Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций, пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть механизм исчисления и взимания налога на имущество организаций, в свете современной налоговой политики; выявить проблемы исчисления и взимания налога на имущество и пути его совершенствования.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) исследовать правовое и экономическое содержание элементов современной налоговой системы Российской Федерации;
2) изучить механизм действия региональных налогов на территории Российской Федерации на примере налога на имущество;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения
1.1. Понятие и сущность налогов 5
1.2. Классификация налогов 10
1.3. Современная налоговая система РФ 14
Глава 2 Порядок и проблемы исчисления и взимания налога на имущество
организации в РФ
2.1. Особенности исчисления налога на имущество организации 19
2.2. Организация взимания налога на имущество организации 32
Глава 3 Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций,
пути его совершенствования 36
Заключение 41
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая налог по финансам.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

2.2. Организация взимания  налога на имущество 

     Налог на имущество организации относится  к налогам субъектов Российской Федерации, элементы которых и общие принципы устанавливаются НК РФ, а конкретные особенности исчисления и уплаты – налоговым законодательством субъектов Российской Федерации. Кроме того, налог на имущество организаций относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является предприятие, обладающее имуществом на праве собственности. Налог на имущество выполняет как фискальную функцию (способствует пополнению бюджетов субъектов Российской Федерации), так и регулирующую (путем модификации элементов налогообложения достигается наиболее благоприятный налоговый режим для налогоплательщиков, которым необходима поддержка государства в рамках действующей государственной налоговой политики). Следует отметить, что доля поступлений от налога на имущество организации невелика. Доля поступления налога на имущество организации в региональный бюджет Свердловской области можно рассмотреть в приведенной диаграмме 1. 10

  Налог на имущество организаций введен на территории России с 1 января 1992 года Законом Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030 – 1 «О налоге на имущество предприятий». Он пришел на смену «плате за фонды», действовавшей с 1965 по 1992 г. Цель введения данного налога заключается в стимулировании эффективного использования имущества предприятий. Поскольку налог на имущество организации является региональным налогом (налогом субъектов Российской Федерации), то порядок исчисления и уплаты, а так же отдельные элементы налогообложения этим налогом (не установленные или разрешенные к изменению в налоговом законодательстве Российской Федерации) устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В настоящее время порядок налогообложения на имущество организаций регламентируются следующими нормативно правовыми актами:

- гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций»;

-закон  «Об установлении на территории  Свердловской области налога  на имущество организаций» № 121-03 от 25 декабря 2009 года.    Налог на имущество организаций, является региональным прямым налогом, соответственно все собранные средства на территории Свердловской области, поступают непосредственно в Свердловский областной бюджет. Рассмотрим поступление налога на имущество организаций в бюджет Свердловской области в 2008 – 2009 годах, на основе данных приведенных в диаграммах №1 и №2.           В 2008 году поступление налога на имущество организации в денежном выражении составило 7 396 млн. рублей, а в 2009 году поступление налога составило 7 687 млн. рублей.        Наблюдается незначительный рост поступления налога на имущество организаций в бюджет Свердловской области, в абсолютном выражении прирост составил 291 000 рублей. Как видно из диаграмм №1 и №2 данное увеличение не изменило структуру диаграммы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1. Поступление налога в бюджет Свердловской области в 2008 г.11

 

                        
 
 
 
 
 

Рисунок 2. Поступление налога в бюджет Свердловской области в 2009 г.12 

     По  данным Управления Федеральной налоговой  службы РФ по Свердловской области, за 8 месяцев 2009 года поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Свердловской области составили 60 119,1 млн. руб. против 77 733,9 млн. руб. за аналогичный период прошлого года, или на 29,3% меньше уровня поступлений прошлого года.

     Основными источниками поступления средств  в бюджет Свердловской области являются налог на прибыль — собрано 40 775 млн. руб., или 52,5% от уровня всех налоговых поступлений, налог на доходы физических лиц — 21 963,9 млн. руб., или 28,3%, налоги на имущество —7 687 млн. руб., или 10%. Указанные виды доходов составляют 91% от всех поступлений консолидированного бюджета.

