. Этот процесс особенно усилился с тех пор, когда в стране вследствие чрезмерной эмиссии ассигнаций значительно увеличилось количество денежных знаков. Накопленные средства банки помещали в ипотечные ссуды дворянам, а также передавали в долгосрочный заем (из расчета 6 % годовых) Государственному казначейству. В свою очередь, на казначейство возлагалась обязанность снабжать кредитные учреждения денежными средствами на случай востребования вкладчиками своих капиталов (в конце 50-х и 60-е годы массовое изъятие вкладов из казенных банков, вызвавшее в конечном счете упразднение всей системы этих банков, обусловило резкое развитие облигационных займов).

Информация о работе Развитие финансовой системы России в ХIХ - начале ХХ века