Прогнозирование и планирование деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Планирование у многих людей в нашей стране ассоциируется с понятием «плановая экономика» и представляется как нечто противоположное рыночной экономике. На самом же деле планирование не является понятием, присущим лишь советской модели хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………....5

1.1. Понятие планирования и прогнозирования………….......………5

1.2. Формулирование программы предприятия……….……………17

1.3. Стратегия планирования………………………….......…............18

1.4. Разработка стратегии роста предприятия………………..……..21

ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА……………..………….24

2.1. Понятие бизнес-плана………………………..…………………..24

2.2. Разработка бизнес-плана………………………………...……….25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………….......…......33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ-алия 67.37.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

    Показатели  плана.

  1. Количественные показатели выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем товарной, валовой продукции, объем реализации, численность работающих, численность рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли, размер затрат различных производственных ресурсов (металла, топлива и т.д.).
  2. Качественные показатели являются величинами относительными. Они выражают экономическую эффективность производства, его отдельных факторов. Это рост производительности труда, фонд отдачи, рентабельности производства, снижение издержек производства, качество продукции и др. Между количественными и качественными показателями существует взаимосвязь и взаимодействие.
  3. Объемные показатели устанавливают абсолютные величины производства в целом, отдельных процессов и факторов, участвующих в нем. Например, объем производства в целом, объем механической обработки, сборки, объем трудовых затрат, материальных ресурсов и т.д.
  4. Удельные показатели устанавливают отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей, например, затраты металла на единицу продукции, капитальные вложения на единицу производственной мощности и др.

    Для исчисления показателей плана промышленности применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.

    Натуральные измерители используются при планировании объема производства, материальных ресурсов.

    Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют  условно-натуральный измеритель. В этом случае за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по одному из перечисленных выше признаков (как правило, трудоемкости). Так, условно-натуральные измерители: тракторы в 15-сильном исчислении; мыло 40 %-ной жирности и др.

    Трудовой  измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используются для исчисления производительности труда, размера оплаты труда, определения  норм выработки и др.

    Стоимостные (денежные) измерители. С их помощью  определяют динамику развития промышленности, темпы и пропорции, взаимоувязывают  все разделы плана.

   Основные  разделы и показатели плана развития предприятия (фирмы):

  1. План производства продукции. В нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализуемой, товарной и валовой продукции.
  2. План развития науки и техники. Он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивных технологий и т.д.

        Показатели плана развития науки  и техники: продукция,               

    осваиваемая производством впервые в стране; уровень механизации и автоматизации  труда; относительное уменьшение численности  работников; рост производительности труда; показатели качества продукции.

  1. План повышения эффективности производства. В нем даются как обобщающие показатели повышения экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, капитальных вложений, материальных ресурсов и т.д.

    Показатели: темпы роста производства чистой и товарной продукции; общая рентабельность; затраты на один рубль товарной (валовой) продукции; темпы роста производительности труда; показатели капиталоемкости и материалоемкости и др.

  1. План капитального строительства предусматривает строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, модернизацию оборудования, замену устаревшего оборудования новым и т.д.

    Основные  показатели: ввод в действие основных фондов и производственных мощностей, отдельных объектов и сооружений производственного назначения; прирост производственных мощностей на действующих предприятиях за счет их технического перевооружения; объем капитальных вложений и СРМ; объем незавершенного производства.

  1. План материально-технического обеспечения представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов продукции, планов их реализации.

    Определение потребностей производства в материальных ресурсах должно осуществляться на основе прогрессивных технически обоснованных норм расходов сырья, материалов, топлива и энергии, а также научно обоснованных нормативов использования оборудования, машин, механизмов.

  1. План по труду и кадрам. При его разработке главная задача – предусмотреть систематическое повышение производительности труда. Показатель производительности труда рассчитывается как годовая выработка нормативно-чистой, товарной (валовой) продукции в сопоставимых ценах в расчете на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала.

    Другим  важным показателем данного раздела  является фонд заработной платы. Здесь  же рассчитывается и средняя зарплата работников. Для определения потребностей предприятий в рабочей силе разрабатывается  расчет дополнительной потребности  в рабочих и служащих и источников ее обеспечения.

  1. План по издержкам производства и реализации продукции. Главная задача этого раздела – повышение эффективности производства, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованные определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.

    План  по издержкам составляется на основе плана производства и реализации продукции, внедрения достижений науки и техники и других разделов плана.

  1. В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах, задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие предприятия с гос. бюджетом; создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли. Важной частью финансового плана является кредитный план.
  2. План социального развития коллективов предприятий предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшения условий труда, отдыха и быта.
  3. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов (охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана воздушного бассейна, охрана и рациональное использование земель, охрана и рациональное использование минеральных ресурсов).

    Этот  план предусматривает широкое внедрение  малоотходных и безотходных технологий и др.

    Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в  значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

      Прогнозирование – это оценка перспектив развития предприятия на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения  рыночных условий на предстоящий период.

    Результаты  прогнозирования деятельности предприятий  и фирм учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении  возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений  условий сбыта и продвижения  товаров.

    Прогнозирование как результат маркетинговых  исследований является исходным пунктом  организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется  потребителю.

    Основная  цель прогноза – определить тенденции  факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

    При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные – на     1-1.5 года, среднесрочные – на 4-6 лет  и долгосрочные – на 10-15 лет.

    Главный акцент при краткосрочном прогнозировании  делается на количественной и качественной оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

    Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов – конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.

    При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные  и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

    В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

    При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

    При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов  товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

    Наибольшую  сложность представляет прогнозирование  внешнеэкономической деятельности предприятия и фирмы, что обусловлено  высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей.

    Поэтому применительно к прогнозированию  внешнеэкономической деятельностью  предприятия важно комплексное  исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.

      Результаты  прогнозирования деятельности предприятий  учитываются в программах предприятий  по маркетингу, при определении возможных  масштабов реализации продукции, ожидаемых  изменений условий сбыта и  продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза – определить тенденцию факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

      Результаты прогнозирования деятельности предприятия должны быть отражены в соответствующих разделах бизнес-плана. 

                        1.2. Формулирование программы предприятия 

      Обычно  создание предприятия связано с  формулированием конкретной цели или  программы ее деятельности. Но всегда ли можно получить ответы на такие, казалось бы, простые вопросы: «А собственно для чего создано предприятие, каковы ее программные установки? Что представляет собой наше предприятие? Кто наши клиенты? Что ценного для наших клиентов? Каким будет и каким должно быть наше предприятие?» Чтобы ответить на эти вопросы, многие предприятия разрабатывают официальные программные заявления, публикуемые в средствах массовой информации и предоставляемые в собственных буклетах или проспектах. Оно нужно самим сотрудникам предприятия, поскольку позволяет почувствовать себе участниками общего дела, подчеркивает важность и значимость их труда, оказывает мобилизующее

Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности предприятия