Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть механизм исчисления и взимания налога на имущество организаций, в свете современной налоговой политики; выявить проблемы исчисления и взимания налога на имущество и пути его совершенствования.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) исследовать правовое и экономическое содержание элементов современной налоговой системы Российской Федерации;
2) изучить механизм действия региональных налогов на территории Российской Федерации на примере налога на имущество;
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения
1.1. Понятие и сущность налогов 5
1.2. Классификация налогов 10
1.3. Современная налоговая система РФ 14
Глава 2 Порядок и проблемы исчисления и взимания налога на имущество
организации в РФ
2.1. Особенности исчисления налога на имущество организации 19
2.2. Организация взимания налога на имущество организации 32
Глава 3 Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций,
пути его совершенствования 36
Заключение 41
Список использованной литературы
Налог
может исчисляться по итогам налогового
периода без учета ранее
Порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу, и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено.
Уплата налога производиться разовой уплатой всей суммы налога либо частями (авансовые платежи в течение налогового периода). Подлежащая уплате сумма налога уплачивается в безналичной форме либо наличными денежными средствами. В необходимых случаях при установлении налога в акте налогового агента могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.
Налоговые льготы предоставляются либо в целях социального выравнивания материального положения различных групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиции (оффшорные зоны) и т.д.
Налоговые льготы являются законным средством оптимизации налогообложения, их использование не может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика.
Источники уплаты
налога – это то за счет чего выплачивается
налог. Себестоимость – издержки предприятия
при производстве продукции. Финансовый
результат – положительные или отрицательный
итог деятельности организации за период.
Прибыль – сумма, на которую доход превышает
затраты на экономическую деятельность,
производство товара. Также налог может
включаться в выручку от реализации;
1.2.
Классификация налогов
Существующая классификация налогов в теории налогообложения сложна и многообразна. Наиболее распространенные классификации налогов приведены в данной таблице.
Таблица 12
Виды налогов
Признак | Вид налога | Подвид налога | Характеристика |
По способу взимания | Прямые | Реальные | Облагается имущество |
Личные | Облагается доход | ||
Косвенные | Налоги на расходы, включенные в цену товара | ||
По уровню государственного управления | Государственные | Уплачиваются
по решению государства в | |
Местные | Уплачиваются по решению местных органов власти в местный бюджет | ||
Межгосударственные | Уплачиваются по решению нескольких государств в общие бюджеты или специальные фонды | ||
По плательщикам | С юридических лиц | Платят юридические лица | |
С физических лиц | Платят физические лица | ||
С юридических лиц и с физических лиц | Платят как юридические, так и физические лица | ||
По объекту обложения | На имущество | Облагается имущество | |
На доходы | Облагаются доходы | ||
На действия (операции) | Облагаются действия | ||
На ресурсы | Облагаются ресурсы | ||
По
полноте использования |
Собственные (закрепленные) | Полностью или в твердо зафиксированной доле постоянно поступают в конкретный бюджет | |
Регулирующие | Используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам) | ||
По порядку (назначению) использования | Общие | Обезличенно поступают в государственные бюджеты и используются на любые нужды государства | |
Целевые | Специальные | Поступают только в специальные бюджетные фонды и используются строго на определенные для них цели | |
Чрезвычайные | Введение этих налогов связано с конкретным событием или этапом развития государства, по истечении этого события или этапа налог отменяется | ||
По характеру определения ставок налога | Раскладочные | Возникает необходимость
покрыть определенные расходы, и
государство пропорционально | |
Квонтитивные | Возникает необходимость сформировать определенные фонд денежных средств, и государство формирует этот фонд за счет налоговых поступлений пропорционально возможностям налогоплательщиков уплатить налог |
Налоговая система Российской Федерации строится по территориальному принципу и имеет три уровня зависимости от уровня установления и изъятия налогов: федеральный, региональный и местный.
Основой классификации налогов является признак компетенции органов государственной власти в применении налогового законодательства. По уровню государственной власти российские налоги подразделяются на следующие группы: 3
А) федеральные налоги;
Б) региональные налоги (налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных кругов);
В) местные налоги.
В соответствии с НК РФ с учетом изменений и дополнений установлены следующие налоги по уровням бюджета.
Первый уровень – федеральные налоги. Они действуют на всей территории РФ и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счёт них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
В состав федеральных налогов и сборов входят:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- платежи
за пользование природными
- налог на прибыль организаций;
- государственная пошлина;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- плата за пользование водными объектами.
Второй уровень – региональные налоги – налоги субъектов Российской Федерации. Они действуют на территории субъектов РФ.
В состав налогов и сборов субъектов РФ входят:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Третий уровень – местные налоги. Действуют на территории муниципальных образований и уплачиваются по решению местных органов в местный бюджет.
К местным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог.
Эту
систему нельзя считать окончательной
и неизменной. Налоговая система трансформируется
и совершенствуется вместе с развитием
экономики, отражает приоритеты социально-экомического
развития, бюджетной и социальной политики.
В настоящее время в стадии обсуждения
находится целый блок налоговых новаций
на период до 2020 года.
1.3 Современная налоговая система Российской Федерации
Налоговая система – это совокупность предусмотренных законом налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.
Согласно
Конституции Российской Федерации
установление общих принципов
Состав и структура налоговой
системы должны быть
Основные принципы налогообложения были сформированы еще Адамом Смитом. Эти принципы лежат в основе построения любой налоговой системы. Вместе с тем современная налоговая система Российской Федерации формируется на основе общих принципов построения и функционирования:
1) установление
налогов на основе закона - ни
на кого не может быть
2) принцип всеобщности и равенства налогообложения – каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства или места происхождения капитала;
3) принцип
понятности налогового
4) принцип
экономической обоснованности
5) принцип
эффективности налогообложения
– максимальная эффективность
каждого конкретного налога
6) принцип единства налоговой системы Российской Федерации – запрещает устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство Российской Федерации.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения. Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы управления на рыночную потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи.
Главным изменением налоговой системы стало то, что основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в 1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость и акцизы4.
Однако, изменив состав и структуру налоговых доходов, налоговая реформа начала 1990-х гг. не смогла коренным образом изменить порядок взимания, а также принципы начисления многих налогов, во многих случаях сохранив практику советских времен. В основе этой практики осталась ориентация налоговой системы страны на ее пополнение за счет государственных или приватизированных предприятий (в отличие от развитых стран, где основу налоговых поступлений составляет подоходный налог и доходы по социальному страхованию). Т.о., для России характерен перекос в сторону корпоративных доходов (прежде всего налога на прибыль) в ущерб налогам на доходы физических лиц и конечное потребление. Этот перекос связан, прежде всего, с тем, что достигнутый в России уровень налогообложения прибыли и доходов от капитала является экономически завышенным и не стимулирует экономическое развитие предприятий.