Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций, пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть механизм исчисления и взимания налога на имущество организаций, в свете современной налоговой политики; выявить проблемы исчисления и взимания налога на имущество и пути его совершенствования.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) исследовать правовое и экономическое содержание элементов современной налоговой системы Российской Федерации;
2) изучить механизм действия региональных налогов на территории Российской Федерации на примере налога на имущество;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения
1.1. Понятие и сущность налогов 5
1.2. Классификация налогов 10
1.3. Современная налоговая система РФ 14
Глава 2 Порядок и проблемы исчисления и взимания налога на имущество
организации в РФ
2.1. Особенности исчисления налога на имущество организации 19
2.2. Организация взимания налога на имущество организации 32
Глава 3 Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций,
пути его совершенствования 36
Заключение 41
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая налог по финансам.doc

— 618.50 Кб (Скачать)

Содержание 

                                                                                                        

Введение                                                                                                                3

Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения                 

     1.1. Понятие и сущность налогов                                                                    5

     1.2. Классификация налогов                                                                           10

     1.3. Современная налоговая система  РФ                                                       14                      

Глава 2 Порядок и проблемы исчисления и взимания налога на имущество

организации в РФ 

     2.1. Особенности исчисления  налога на имущество организации              19

     2.2. Организация взимания налога  на имущество организации                  32

Глава 3 Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций,

      пути его совершенствования                                                                         36

Заключение                                                                                                           41

Список  использованной литературы                                                                  43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории  развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

     Налоги  играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налог на имущество, занимающий одно из основных мест в налоговой системе РФ непосредственно влияет как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования данного вида налога является важнейшим элементом налогового законодательства, что и определяет актуальность темы данной курсовой работы.

     Цель данной курсовой работы - рассмотреть механизм исчисления и взимания налога на имущество организаций, в свете современной налоговой политики; выявить проблемы исчисления и взимания налога на имущество и пути его совершенствования.

     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) исследовать правовое и экономическое содержание элементов современной налоговой системы Российской Федерации;

2) изучить механизм действия региональных налогов на территории Российской Федерации на примере налога на имущество;

3) показать расчет налога на имущество организации;

4)  рассмотреть перспективы развития налога на имущество;

          В работе использованы законодательные и нормативные акты, положения и методические пособия по налогообложению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические аспекты налогообложения 

    1. Понятие и сущность налогов
 

     Действующий в настоящее время Налоговый  кодекс РФ в статье 8 содержит наиболее сбалансированное определение налога: « Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» 1.

         Налоги как финансовый инструмент государства обеспечивают:

- сбор  денежных сумм с населения;

- регулирование  денежных доходов и частного  накопления;

- перераспределение  полученных доходов и прибыли;

- принудительное  накопление средств;

- равновесие  между спросом и предложением.

           Сущность налогов проявляется  в их фискальной функции. 

Фискальная  функция определяется самой природой налогов. Она характерна    

для всех государств во все периоды их развития. С ее помощью образуется  государственный  денежный фонд, и создаются материальные условия существования и функционирования государства. С развитием и совершенствованием производственных отношений значение фискальной функции налогов возрастает. Это наглядно показывает история стран с рыночной экономикой, а в настоящее время - и развитие нашего государства.      Так, доходная часть федерального бюджета на 75,5% сформирована за счет налоговых платежей.

          Воздействие через налоговый  механизм на процессы производства  и обращения достигается путем  стимулирования или сдерживания накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом, проявляется регулирующая функция налогов. Экономический механизм системы налогообложения достигает поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правового устройства и форм собственности.

     Элементы  налогообложения представляют собой  набор параметров, необходимых и  достаточных для исчисления и  уплаты налога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы  налогообложения. Нечеткое определение того или иного элемента налогообложения  порождает неоднозначное толкование налоговых норм, судебные споры, лишает добросовестного налогоплательщика возможности надлежаще выполнить налоговую обязанность.

     Налог и сбор можно считать законно  установленным только в том случае, если законом прямо зафиксированы  все существующие элементы налогового обязательства. Установить налог или сбор не значит только дать ему название, необходимо определение  в законе существующих элементов налогового обязательства; одно лишь перечисление налогов и сборов в федеральном законодательстве нельзя рассматривать, как их установление, поскольку эти законы не содержат существующих элементов налоговых обязательств; федеральный законодатель при установлении налога связан требованиями полного, четкого и непротиворечивого определения правового содержания каждого из элементов устанавливаемого налога, чтобы исключить двойственность их толкования в правоприменительной практике и не допустить основанных на неопределенности налогового регулирования возможных способов уклонения от уплаты налогов.

     Согласно  ст. 17 НК РФ налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы

налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая  база; налоговая ставка; налоговый  период; порядок исчисления налога;  порядок и сроки уплаты налога. Указанные элементы являются основными, их определение для законодателя обязательно. Факультативным элементов выступают налоговые льготы, которые могут предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель сочтет это необходимым.

     Налог как объект правового регулирования также представляет собой сложную систему, состоящую из большого количества элементов, взаимосвязанных между собой. Задача законодателя состоит не в том, чтобы нормативно определить всю возможную совокупность характеристик налога, а в том, чтобы указать необходимый минимум элементов, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.

     Объект  налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами могут являться операции по реализации товаров, (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

     Объект  налогообложения должен быть, так  или иначе, связан с реализацией  права частной собственности, с  экономическими  отношениями, приобретением материальных благ или выгод. С экономической точки зрения существует  только два источника, из которых государство может черпать налоговые средства: результат хозяйственного процесса (прибыль, доход) и наличие имущества налогоплательщика.

     Налоговая база: определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Главная функция налоговой базы  выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения. Но налоговая база – не просто параметр, а параметр, выраженный в определенных единицах налогообложениях. 

     Налоговая база и порядок её определения  устанавливается отдельно по каждому налогу. Задача законодателя состоит в том, чтобы возможных параметров объекта налогообложения выбрать наиболее оптимальный и затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу.

     Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от измерения объекта налогообложения налоговые ставки выражаются:

1)  в  процентах к налоговой базе (налог  на имущество организации) –  так называемые адвалорные ставки;

2) в  твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа (транспортный налог);

3) в  комбинированной форме, сочетающей  твердую и процентную составляющие (единый социальный налог).

     Налоговые ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину  независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрессивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной – уменьшается.

     Налоговый период – представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог, поскольку большинству объектов налогообложения свойственна протяженность существования во времени либо цикличность возникновения. Поэтому уплата налогов предполагает определенную регулярность, систематичность.

     Налоговый период может состоять из одного или  нескольких налоговых периодов, по итогам которых  уплачиваются авансовые  платежи. Это обусловлено требованием  регулярного и равномерного поступления  налоговых платежей в бюджет в течение всего финансового года.

     Порядок исчисления налога состоит в определении  суммы налога подлежащего к уплате в бюджет. Налог может быть исчислен:

  1. самим налогоплательщиком;
  2. налоговым агентом;
  3. налоговым органом.

     В зависимости от налоговой ставки исчисление налога производиться:

1) как  произведение соответствующей налоговой  ставки и налоговой базы –  для твердых налоговых ставок;

2) как  соответствующая налоговой ставке  процентная доля налоговой базы  – для процентных  (адвалорных) налоговых ставок;

3) в  комбинированной форме – для комбинированных налоговых ставок.

Информация о работе Проблемы исчисления и взимания налога на имущество организаций, пути его совершенствования