Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Введение
1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженности
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие
1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности
2. Организационно-экономическая характеристика организации
3. Оценка и управление дебиторской задолженностью
3.1 Анализ дебиторской задолженности
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения
4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности
Заключение
Список литературы
Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 137889 139257 452590 243245 100
в т. ч. покупатели и заказчики 67502 51201 112835 77179 31,7
авансы выданные 61245 72668 334769 156227 64,2
прочие дебиторы 9142 15388 4986 9839 4,1
Дебиторская задолженность
ООО «ЛПК» представлена следующими
категориями: расчеты с покупателями
и заказчиками - 31,7% (в среднем
за 3 года); авансы выданные (предоплата
за продукцию) – 64,2%; расчеты с прочими
дебиторами – 4,1%. За анализируемый
период дебиторская задолженность
предприятия возросла на 314701 тыс. руб.
или в 3,3 раза. Это произошло за
счет увеличения доли выданных авансов
на 273524 тыс. руб. или в 5,5 раза. Это
увеличение объясняется тем, что
предприятие применяет
Особенностью ООО «ЛПК» является то, что у предприятия нет долгосрочной дебиторской задолженности, а имеется только краткосрочная (нормальная), то есть платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Это свидетельствует о том, что покупатели своевременно расплачиваются за отгруженную продукцию.
3.2 Кредитная политика
и её роль в управлении
Рассмотрим политику кредитования, осуществляемую в ООО «ЛПК».
Отбор покупателей осуществляется путем анализа соблюдения ими надежной дисциплины в прошлом, их текущей платежеспособности, уровня их финансовой устойчивости и других финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние покупателя.
Главной целью ООО «Лесопромышленный комплекс» является получение дополнительной прибыли за счет увеличения лесозаготовки, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, повышения качества выпускаемой продукции, предоставления рабочих мест.
ООО «ЛПК» осуществляет поставку своей продукции, как на внутренний рынок, так и на экспорт (внешний).
Основными покупателями лесопродукции ООО «ЛПК» на внутреннем рынке по данным 2009 года являются:
· фансырья - ООО «Лестранссервис» г. Москва; ОАО «Фанплит» г. Кострома ;
· балансов хвойных - ОАО «Волга» г.Балахна; ООО «Кроностар» г.Шарья;
· балансов лиственных - ООО «Кроностар» г. Шарья;
· дров технологических - ООО «Кроностар» г. Шарья ;
· древесной муки- ЗАО
«Средневолжский завод
· профильные детали и детали для столярных изделий для садовых домиков - ООО «Партнер-М»
Основными покупателями продукции ООО «ЛПК» на внешнем рынке являются:
· лесопродукции на экспорт - «Одек Холланд С.А.», Канада,
· экспортного пиломатериала - «Романе Легнами» (Италия) и «Линкольн ВУД» (Швейцария),
· древесной муки – ЗАО «Крымский Титан», ООО «Вант ЛТД»
В основе совершения расчетов
между предприятиями лежат
Договоры по форме, заключаемые предприятием с покупателями используются двухсторонние (покупатель-продавец). В них в первую очередь указываются:
· наименования предприятий, выступающих в лице «Покупателя» - с одной стороны, и «Поставщика» - с другой;
· предмет договора («товар»);
· порядок и сроки поставки;
· цена и общая сумма договора;
· порядок расчетов;
· ответственность сторон;
· форс-мажор;
· прочие условия, в т.ч.
момент вступления договора в действие,
возможные причины его
· Адреса и банковские реквизиты сторон.
Затем договор подписывают и скрепляют печатью.
Цены на продукцию зависят от рынка сбыта и себестоимости продукции. Рынок сбыта зависит от спроса и предложения, и где продукция пользуется спросом, там цена больше.
С иностранными фирмами ООО «ЛПК» заключает контракт. Цены на продукцию, реализуемые на экспорт, получаются выше, поскольку включают в себя расходы на доставку и другие затраты, но фактически продукция и на экспорт и на внутренний рынок реализуется по одинаковым ценам.
