Расходы бюджета Республики Саха

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление и оценка динамики состава и структуры расходов субъекта Российской Федерации, а также перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета субъектов Российской Федерации;
2) определить формы расходов субъектов Российской Федерации;
3) выявить особенности расходов бюджетов субъектов РФ;
4) проанализировать изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) по утвержденному бюджету за ряд лет;
5) проанализировать изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) по утвержденному бюджету за ряд лет;
6) выявить причины, повлиявшие на изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) и определить пути повышения эффективности использования расходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности расходов бюджетов субъектов РФ……………………………………………....................

6

1.1. Понятие и классификация расходов бюджетов субъектов РФ………………………………………………………………………

6

1.2. Формы расходов бюджетов субъектов РФ.…………....................
12

1.3. Особенности расходов бюджетов субъектов РФ..…………………………………………………………………..

18
Глава 2. Анализ формирования и исполнения расходной части бюджета Республики Саха (Якутия)…..……………………………...............

22

2.1. Анализ плановых показателей расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2011 гг.……….…………………………...

22

2.2. Анализ исполнения расходов бюджета РС(Я) по разделам их классификации в сравнении с утвержденными бюджетами с 2008-2011 гг..……….……………………………………………………..


28
Причины, влияющие на изменение расходной части бюджета Республики Саха (Якутия) и пути повышения эффективности использования средств бюджета……………………………………….


31
Заключение………………………………………………………………………
37
Список использованных источников и литературы.………………………….
40

Работа содержит 1 файл

расходы РС.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

*Итоги приведены без  учета условно-утвержденных расходов

**По данным http://www.mfsakha.ru

 

В 2010г. фактические показатели финансирования приближены к 100 %, исключение составляют расходы на общегосударственные расходы. Показатели по исполнению меньше плановых на 52%.

Полностью профинансированы запланированные на год расходы  по следующим программам:

• «Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2005-2010 годы»;

• «Развитие высоких  технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании»;

• «Массовая идеологическая работа среди населения республики по формированию политической культуры в условиях многопартийности, экономической  реформы и перехода на местное самоуправление на период 2007-2008 гг.»;

• «Здоровый человек  – успешное общество на 2006-2010 гг.».

По некоторым программам допущен перерасход средств на общую  сумму 12 905,0 тыс. рублей: «Социально-экономическое  развитие села на 2002-2006 годы и основные направления до 2010 года» на 9748,0 тыс. рублей; Программа обеспечения кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006-2010 годы и основные направления до 2015 года на 2 185,0 тыс. рублей.  По остальным программам не выполнен план финансирования расходов.

 

 

 Структура исполнения расходов бюджета Республики Саха (Якутия) за 2009г. по разделам классификации расходов в сравнении с утвержденным бюджетом        ( тыс. руб.)**

Год

2010 план

2010 факт 

тыс.руб

%

тыс.руб

%

В С Е Г О:

79 142 867

100,00

81 816 932

100,00

Общегосударственные вопросы

8 365 401

10,57

3 999 905

4,89

Национальная оборона

7 914

0,01

10 163

0,01

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

3 870 086

4,89

3 851 751

4,71

Национальная экономика

9 497 144

12,00

12 448 248

15,21

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 250 457

1,58

1 565 949

1,91

Охрана окружающей среды

538 171

0,68

510 566

0,62

Образование

6 006 944

7,59

5 685 414

6,95

Культура, кинематография и средства массовой информации

1 551 200

1,96

1 487 722

1,82

Здравоохранение и спорт

4 954 343

6,26

4 557 189

5,57

Социальная политика

6 925 001

8,75

8 148 252

9,96

Межбюджетные трансферты

36 168 290

45,70

39 551 773

48,34


 

 

    1. Причины, влияющие на изменение расходной части бюджета Республики Саха (Якутия) и пути повышения эффективности использования средств бюджета

 

Учитывая значительный удельный вес расходов по разделу «Общегосударственные вопросы» за период 2004-2006 гг. целесообразно произвести анализ данных расходов.

Основными расходами  бюджета Республики Саха(Якутия) в разделе «Общегосударственные вопросы» являются расходы на «другие общегосударственные вопросы», которые составляют более половины всех расходов этого раздела. Следующими по удельному весу в структуре данного раздела расходов бюджета РС(Я) выделяют  расходы на обслуживание государственного долга, которые  на протяжении 2008-2010 гг. охватывают приблизительно четверть всех расходов этого раздела. Затем выделяется группа расходов на обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов надзора, а также расходы на финансирование государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Закономерно вместе с ростом государственного долга Республики Саха (Якутия) выросли и расходы на его обслуживание с 10,89% до 15,34%  от расходов в разделе «общегосударственные вопросы», что повлияло на удельный вес данного раздела в общей структуре расходов, и, если рассматривать бюджет в целом, с 1,46% до 1,53% от расходов  бюджета.  Тем не менее, это весьма низкий уровень (норматив – до 15%).

Наибольший удельный вес в структуре государственного долга занимает долг перед федеральным бюджетом, включающий: задолженность республики по кредитам, полученным в 1992-94 гг. организациями АПК и организациями, осуществляющими завоз продукции в районы Крайнего Севера, с начисленными по ним процентам; долги по «золотому» и «валютному» кредитам, а также ссудам на финансовую поддержку завоза товаров в районы Крайнего Севера. Следует отметить, что в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, Правительство РС (Я) заключило соглашения о реструктуризации задолженности по всем долгам перед федеральным бюджетом, согласно которым:

- уплата долга рассрочена  на период до 2015 года включительно (по «золотому кредиту») и по 2011 год (по ссудам на «северный  завоз» и по «валютному кредиту»);

- в случае погашения  суммы основного долга и процентов  в соответствии с новым графиком, суммы накопленных штрафов в  размере 534,8 тыс. долл. США (по  «золотому кредиту»), 1060,4 тыс. долл. США (по «валютному кредиту») и  141,5 млн. руб. (по ссудам «северного завоза») будут списаны. Таким образом, при реализации оптимистического сценария, задолженность РС(Я) по штрафам и процентам будет уменьшена на сумму около 200 млн. руб.

Не менее важным является принятие федеральным центром решения  о списании части долга субъектов РФ по ссудам прошлых лет при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ положений соглашений с Министерством финансов РФ об оздоровлении региональных бюджетов. Статьями 52 и 64 Закона «О федеральном бюджете на 2005 год» от 23.12.2004 г. предусмотрена возможность списания по 30% от суммы долга субъектов федерации перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.01.2005 г. в течение 3 лет (2005-07 гг.). Данное положение позволило Якутии списать 4,02 млрд. руб. задолженности в течение указанного периода (по 1,34 млрд. руб. ежегодно).

Расходы на обеспечение  деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов надзора  также занимают значительный удельный вес в структуре расходов раздела  «Общегосударственные расходы».

Данное обстоятельство можно объяснить тем, что в  Республике Саха (Якутия) в соответствии с принятыми решениями Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в 2005 году осуществлен поэтапный переход на программно-целевой принцип финансирования научных учреждений. Финансирование научных учреждений осуществляется на основе государственного заказа на научные исследования на конкурсной основе, утвержденного Правительством РС (Я) в соответствии с утвержденным Положением, и на содержание инфраструктуры, обеспечивающее научную деятельность, то есть текущие расходы. При этом, приоритетные направления научных исследований в республике утверждает Совет по науке и технической политике при Президенте РС (Я).

Так же значительный удельный вес в структуре расходов бюджета Республики Саха (Якутия) занимают расходы на национальную экономику.

Основными расходами  бюджета Республики Саха (Якутия) в  разделе «Национальная экономика» в 2008-2010 гг. являлись расходы на «Другие вопросы в области национальной экономики» и составляли почти половину всех расходов данного раздела. Расходы на «Топливо и энергетику» возросли почти в четыре раз. В 2009 году по сравнению с 2008 годом очень сильно возросли расходы на «Транспорт» - почти в 10 раз. Эти расходы также в значительной мере повлияли на сравнительное увеличение удельного веса расходов на «Национальную экономику» в 2009 году в общем объеме расходов бюджета Республики Саха (Якутия). Причиной тому послужила реализация Программы обновления пассажирского автотранспортного парка. Так, в 2008году в республике приобретено 130 единиц автобусов с последующей передачей муниципальным образованиям для организации пассажирских перевозок.

Для того, чтобы обеспечить высокую эффективность использования  выделяемых из государственного бюджета средств предлагается принять решения по  следующим направлениям:

Первое направление  включает в себя комплекс мер по обеспечению полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти федерального и регионального  уровней, а также органами местного самоуправления. В этой связи требуется планомерная работа по инвентаризации бюджетных обязательств, в особенности в социальной сфере. Итогом подобной инвентаризации должна стать выработка предложений по отмене тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому росту экономики и социальной сферы, но ложится бременем на бюджетную систему.

Второе направление  предполагает внедрение программно-целевого принципа при планировании и исполнении бюджета. В рамках данного направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по межведомственным программам, нацеленным на решение острых социальных и экономических проблем. При этом для исключения простора для отраслевого лоббизма, необходимо установить строго конкурентные принципы отбора программ для бюджетного финансирования, внедрить систему институционального и индивидуального контрактирования органов государственной власти и их сотрудников, установить систему оценки эффективности осуществления программ. Исключительно важным в данной связи является приоритет среднесрочного планирования, который позволил бы зафиксировать источники и объемы финансирования программ на несколько лет, чтобы избежать их недофинансирования в будущем.

Третьим направлением является совершенствование методов осуществления закупок для государственных нужд. Необходимо перевести финансирование закупок и подряда для государственных нужд на конкурсную основу и одновременно создать необходимые условия для честной конкуренции в рамках таких конкурсов.

Одним из важнейших направлений  является реформирование системы государственных  предприятий и бюджетных учреждений. Смысл подобной реформы заключается  в сокращении государственного сектора  при одновременном повышении  его эффективности. Сокращение государственного сектора должно происходить за счет перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе в условиях поэтапного сокращения бюджетной составляющей их финансирования. Это прежде всего касается отраслей социальной сферы, в особенности здравоохранения и образования. Такие организации участвуют на конкурсной основе в распределении бюджетных средств и несут полную ответственность по своим обязательствам. Оставшиеся бюджетные организации теряют какую бы то ни было финансовую самостоятельность и финансируются из бюджета по строго фиксированной смете.

Пятым направлением реформирования бюджетного процесса является совершенствование  отчетности. В рамках данного направления  предполагается установить полный охват государственных и муниципальных операций с бюджетными и внебюджетными средствами отчетностью, а также усовершенствовать бюджетную классификацию.

Шестое направление  включает в себя мероприятия по установлению объективных ориентиров для определения ассигнований. Требуется перейти к нормативам минимально необходимого финансирования предоставления государственных услуг от нормативов содержания сети учреждений социальной сферы, а в дальнейшем и по иным видам бюджетных расходов. Важнейшими условиями эффективности такой системы нормативов являются принцип подушевого финансирования, когда возмещение государственных услуг происходит в соответствии с количеством реципиентов этих услуг, фиксирование доли софинансирования нормативов из бюджетов, определение граждан, предоставление услуг которым должно осуществляться на безвозмездной основе и на основе критериев нуждаемости и, наконец, обеспеченность нормативов достаточным уровнем финансирования.

Седьмым направлением является совершенствование механизмов казначейского исполнения и контроля за расходованием бюджетных средств и их распространение на субфедеральный уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проделанная работа позволяет  сделать следующие выводы.

 Расходы бюджета  субъекта Российской Федерации  – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации.

В соответствии с принципом  самостоятельности бюджетов, установленным  в Бюджетном кодексе РФ, субъекты РФ, как и органы государственной власти  и органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления расходования средств своих бюджетов. Многообразие видов расходов бюджетов предусматривает необходимость их группировки по функциональному и экономическому назначению, а также ведомственной принадлежности.

В первую очередь применяется  экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие  и капитальные бюджетные расходы. Экономическая группировка расходов бюджета предполагает распределение бюджетных средств в зависимости от целей и условий их выделения. Ее использование дает возможность для включения расходов бюджетов в расчеты валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, для анализа влияния бюджетных расходов на структуру общественного потребления и накопления. Она является базовой при оценке целевого использования бюджетных средств.

Информация о работе Расходы бюджета Республики Саха