Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление и оценка динамики состава и структуры расходов субъекта Российской Федерации, а также перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета субъектов Российской Федерации;
2) определить формы расходов субъектов Российской Федерации;
3) выявить особенности расходов бюджетов субъектов РФ;
4) проанализировать изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) по утвержденному бюджету за ряд лет;
5) проанализировать изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) по утвержденному бюджету за ряд лет;
6) выявить причины, повлиявшие на изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) и определить пути повышения эффективности использования расходов.
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности расходов бюджетов субъектов РФ……………………………………………....................
6
1.1. Понятие и классификация расходов бюджетов субъектов РФ………………………………………………………………………
6
1.2. Формы расходов бюджетов субъектов РФ.…………....................
12
1.3. Особенности расходов бюджетов субъектов РФ..…………………………………………………………………..
18
Глава 2. Анализ формирования и исполнения расходной части бюджета Республики Саха (Якутия)…..……………………………...............
22
2.1. Анализ плановых показателей расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2011 гг.……….…………………………...
22
2.2. Анализ исполнения расходов бюджета РС(Я) по разделам их классификации в сравнении с утвержденными бюджетами с 2008-2011 гг..……….……………………………………………………..
28
Причины, влияющие на изменение расходной части бюджета Республики Саха (Якутия) и пути повышения эффективности использования средств бюджета……………………………………….
31
Заключение………………………………………………………………………
37
Список использованных источников и литературы.………………………….
40
*Итоги приведены без
учета условно-утвержденных
**По данным http://www.
В 2010г. фактические показатели финансирования приближены к 100 %, исключение составляют расходы на общегосударственные расходы. Показатели по исполнению меньше плановых на 52%.
Полностью профинансированы запланированные на год расходы по следующим программам:
• «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы»;
• «Развитие высоких технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании»;
• «Массовая идеологическая работа среди населения республики по формированию политической культуры в условиях многопартийности, экономической реформы и перехода на местное самоуправление на период 2007-2008 гг.»;
• «Здоровый человек – успешное общество на 2006-2010 гг.».
По некоторым программам допущен перерасход средств на общую сумму 12 905,0 тыс. рублей: «Социально-экономическое развитие села на 2002-2006 годы и основные направления до 2010 года» на 9748,0 тыс. рублей; Программа обеспечения кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006-2010 годы и основные направления до 2015 года на 2 185,0 тыс. рублей. По остальным программам не выполнен план финансирования расходов.
Структура исполнения расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009г. по разделам классификации расходов в сравнении с утвержденным бюджетом ( тыс. руб.)**
Год |
2010 план |
2010 факт | ||
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% | |
В С Е Г О: |
79 142 867 |
100,00 |
81 816 932 |
100,00 |
Общегосударственные вопросы |
8 365 401 |
10,57 |
3 999 905 |
4,89 |
Национальная оборона |
7 914 |
0,01 |
10 163 |
0,01 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
3 870 086 |
4,89 |
3 851 751 |
4,71 |
Национальная экономика |
9 497 144 |
12,00 |
12 448 248 |
15,21 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 250 457 |
1,58 |
1 565 949 |
1,91 |
Охрана окружающей среды |
538 171 |
0,68 |
510 566 |
0,62 |
Образование |
6 006 944 |
7,59 |
5 685 414 |
6,95 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
1 551 200 |
1,96 |
1 487 722 |
1,82 |
Здравоохранение и спорт |
4 954 343 |
6,26 |
4 557 189 |
5,57 |
Социальная политика |
6 925 001 |
8,75 |
8 148 252 |
9,96 |
Межбюджетные трансферты |
36 168 290 |
45,70 |
39 551 773 |
48,34 |
Учитывая значительный удельный вес расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» за период 2004-2006 гг. целесообразно произвести анализ данных расходов.
Основными расходами бюджета Республики Саха(Якутия) в разделе «Общегосударственные вопросы» являются расходы на «другие общегосударственные вопросы», которые составляют более половины всех расходов этого раздела. Следующими по удельному весу в структуре данного раздела расходов бюджета РС(Я) выделяют расходы на обслуживание государственного долга, которые на протяжении 2008-2010 гг. охватывают приблизительно четверть всех расходов этого раздела. Затем выделяется группа расходов на обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов надзора, а также расходы на финансирование государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Закономерно вместе с ростом государственного долга Республики Саха (Якутия) выросли и расходы на его обслуживание с 10,89% до 15,34% от расходов в разделе «общегосударственные вопросы», что повлияло на удельный вес данного раздела в общей структуре расходов, и, если рассматривать бюджет в целом, с 1,46% до 1,53% от расходов бюджета. Тем не менее, это весьма низкий уровень (норматив – до 15%).
Наибольший удельный вес в структуре государственного долга занимает долг перед федеральным бюджетом, включающий: задолженность республики по кредитам, полученным в 1992-94 гг. организациями АПК и организациями, осуществляющими завоз продукции в районы Крайнего Севера, с начисленными по ним процентам; долги по «золотому» и «валютному» кредитам, а также ссудам на финансовую поддержку завоза товаров в районы Крайнего Севера. Следует отметить, что в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, Правительство РС (Я) заключило соглашения о реструктуризации задолженности по всем долгам перед федеральным бюджетом, согласно которым:
- уплата долга рассрочена на период до 2015 года включительно (по «золотому кредиту») и по 2011 год (по ссудам на «северный завоз» и по «валютному кредиту»);
- в случае погашения
суммы основного долга и
Не менее важным является принятие федеральным центром решения о списании части долга субъектов РФ по ссудам прошлых лет при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ положений соглашений с Министерством финансов РФ об оздоровлении региональных бюджетов. Статьями 52 и 64 Закона «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23.12.2004 г. предусмотрена возможность списания по 30% от суммы долга субъектов федерации перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.01.2005 г. в течение 3 лет (2005-07 гг.). Данное положение позволило Якутии списать 4,02 млрд. руб. задолженности в течение указанного периода (по 1,34 млрд. руб. ежегодно).
Расходы на обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов надзора также занимают значительный удельный вес в структуре расходов раздела «Общегосударственные расходы».
Данное обстоятельство
можно объяснить тем, что в
Республике Саха (Якутия) в соответствии
с принятыми решениями
Так же значительный удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Саха (Якутия) занимают расходы на национальную экономику.
Основными расходами бюджета Республики Саха (Якутия) в разделе «Национальная экономика» в 2008-2010 гг. являлись расходы на «Другие вопросы в области национальной экономики» и составляли почти половину всех расходов данного раздела. Расходы на «Топливо и энергетику» возросли почти в четыре раз. В 2009 году по сравнению с 2008 годом очень сильно возросли расходы на «Транспорт» - почти в 10 раз. Эти расходы также в значительной мере повлияли на сравнительное увеличение удельного веса расходов на «Национальную экономику» в 2009 году в общем объеме расходов бюджета Республики Саха (Якутия). Причиной тому послужила реализация Программы обновления пассажирского автотранспортного парка. Так, в 2008году в республике приобретено 130 единиц автобусов с последующей передачей муниципальным образованиям для организации пассажирских перевозок.
Для того, чтобы обеспечить
высокую эффективность
Первое направление
включает в себя комплекс мер по
обеспечению полного
Второе направление предполагает внедрение программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета. В рамках данного направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по межведомственным программам, нацеленным на решение острых социальных и экономических проблем. При этом для исключения простора для отраслевого лоббизма, необходимо установить строго конкурентные принципы отбора программ для бюджетного финансирования, внедрить систему институционального и индивидуального контрактирования органов государственной власти и их сотрудников, установить систему оценки эффективности осуществления программ. Исключительно важным в данной связи является приоритет среднесрочного планирования, который позволил бы зафиксировать источники и объемы финансирования программ на несколько лет, чтобы избежать их недофинансирования в будущем.
Третьим направлением является совершенствование методов осуществления закупок для государственных нужд. Необходимо перевести финансирование закупок и подряда для государственных нужд на конкурсную основу и одновременно создать необходимые условия для честной конкуренции в рамках таких конкурсов.
Одним из важнейших направлений
является реформирование системы государственных
предприятий и бюджетных
Пятым направлением реформирования бюджетного процесса является совершенствование отчетности. В рамках данного направления предполагается установить полный охват государственных и муниципальных операций с бюджетными и внебюджетными средствами отчетностью, а также усовершенствовать бюджетную классификацию.
Шестое направление включает в себя мероприятия по установлению объективных ориентиров для определения ассигнований. Требуется перейти к нормативам минимально необходимого финансирования предоставления государственных услуг от нормативов содержания сети учреждений социальной сферы, а в дальнейшем и по иным видам бюджетных расходов. Важнейшими условиями эффективности такой системы нормативов являются принцип подушевого финансирования, когда возмещение государственных услуг происходит в соответствии с количеством реципиентов этих услуг, фиксирование доли софинансирования нормативов из бюджетов, определение граждан, предоставление услуг которым должно осуществляться на безвозмездной основе и на основе критериев нуждаемости и, наконец, обеспеченность нормативов достаточным уровнем финансирования.
Седьмым направлением является совершенствование механизмов казначейского исполнения и контроля за расходованием бюджетных средств и их распространение на субфедеральный уровень
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным в Бюджетном кодексе РФ, субъекты РФ, как и органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств своих бюджетов. Многообразие видов расходов бюджетов предусматривает необходимость их группировки по функциональному и экономическому назначению, а также ведомственной принадлежности.
В первую очередь применяется
экономическая классификация