При возникновении взаимных обязательств расчеты осуществляются при помощи взаимозачетов.
При безналичных расчетах предприятие использует платежные поручения, которые представляют собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта, имеющие электронную форму.
После отгрузки продукции
ООО «Лесопромышленный
Задачами управления дебиторской задолженностью в ООО «ЛПК» являются:
- формирование принципов
расчетов предприятия с
- определение возможной
суммы оборотных активов
- формирования условий
обеспечения взыскания
- формирование системы
штрафных санкций за просрочку
исполнения обязательств
В целях контроля за сроками
погашения дебиторской
ООО «ЛПК» классифицирует своих покупателей продукции с выделением следующих их категорий:
· покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, к этой группе относиться ООО «Ветлужская торговая компания», ООО «Кроностар» ;
· покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска не возврата долга, к этой группе относиться ОАО «Парфинский фанкомбинат»;
Поскольку предприятие уже давно существует на рынке, и у него сложился определенный статус, поэтому покупатели, сотрудничая с ним, стараются вовремя или как можно раньше погасить свою задолженность.
Рассчитаем выгодность скидки с цены и отсрочки платежа
Таблица 11 – Сравнительный расчет выгодности скидки и отсрочки платежа
Показатели Отсрочка платежа 30 дней
Инфляция в месяц 1%
Индекс цен 1,01%
Коэффициент снижения покупательной способности 0,99
Потери от инфляции с каждой тысячи рублей 10
Допустим, если ООО «ЛПК»
начнет предоставлять своим
С целью определения конкретных
причин образования дебиторской
задолженности проведем внутренний
анализ суммы дебиторской
3.3 Оборачиваемость дебиторской
задолженности и пути ее
Рассмотрим анализ оборачиваемости
оборотных активов в ООО «
Таблица 12 - Анализ оборачиваемости
оборотных активов в ООО «
Наименование На конец периода Изменение 2009г. к 2007г.
2007г. 2008г. 2009г.
Выручка от реализации, тыс. руб. 418943 646626 611573 192630
Величина оборотных активов, тыс. руб. 318449 423207 704505 386056
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов 1,19 1,74 1,08 - 0,11
Продолжительность оборота, дней 307 210 338 31
Привлечение (высвобождение) средств из оборота, тыс. руб. -299711 226213 -40464 -340175
Анализируя данную таблицу,
видим, что оборачиваемость оборотных
активов в 2009г в сравнении с
2007г сократилась на 0,11. Коэффициент
оборачиваемости показывает количество
оборотов, совершаемых оборонным
капиталом за определенный период,
и характеризует объем
Управление дебиторской
задолженностью предполагает, прежде
всего, контроль за оборачиваемостью средств
в расчетах. Для анализа и оценки
дебиторской задолженности
Таблица 13 - Анализ оборачиваемости
дебиторской задолженности в
ООО «Лесопромышленный
Наименование На конец периода Изменение 2009г. к 2007г.
2007г. 2008г. 2009г.
Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются в течение 12 месяцев), тыс. руб. 137889 138934 452590 314701
Доля краткосрочной
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз 2 5 2 0
Средний период инкассации, дней 183 73 183 0
Коэффициент соотношения
между дебиторской и
Из приведенных расчетов
видно, что удельный вес краткосрочной
дебиторской задолженности в
общей стоимости оборотных
В целях ускорения расчетов
необходимо повышать оборачиваемость
дебиторской задолженности, т.е. уменьшать
период ее обращения в деньги. Для
этого следует уменьшить долю
дебиторской задолженности в
общей сумме оборотных активов.
Этого предприятие может
4. Пути совершенствования
политики управления
Управление дебиторской
задолженностью - специфическая функция
финансового менеджмента, основной
целью которой является увеличение
прибыли компании за счет эффективного
использования дебиторской
Информация о работе Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности