Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 08:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление и оценка динамики состава и структуры расходов субъекта Российской Федерации, а также перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие и классификацию расходов бюджета субъектов Российской Федерации;
2) определить формы расходов субъектов Российской Федерации;
3) выявить особенности расходов бюджетов субъектов РФ;
4) проанализировать изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) по утвержденному бюджету за ряд лет;
5) проанализировать изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) по утвержденному бюджету за ряд лет;
6) выявить причины, повлиявшие на изменение динамики и структуры расходов бюджета Республики Саха (Якутия) и определить пути повышения эффективности использования расходов.
Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Экономическая сущность и особенности расходов бюджетов субъектов РФ……………………………………………....................
6
1.1. Понятие и классификация расходов бюджетов субъектов РФ………………………………………………………………………
6
1.2. Формы расходов бюджетов субъектов РФ.…………....................
12
1.3. Особенности расходов бюджетов субъектов РФ..…………………………………………………………………..
18
Глава 2. Анализ формирования и исполнения расходной части бюджета Республики Саха (Якутия)…..……………………………...............
22
2.1. Анализ плановых показателей расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2011 гг.……….…………………………...
22
2.2. Анализ исполнения расходов бюджета РС(Я) по разделам их классификации в сравнении с утвержденными бюджетами с 2008-2011 гг..……….……………………………………………………..
28
Причины, влияющие на изменение расходной части бюджета Республики Саха (Якутия) и пути повышения эффективности использования средств бюджета……………………………………….
31
Заключение………………………………………………………………………
37
Список использованных источников и литературы.………………………….
40
Бюджетные средства, будучи выделенными из бюджета субъекта Российской Федерации, пройдя все стадии распределения и перераспределения, в конечном счете доходят до лиц, которые именуются получателями бюджетных средств и которые будут осуществлять потребление этих средств в тех или иных формах (например, путем выплаты заработной платы своим работникам).
1.3. Особенности расходов бюджетов субъектов РФ
Бюджеты субъектов Российской Федерации, как и бюджеты уровня, имеют как общие для них особенности, так и специфические, характерные для соответствующего уровня бюджетной системы. Говоря об общих, наиболее существенных особенностях, можно отметить, что бюджет обладает признаками плана-прогноза, как правило, на очередной финансовый год в форме баланса доходов и расходов, утверждаемого законодательным органом государственной власти, в целях обеспечения финансовыми ресурсами задач и функций, возлагаемые на указанные органы власти, и осуществления ими проводимой политики. В связи с планово-прогнозным характером бюджета часть показателей, утверждаемых в законе о бюджете, носит планово-директивный характер, и несоблюдение их рассматривается как бюджетное правонарушение, а другая часть – планово-прогнозный. Поэтому, например, отклонение выполнения плана по доходам и расходам не является бюджетным правонарушением, хотя и не снимает ответственности за принятие исчерпывающих мер для обеспечения объемов доходов и расходов, утвержденных законом. Это также не исключает экономного и рационального использования бюджетных средств, при котором выполнение задач и функций, возлагаемых на органы власти, может быть достигнуто и с наименьшими затратами.
Специфика регионального бюджета состоит в том, что его расходные обязательства осуществляются в общих интересах населения, проживающего на территориях всех или нескольких муниципальных образований, охватывая и мероприятия межмуниципального характера. Наряду с этим могут быть случаи, когда несколько субъектов Российской Федерации объединяют часть своих бюджетных ресурсов для реализации мероприятий, осуществляемых во взаимных интересах. [15, с. 420]
Есть признаки, характерные для
региональных бюджетов. Например, в
соответствии с бюджетной классификацией
раздельно предусматриваются
Средства бюджетов субъектов РФ используются на финансирование полномочий органов государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ
Иными словами, принцип
разграничения предметов
В настоящее время решение задачи разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления осложнено существенным разрывом между суммарным объемом действующих расходных обязательств органов государственной власти и местного самоуправления и величиной финансовых ресурсов в их распоряжении. Это проявляется в передаче органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления федеральных обязательств без адекватного возмещения дополнительных расходов; в накапливании кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств; в привлечении кредитных ресурсов на погашение задолженности по социальным обязательствам.
Участие органов государственной власти и местного самоуправления в совместном финансировании расходов определяется наличием полномочий по предметам совместного ведении. Совместное финансирование расходов предполагает распределение между органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по нормативно-правовому регулированию бюджетных расходов, по их финансированию и, а также полномочий по организации производства общественных благ.
Таким образом, исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие виды расходов: деятельность президентов республик в составе РФ и глав администраций субъектов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; содержание мировых судей и судов субъектов РФ; организация международного автомобильного пассажирского транспорта; содержание учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; деятельность средств массовой информации субъектов РФ; обеспечение молодежной политики; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального масштаба; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований. [1, с. 70]
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же народных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий. [18, с. 290]
На величину и структуру расходов бюджетов оказывает влияние: объем валового внутреннего продукта как основного источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов; особенности исторического развития государства (например, в периоды военных действий возникает объективная необходимость в наращивании объема бюджетных ресурсов, направляемых на военные цели); социально-экономические задачи (например, проводимая в Российской Федерации судебная реформа обуславливает рост бюджетных расходов на судебную власть в связи с увеличением численности судей, расширением состава судебных участков, повышением должностных окладов судей и работников аппарата судей и др.); функции, выполняемые органами государственной власти и местного самоуправления. [19, с. 355]
Размер резервных фондов
в бюджетах субъектов Российской
Федерации устанавливается
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.
Бюджет субъектов Российской
Федерации обсуждается
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
2.1. Анализ плановых показателей расходов бюджета Республики Саха (Якутия) на 2008-2011 гг.
Бюджет Республики Саха (Якутия) обладает рядом особенностей. В силу того, что реально и повсеместно местное самоуправление на территории республики начало осуществляться лишь с 2003 г., бюджеты Якутии, принятые до этого периода включают в себя сметы доходов и расходов городов и районов (улусов), поскольку указанные единицы имели государственный статус. С 2003 г. городские и районные финансы стали оформляться в виде отдельно принимаемых местных бюджетов, и были исключены из состава государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
По данным закона РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2008 год» от 25.12.2007 г., закона РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год» от 9.12.2008 г., закона РС (Я) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год и плановый период 2011-2012» от 16.12.2009 г проведём анализ плановых показателей расходной части бюджета.
Динамику плановых показателей можно охарактеризовать как положительную, так как на протяжении трех лет отмечается увеличение расходов средств федерального бюджета.
Анализ динамики расходов бюджета позволит определить тенденцию изменения расходов в целом и по каждому виду расходных статей за период 2008-2011 гг. Таким образом, можно будет проследить, увеличивается или снижается величина расходов бюджета р. Саха (Якутия) в целом и по каждому виду расходных статей в абсолютном выражении, а также определить темп прироста, какие виды расходов увеличиваются или снижаются наиболее быстрыми темпами.
Таблица 1
Динамика состава плановых показателей за период 2008-2011 гг.(тыс. руб)
Год |
2008 план |
2009 план |
абсолютное изменение |
Темп прироста,% |
2010 план |
абсолютное изненение |
Темп прироста, % |
2011 план |
абсолютное изменение |
Темп прироста, в % |
В С Е Г О: |
51 421 359 |
65 270 448 |
13 849 089 |
26,93 |
79 142 867 |
13 872 419 |
21,25 |
81 504 653 |
2 361 786 |
2,98 |
Общегосударственные вопросы |
5 538 695 |
8 045 603 |
2 506 907 |
45,26 |
8 365 401 |
319 799 |
3,97 |
4942314 |
-3 423 087 |
-40,92 |
Национальная оборона |
5 000 |
4 000 |
- 1 000 |
-20,00 |
7 914 |
3 914 |
97,86 |
11 248 |
3 334 |
42,12 |
Национальная безопасность |
2 609 605 |
3 761 752 |
1 152 147 |
44,15 |
3 870 086 |
108 334 |
2,88 |
3 701 513 |
-168 573 |
-4,36 |
*Итоги приведены без учета условно-утвержденных расходов
**По данным http://www.
Из таблицы 1 видно, что за изучаемый период, расходы бюджета республики имеют тенденцию к увеличению. Так за 4 года расходы увеличились на 30 083 294тыс.руб. При этом в 2009 году плановых расходов в сравнении с 2008 стало больше на 26,93% или 13 849 089тыс. руб, в 2010 темп прироста сократился до 21,25%, в абсолютном выражении изменение расходной части бюджета составило 13 872 419тыс. руб., в 2011г. Планируется увеличить доходы на 2,98% или 2 361 786 тыс. руб.
Если рассматривать расходы федерального бюджета по статьям расходов, то можно отметить, что наибольшие расходы отмечаются по таким статьям, как межбюджетные трансферты, национальная оборона, общегосударственные вопросы и национальная экономика.
Расходы по статье «Межбюджетные трансферты» увеличились на 26,47% в 2009г. по сравнению с 2008г. или на 5 690 706тыс. руб. , в 2010г. темп прироста увеличился до 33,03% или 8 979 979 тыс.руб. в абсолютном выражении. К 2011 г. по плану намечено сокращении расходов по данной статье на 5,99% или 2 164 684 тыс. руб., но, несмотря на это, межбюджетные трансферты составляют огромную сумму расходов ( в 2008г.-21497605, а в 2011г. уже 34 003 606 тыс.руб.). Огромные расходы на межбюджетные трансферты вызваны тем, что выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все районы республики.
По статье «Общегосударственные вопросы»
имеется тенденция к
Расходы на национальную оборону за изучаемый период не имеют определенной тенденции: в 2009г. финансирование данной статьи сократилось на 20% или 1 000тыс. руб., в 2010г. расходы по данной статье возросли практически в 2 раза, абсолютное изменение составило 3 914тыс.руб., к 2011г. темп роста составил 42,12% или 3 334 тыс. руб.. Данная статья является основным элементом безопасности жизнедеятельности населения, в связи с этим органы власти не могут сокращать расходы, т.к. безопасность гарантирована Конституцией РФ.
Финансирование по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом в период с 2008-2009гг. в абсолютном выражении, основная часть идет на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, таких как весенний паводок. В 2009г. темп прироста составил 44,15% или1 152 147.руб., в 2010г.-2,88% или 108 334тыс.руб.. В 2011г. по плану предусмотрено сокращение расходов по данной статье на 4,36% или 168 573тыс.руб., в дальнейшем данный показатель будет корректироваться в зависимости от наступления весеннего паводка, лесных пожаров и прочих чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.