     В консолидированный бюджет Свердловской области поступило 93 638,0 млн. руб., что  меньше уровня предыдущего года на 23,7 %.Снижение поступлений по сравнению с предыдущим годом отмечено по всем доходным источникам консолидированного бюджета Свердловской области, за исключением имущественных налогов.

     Поступления по налогу на игорный бизнес составили 444,3 млн. руб., что меньше предыдущего года на 65,5 %. Снижение поступлений налога объясняется внесением изменений в законодательство (с 01.07.2009 игорные заведения прекратили свою деятельность на территории Свердловской области). В областной бюджет направлено (с учетом доходов от уплаты акцизов,  подлежащих распределению в бюджет области) 66 432,0 млн. руб. налоговых и неналоговых платежей, контролируемых ФНС России, что в 1,4 раза меньше, чем в предыдущем году (снижение поступлений составило

29,6 %).

     Анализ  финансовой деятельности организаций  в сложившихся экономических  условиях показывает четкую тенденцию  снижения прибыли. За 2009 год налога на прибыль организаций в областной бюджет поступило 20 244,8 млн. руб., что в 2,2 раза меньше соответствующего показателя предыдущего года.

     Негативные  тенденции в экономике повлияли на социальную сферу. Наблюдается снижение фонда оплаты труда, сокращение численности работников, введение неполного рабочего дня (недели, смены), отправление работников в вынужденный отпуск, увольнение работников в связи с ликвидацией организаций, отказ от выплат стимулирующего характера, выплачиваемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

     Все вышеперечисленные факторы привели  к снижению темпов роста поступления  налога на доходы физических лиц. За 2009 год поступления в областной  бюджет составили 28 814,9 млн. руб. с темпами  роста к уровню 2008 года 87,3 %.

     Налога  на имущество организаций собрано в бюджет 10 829,8 млн. руб., что на  19,4%  больше соответствующего показателя предыдущего года. Поступления транспортного налога составили 1 620,6 млн. руб. с темпами роста к уровню 2008 года 123,7 %.

     Поступления всех видов акцизов в областной  бюджет (с учетом доходов от уплаты акцизов, подлежащих распределению  в бюджеты субъектов РФ) составили 701,8 млн. рублей. Из них основную долю составляют доходы от акцизов на пиво (79,5%) и акцизов на алкогольную продукцию (16,6%) 

Глава 3 Проблемы исчисления и взимания  налога на имущество организаций, пути его совершенствования 

            В настоящее время разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».         

            Законопроект предполагает дополнение  Налогового кодекса Российской  Федерации новой главой 301 "О  налогообложении недвижимости организаций". Устанавливаются основные элементы  налога: плательщики налога, объект налогообложения, налоговая база, ставка налога, размеры налоговых вычетов, минимальная необлагаемая налогом сумма, которая может быть увеличена решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общие принципы оценки недвижимого имущества для целей налогообложения. Эти принципы направлены на приближение такой оценки к кадастровой (рыночной) стоимости объектов недвижимости с применением методов массовой ее оценки.

           Налог на недвижимость организаций  предусматривается установить как региональный налог. Он заменит для налогоплательщиков налог на имущество и земельный налог. При этом оценка недвижимости будет приближена к рыночной (кадастровой) стоимости с применением массовой оценки.

          Данный законопроект был направлен для изучения и оценки во все субъекты Российской Федерации. Получено более 170 заключений из 66 субъектов Российской Федерации.

     Сегодня налог на имущество и земельный  налог обеспечивают всего 7 процентов  бюджетных доходов.  Собираемая сумма  от этих налогов не покрывает расходные обязательства  региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований. Получаемые дополнительные средства из федерального бюджета в виде отчислений от некоторых федеральных налогов или дотаций (субвенций) из вышестоящих бюджетов не решают вопросы устойчивого развития экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.    В связи с этим остро стоит вопрос пополнения доходной части бюджетов данных уровней власти собственными налоговыми доходами. Предполагается, что объединение двух налогов может увеличить поток поступающих средств в региональные бюджеты.

           Необходимо также отметить, что  остается значительным размер  налоговых льгот по имущественным  налогам, предоставляемых на федеральном  уровне как организациям, так и физическим лицам. Поэтому целесообразно провести ревизию предоставленных налоговых льгот с целью установления только социально значимых из них.

          Несовершенен действующий порядок  определения налоговой базы для  исчисления налогов на имущество юридических лиц. За базу налогообложения принимается остаточная стоимость основных средств. При этом остаточная стоимость не отражает реальной (рыночной) стоимости имущества. 13

              Проводимые регулярные налоговые  проверки показывают, что, несмотря на многолетний опыт налогообложения имущества в Российской Федерации, имеется много объектов, не облагаемых налогом.

              Таким образом, возникла необходимость  дальнейшего совершенствования  системы налогообложения в России  путем введения налога на недвижимость вместо взимаемых в настоящее время налога на имущество организаций, налога на землю и налога на имущество физических лиц.

               Первым шагом реформирования  системы имущественных налогов  было рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 2004 году и принятие в первом чтении законопроекта «Местный налог на недвижимость», разработанного депутатами Государственной Думы. Несмотря на огромный интерес к данному законопроекту, во втором чтении он еще не рассмотрен. Это связано в основном с определенными трудностями организации массовой рыночной оценки недвижимости в масштабе страны.

             Следующим шагом стало рассмотрение  в первом чтении в Государственной  Думе законопроекта «О государственном кадастре недвижимости», внесенного Правительством Российской Федерации. Основными принципами данного законопроекта является применение единой технологии создания и ведения государственного кадастра недвижимости, обязательность кадастрового учета всего недвижимого имущества, внесение актуальных и достоверных сведений в государственный кадастр недвижимости, обеспечение постоянного хранения внесенной информации, соотносимость вносимых в кадастр сведений с другими государственными информационными ресурсами. Законопроект вводит понятие кадастровой стоимости объектов недвижимости. Определение этой стоимости производится в соответствии с методиками кадастровой оценки различных категорий имущества, учитывая рыночные цены на недвижимость в зависимости от местонахождения имущества. К тому же предложенная максимальная ставка налога составляет 2 процента от кадастровой стоимости. А существующая на сегодняшний день ставка налога на имущество не должна превышать 2,2 процента от среднегодовой стоимости имущества. Как правило, субъекты Федерации устанавливают именно максимальную ставку, при этом за ними также остается право увеличивать минимальную необлагаемую сумму.

             Разработка обсуждаемого проекта  закона о налогообложении недвижимости  и предварительное обсуждение в целях его совершенствования, становятся своевременным и актуальным. Субъекты Российской Федерации считают необходимым обеспечение поэтапного перехода к налогообложению недвижимости организаций, что должно найти отражение в переходных положениях обсуждаемого законопроекта.

            Введение налога на недвижимость  не только обеспечит пополнение  доходной части региональных  и местных бюджетов, но и позволит  более эффективно использовать  имущество. В частности, создание  полной базы данных объектов  недвижимости и единого реестра недвижимого имущества позволит успешнее управлять развитием региона, будет способствовать развитию рынка  недвижимости и созданию благоприятных условий для вложения инвестиций.

           Введение данного налога будет  иметь положительное значение для налогоплательщиков не только в связи с уменьшением количества уплачиваемых налогов и упрощением налогового учета, но и благодаря стабильности и предсказуемости нового налога. Они смогут планировать свои затраты и успешнее проводить техническое перевооружение производства.

          Остается ряд проблем, требующих  дополнительной проработки.

Введение  налога на недвижимость требует проведения значительной по объему и срокам подготовительной работы на местном уровне по созданию единого кадастра объектов недвижимости и их оценки. В этой связи необходимо предусмотреть в федеральном бюджете соответствующие средства для проведения указанных работ.

     Кроме того, необходимо решить еще ряд  вопросов на федеральном уровне, таких  как: разработка методики оценки объектов недвижимости для целей налогообложения и механизма обжалования результатов оценки, если налогоплательщик не согласен с ее результатами; создание единого реестра недвижимости для целей налогообложения, который должен оперативно обновляться с учетом всех изменений, в том числе изменений характеристик отдельных объектов; определение органа, ответственного за ведение реестра недвижимости; обеспечение взаимодействия между налоговыми органами, органами, осуществляющими кадастровый и технический учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и исполнительными органами власти.

            В законопроекте следует предусмотреть  нормы по внесению изменений  в Бюджетный кодекс Российской  Федерации в части установления нормативов зачисления налога на недвижимость организаций в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций, пути его совершенствования