Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Введение
1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженности
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие
1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей
1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности
2. Организационно-экономическая характеристика организации
3. Оценка и управление дебиторской задолженностью
3.1 Анализ дебиторской задолженности
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения
4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности
Заключение
Список литературы
Необходимость правильного
управления уровнем дебиторской
задолженности определяется не только
стремлением к максимизации денежных
потоков предприятия, но и желанием
снизить издержки фирмы, возникающие
из-за того, что любое увеличение
дебиторской задолженности
1.2 Политика предприятия
в области коммерческого
Политика управления дебиторской
задолженностью часто называют политикой
по отношению к покупателям
Основной задачей анализа
является оценка уровня дебиторской
задолженности и его динамика
в предшествующем периоде. Контроль
включает ранжирование дебиторской
задолженности по срокам ее возникновения
0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней и
свыше 120 дней. Изучая поведение дебиторской
задолженности в
Кредитная политика представляет собой комплекс решений, состоящий из четырех элементов:
- Срок кредита – время,
которым располагают
- Скидки, предоставляемые
в качестве поощрения за
- Стандарты кредитоспособности,
указывающие на минимальную
- Политика взимания платы,
отражающая жесткость или
В мировой практике финансового менеджмента применяется три основных типа кредитной политики по отношению к покупателям:
1) Консервативный направлен
на минимизацию кредитного
2) Умеренный - ориентирован на средний уровень кредитного риска и более мягкие условия предоставления кредита.
3) Агрессивный предусматривает
максимизацию дополнительной
На практике, чтобы максимально
снизить вероятность
Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:
- Сравнение дополнительной
прибыли, связанной с той или
иной схемой спонтанного
- Сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженности.
Формирование условий предоставления коммерческого кредита включает в себя определение следующих параметров:
- Определение условий
предоставления кредита при
- Определение гарантий предоставления кредита самый простой
способ продажи товаров
— это открытый счет, когда
в соответствии с заключенным
контрактом покупателю
Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.
Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.
Определение политики сбора
дебиторской задолженности. Фирма
за определенную плату передает право
на получение денег по дебиторской
задолженности
Все перечисленные меры взаимосвязаны.
Фирма может предлагать более
выгодные условия продажи, если она
проводит жесткую политику отбора покупателей,
или предоставлять кредит высокорисковым
клиентам при наличии надежного
механизма получения
Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности заемщика, времени отсрочки платежа, стратегии скидок с цены товара, расходам по инкассации и др. [6]
Политика в области управления дебиторской задолженностью на предприятии может включать следующее:
1. сквозной анализ дебиторской
задолженности по срокам
2. деление покупателей
на три группы в зависимости
от возможности применения к
ним трех вариантов расчетов:
предоплата, другие формы расчетов,
отсрочка платежа; это должно
быть сделано с учетом объема
продаж по каждому из них,
их платежеспособности, истории
взаимоотношений с каждым
3. определение ценовой
политики в отношении каждой
из трех групп покупателей
с учетом возможности
4. определение условий
(сроков, размера и др.) коммерческого
кредита, предоставляемого при
отсрочке платежа различным
5. выявление возможностей
использования векселей при
6. выявление возможностей
возникновения сомнительной (просроченной
и безнадежной) дебиторской
7. выяснение ситуаций, при
которых возможны продажа или
залог дебиторской
8. прогнозирование поступления
дебиторской задолженности и
определение способов ее
Практикой выработаны некоторые общие правила, позволяющие более четко управлять дебиторской задолженностью:
- контроль за состоянием расчетов с покупателями и подрядчиками по просроченным (отсроченным) платежам;
- ориентация на большое
число покупателей (их
- наблюдение за соотношением
дебиторской и кредиторской
- оплата товаров постоянными
клиентами в кредит (отсрочка
платежа), причем его размеры зависят
от ряда факторов, в частности
от финансового положения
- синхронизация денежных
потоков (притока и оттока
- снижение объема денежных
средств, находящихся в пути, посредством
использования электронных
При управлении дебиторской
задолженностью предприятие, также
должно учитывать влияние внешних
факторов, таких, например, как кризис
неплатежей, неодинаковое влияние инфляции
на различные товары, несовершенство
законодательной базы и противоречивость
отдельных нормативных
Управление дебиторской
задолженностью на предприятии является
в настоящее время
В следующем разделе рассмотрим политику взимания дебиторской задолженностью с покупателей. [1]
1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности
Методы, которым следует предприятие для взимания дебиторской задолженности, принято называть политикой инкассации.
Инкассация наличности – процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.
Инкассация дебиторской задолженности включает следующие элементы:
- Возраст самого долга;
- Общий объем долгов;
- Общий объем просроченных платежей;
- Дату открытия счета;
- Своевременность прежних платежей;
- Платежи, осуществленные после последней даты платежа;
- Величину кредита клиента, которая принята к утверждению;
- Статус клиента, который
может потребовать особого
- Сроки и формы
- Условия возбуждения
дела о банкротстве
Эффективность процедуры инкассации определяется не столько уменьшением размеров дебиторской задолженности, сколько ростом прибыли за счет увеличения объема продаж и организации надежных отношений с клиентами.
Анализ состояния дебиторской
задолженности начинаю с общей
оценки динамики ее объема в целом
и продолжают в разрезе отдельных
стаей; определяют долю дебиторской
задолженности в оборотных
Методическим приемом
анализа, обеспечивающим возможность
прогнозирования дебиторской
Оборачиваемость дебиторской задолженности оценивается с помощью следующих показателей.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности Кдз (обороты):
где Выр. – выручка от реализации, тыс. руб.;
ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности, тыс. руб. (по строкам 230 и 240 баланса)
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
Средний период инкассации, дней
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности в
днях отражает продолжительность одного
оборота дебиторской
Так как финансовое положение
предприятия находится в
Доля краткосрочной
Чем выше этот показатель, тем менее мобильна структура имущества предприятия.
Коэффициент соотношения
между дебиторской и
Сопоставление дебиторской
и кредиторской задолженности является
одним из этапов анализа дебиторской
задолженности и позволяет
Информация о работе Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности