Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженности

1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие

1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей

1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности

2. Организационно-экономическая характеристика организации

3. Оценка и управление дебиторской задолженностью

3.1 Анализ дебиторской задолженности

3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью

3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения

4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая1.docx

— 56.83 Кб (Скачать)

 

Наиболее популярными  способами воздействия на дебиторов  с целью погашения задолженности  являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты. Так например, владельцу счета может быть послано  письмо о том, что он на десять дней просрочил платеж; более суровое  письмо, за которым последует телефонный звонок, может быть послано, если деньги не получены через 30 дней, а через 90 дней счет может быть передан агенту по инкассо. Эти меры правомерны, но они могут привести к потере благорасположения  клиентуры. [1]

 

Поэтому наиболее оптимальным  вариантом является использование  скидок при срочной оплате, предназначенных  для поощрения быстрых платежей. Решения о размерах скидок анализируются  путем балансирования затрат и результатов, связанных с различными условиями  скидок.

 

Предложение скидок оправдано  в трех основных ситуациях:

 

1) если снижение цены  приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что  Реализация данной продукции  отражается на увеличении общей  прибыли, товар высокоэластичен  и имеет достаточно высокую  долю постоянных затрат;

 

2) Если система скидок  интенсифицирует приток денежных  средств в условиях дефицита  на предприятии, возможно кратко  срочное критическое снижение  цен вплоть до отрицательного  финансового результата о проведения  конкретных сделок;

 

3) Система скидок за  ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций  за просроченную оплату.

 

Во всех случаях можно  говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к  уменьшению текущей стоимости реализованной  продукции, поэтому следует точно  оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

 

В индустриально развитых странах наиболее распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая следующее:

 

·  Покупатель получает 2%-ную  скидку с цены товара в случае его  оплаты в течение 10 дней с начала периода кредитования (например, с  момента получения товара);

 

·  покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период 11-го по 30-й  день договорного срока;

 

В случае неуплаты в течение  месяца покупатель дополнительно к  стоимости товара уплачивает штраф, величина которого зависит от момента  платежа.

 

Политика «сбора денег» проводится при условии наличия в штате  предприятия специального менеджера  по управлению дебиторской задолженностью. При отсутствии такого работника  решению проблемы в индустриально  развитых странах помогают факторинговые  компании.

 

Задача факторинговых  отделов банков или компаний заключается  в том, чтобы на платной и договорной основе выполнять для предприятий  ряд кредитно-расчетных операций, связанных с быстрейшим завершением  их расчетов за товары и услуги с  клиентами (покупателями).

 

В настоящее время факторинговый  отдел банка может предоставлять  своим клиентам следующие виды услуг:

 

а) приобретать у предприятий-поставщиков  право на получение платежа по товарным операциям с определенного  покупателя или группы, состав которых  заранее согласовывается с банком (покупка срочной задолженности  по товарам отгруженным);

 

б) осуществлять покупку у  предприятий-поставщиков дебиторской  задолженности по товарам отгруженным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской  задолженности);

 

в) приобретать векселя  у своих клиентов (операции по учету  векселей).

 

При покупке факторинговым  отделом банка (компанией) у своих  клиентов просроченной дебиторской  задолженности по товарным операциям, он оплачивает ее поставщику не во всех случаях, а при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при  получении от банка плательщика  уведомления о том, что покупатель не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным.

 

Операции по переуступке  клиентом факторинговому отделу банка  просроченной дебиторской задолженности  имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокое  комиссионное вознаграждение, уровень  которого в 1,5-2,0 раза выше, чем при  покупке банком задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых  еще не наступил.

 

Процесс инкассации может  дорого стоить как в смысле переменных расходов, так и в смысле потери благорасположения клиентуры, но тем  не менее все-таки необходима определенная твердость, чтобы не допустить неоправданного растягивания периода погашения  покупательной задолженности и  минимизировать прямые убытки. Нужно  установить баланс между затратами  и общим полным результатом различных  вариантов политики инкассации. [10]

 

 

 

2.  Организационно-экономическая  характеристика организации

 

ООО «Лесопромышленный комплекс»  является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации  хозяйственной и коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынке, для  удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

 

Учредителями ООО «Лесопромышленный  комплекс» являются физические лица, согласно учредительного договора, не имеющие запрета или ограничения  для участия в создании обществ  с ограниченной ответственностью.

 

ООО «Лесопромышленный комплекс»  является юридическим лицом:

 

- зарегистрировано Постановлением  главы самоуправления г. Шарьи  Костромской обл. от «16» июня 1999г. N 374;

 

- поставлено на налоговый  учет в налоговом органе «17»  июня 1999 года (Свидетельство серия  44 N 0005575 выдано «17» июня 1999 г. инспекцией  по налогам и сборам по г.  Шарье, код 4407); выдано новое  свидетельство серия 44 № 000454136 от 01 марта 2004г.

 

Занесено в Единый государственный  реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным  номером 1024402037990 (свидетельство серия 44 000453038 от «17» декабря 2002 года).

 

Фактический адрес ООО  «Лесопромышленный комплекс»: Костромская  область, г. Шарья, пос. Ветлужский, ул. Первомайская, дом 22а.

 

ООО «Лесопромышленный комплекс»  является учредителем:

 

- ООО «Шарьялес» Местонахождение:  Костромская область, пос. Ветлужский, ул. Первомайская, д.22а

 

- ООО «Лесопромышленный  комплекс» имеет структурные  подразделения Вохомский леспромхоз  и Павинский леспромхоз.

 

ООО «Лесопромышленный комплекс»  в своей хозяйственной деятельности руководствуется законодательством  РФ, уставом и иными нормативными документами, регулирующими отношения  коммерческих предприятий.

 

Для достижения своих целей  ООО «Лесопромышленный комплекс»  вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, основные из которых:

 

- лесозаготовка;

 

- деятельность по торговле  строительными лесоматериалами;

 

- розничная торговля лесоматериалами;

 

- производство пиломатериалов, профилированных по кромке или  пласти;

 

- производство древесной  шерсти, древесной муки;

 

- производство технологической  щепы и стружки;

 

- плотовой сплав древесины;

 

- выгрузка из воды и  погрузка.

 

ООО «Лесопромышленный комплекс»  занимает ведущее положение по лесозаготовке, переработке и реализации лесоматериалов на северо-востоке Костромской области. Ресурсной базой для ООО «Лесопромышленный  комплекс» являются лесхозы: Павинский, Вохомский, Октябрьский.

 

Главной целью ООО «Лесопромышленный  комплекс» является получение дополнительной прибыли за счет увеличения лесозаготовки, расширения номенклатуры выпускаемой  продукции, повышения качества выпускаемой  продукции, предоставления рабочих  мест.

 

В своей деятельности ООО  «Лесопромышленный комплекс» использует как собственные, так и заемные  средства.

 

Основной причиной использования  кредитных средств является сезонный характер лесозаготовительных работ, основным периодом лесозаготовки является осенне-зимний период, именно данный период требует дополнительных вложений в  производство, одним из источников которых являются кредитные средства. ООО «Лесопромышленный комплекс»  осуществляет кредитование в Шарьинском отделении Сбербанка РФ № 4366 и  филиале ОАО Банк ВТБ в г. Костроме, имеет положительную кредитную  историю. Суммы кредита и проценты выплачиваются в срок и в полностью.

 

ООО «Лесопромышленный комплекс»  имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные не имущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.

 

В состав ООО «Лесопромышленный  комплекс» входят следующие цеха и подразделения:

 

Основные цеха и участки  деревообрабатывающего производства:

 

- разделочно-сортировочный  узел

 

- автотранспортная служба  по вывозке древесины

 

- лесоцех (распиловка сырья)

 

- цех обработки пиломатериалов (сушка пиломатериала)

 

- деревообрабатывающий цех  (производство строганного погонажа, столярных изделий и клееного  бруса)

 

- цех по производству  древесной муки

 

- склад готовой продукции  (отгрузка готовой продукции)

 

- служба контроля и  учета сырья

 

- служба технического  контроля

 

Вспомогательные цеха:

 

- участок ремонта кранов

 

- ремонтно-механический цех

 

- автотранспортная служба  по обеспечению деревообрабатывающего  производства

 

- тепло-электроцентраль (производство  тепла и электроэнергии)

 

- ремонтно-строительная группа

 

- участок ремонта пути

 

дебиторский задолженность  кредитный платеж

 

- участок ремонта электрооборудования  (обслуживание кабельных и воздушных  высоковольтных линий, обслуживание  подстанций, высокотехнологичного  программируемого производственного  оборудования)

 

В основных цехах выполняются  операции по изготовлению продукции, предназначенной  для реализации. В цехах (подразделениях) основного производства предметы труда  превращаются в готовую продукцию.

 

Вспомогательные цехи (подразделения) обеспечивают условия для функционирования основного производства (инструменты, энергия, ремонт оборудования), осуществляют услуги для нужд основных цехов: выполняют  работы по ремонту оборудования и  зданий, снабжают электроэнергией и  т. п.

 

ООО «Лесопромышленный комплекс»  работает как со странами ближнего зарубежья, так и дальнего.

 

Эффективность работы ООО  «Лесопромышленный комплекс» зависит  от правильного использования функций, знания приемов управления, стандартов учета и нормативных актов, регулирующих деятельность работы предприятия, умения и навыков оценки конкретных финансовых ситуаций.

 

Для этого на предприятии  создана самостоятельное подразделение  – финансовая служба.

 

Генеральный директор

 

 

Финансовый директор

 

Главный бухгалтер               Начальник отдела труда и з/п

 

Бухгалтерия                                             Экономист

 

Рис 1. Финансовая служба ООО  «ЛПК»

 

Для организации финансовой работы хозяйствующий субъект создает  специальную финансовую службу. Деятельность финансовой службы подчинена главной  цели — обеспечению финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для  экономического роста и получения  прибыли.

 

Финансовая служба предприятия - это специальное структурное  подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации  деятельности предприятия. Ее основным предназначением является выработка  и реализация оптимальной финансовой политики предприятия.

 

Финансовая служба отвечает за максимизацию доходов, получаемых предприятием, своевременное и полное финансовое обеспечение воспроизводственных  нужд предприятия и осуществление  его расчетов с финансовой системой государства и контрагентами. Она  является частью единого механизма  управления экономикой предприятия  и тесно связана с другими  его службами.

 

Цель создания финансовой службы предприятия обеспечение  наиболее эффективного формирования и  использования финансовых ресурсов предприятия, opганизации и контроля за этими процессами.

 

Главными задачами финансовой службы являются:

 

1)определение путей увеличения  прибыли и повышения рентабельности;

 

2)обеспечение финансовыми  ресурсами, необходимыми для выполнения  производственных планов;

 

3)выполнение финансовых  обязательств перед бюджетом, банками,  поставщиками, по выплате заработной  платы и др.;

 

4)содействие наиболее  эффективному использованию основных  фондов и оборотных средств,  инвестиций;

 

5)контроль за правильным  использованием финансовых ресурсов; обеспечением сохранности и ускорением  оборачиваемости оборотных средств.

 

К функциям финансовой службы предприятия относятся:

 

- Обеспечение финансирования  хозяйственной деятельности предприятия;

 

- Разработка инвестиционной  или кредитной политики;

 

- Установление смет расходов  денежных средств для подразделений  предприятия;

 

- Финансовое планирование  и участие в составлении бизнес-плана;

 

- Осуществление расчетов  с поставщиками, покупателями, банками  и бюджетом;

 

- Участие в составлении  финансовой отчетности

 

Таблица 2 – Размер предприятия  ООО «Лесопромышленный комплекс»

Информация о работе Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности