Проблемы и перспективы развития рынка кредитов коммерческих банков на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:20, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение сущности кредитных отношений коммерческих банков с юридическими лицами, определение кредитоспособности клиентов по методике АСБ «Беларусбанк», выявление перспектив развития кредитного рынка в Республике Беларусь.

Содержание

Введение

1. Организационно-экономические основы кредитования

1.1 Роль кредитной политики во взаимоотношениях с юридическими лицами

1.2 Виды кредитования юридических лиц и организация кредитного процесса в АСБ «Беларусбанк»

2. Анализ процесса кредитования в АСБ «Беларусбанк»

2.1 Договорные аспекты кредитных отношений в АСБ «Беларусбанк»

2.2 Анализ процесса оценки кредитоспособности и особенности контроля за исполнением условий кредитного договора на примере ОАО «ЛМЗ Универсал»

2.3 Влияние организации кредитного процесса на качество кредитного портфеля

3. Проблемы и перспективы развития рынка кредитов коммерческих банков на современном этапе

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 400.00 Кб (Скачать)

     В современных условиях особое значение приобретает принцип рационального  кредитования, требующий надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, степени риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций. [6, c.167-168]

     Коммерческий  характер деятельности банков обуславливает  особенности их кредитной политики. Прежде всего, исходя их принципа прибыльности деятельности банков, банковские кредиты являются платными. Банки как торговые организации размещают свои ресурсы в кредитные операции. Именно поэтому в нормальном (бескризисном, безинфляционном) хозяйстве для банков доход от кредитной деятельности является основополагающим. [7, c.110]

     Особенность современной системы кредитования состоит в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Национальный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов. Национальный банк Республики Беларусь, к примеру, регламентирует норму отчислений в обязательный резерв.

     Кредитный портфель подвержен всем видам риска, сопутствующим финансовой деятельности: риску ликвидности, риску процентных ставок, риску невозврата кредитополучателем полученного кредита и процентов по нему – кредитному риску. Кредитный риск особенно значим, так как непогашенный в срок кредит – прямая предпосылка к необеспечению ликвидности банка, его убыточности. Управление кредитным риском требует от специалистов постоянного контроля за структурой кредитного портфеля, качественным составом кредитов.

     Методы  управления кредитным риском определяются внутренней политикой банка. Кредитная политика является одной из составных частей политики любого коммерческого банка и должна тесно увязываться с действующей ресурсной базой и процентной политикой.

     Основная  цель кредитной политики – создание качественного и прибыльного кредитного портфеля, освоение наиболее безопасных и при этом доходных сегментов кредитного рынка. В данном документе определены параметры развития кредитного дела на текущий год по формам собственности заемщиков, отраслевым признакам, целевым направлениям, названы количественные ориентиры результатов кредитной деятельности банка. Существенным новшеством является предусмотренное право определения лимита кредитной задолженности для отдельных кредитополучателей. Значительное место отведено вопросу управления кредитными рисками при формировании активов. [8, с.6-7]

     Приоритетными направлениями кредитования для  АСБ «Беларусбанк» являются сферы  производственной деятельности, обеспечивающие реализацию государственных программ, оказание кредитной поддержки реальному сектору экономики страны, поэтому особое место в кредитной политике занимают кредитные взаимоотношения с юридическими лицами.

     Проведение  в банке активных операций с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  осуществляется по следующим направлениям:

     - кредитование юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей  на цели, связанные с созданием  и движением оборотных (текущих)  и внеоборотных (долгосрочных) активов;

     - предоставление инвестиционных  кредитов;

     - выдача банковских гарантий и поручительств;

     - факторинговые операции;

     - продажа векселей с отсрочкой  оплаты;

     - финансовая аренда (лизинг).

     Значительный  удельный вес занимают кредиты, предоставленные  юридическим лицам для целей, связанных с созданием и движением  текущих и долгосрочных активов. От своевременного получения доходов и возврата средств, размещенных в кредитных операциях, зависят экономические показатели деятельности банка, возможности инвестиций в развитие материально-технической базы и социальной сферы, внедрение новых банковских продуктов и технологий, участие в финансировании приоритетных государственных программ экономического развития.

     Определяющими факторами при принятии решений  о кредитовании остаются эффективность  бизнеса клиента, рентабельность финансируемого проекта. Процентные ставки по кредитам должны обеспечивать рентабельную работу банка и соответствовать параметрам денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. [9, с. 8-9]

     Развитие  и укрепление банковской системы  в 2006 году направлено на повышение её устойчивости, расширение состава и повышение качества банковских услуг, защиту интересов вкладчиков и кредиторов за счёт расширения ресурсной базы банков, оптимизации структуры активов и пассивов, повышения капитализации банков, снижения всех видов рисков, улучшения качества управления.

     Увеличение  рублёвой денежной массы расширяет  ресурсную базу банков, что создаёт  возможность увеличения кредитных  вложений банков. Валовые кредиты  банков в белорусских рублях увеличились  за январь – октябрь на 56,3 % (или на 1381,0 млрд. рублей). Прирост валовых кредитов банков в белорусских рублях на 78,5 % связан с увеличением кредитов экономике, на 16,6% - кредитов Правительству Республики Беларусь и на 4,9% - кредитов местным органам управления.

     Валовые кредиты банков экономике в январе – октябре 2005 года увеличились в белорусских рублях на 46,8 процента (или на 904,1 млрд. рубле) и на 01.10.2005 составили 2,8 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 22,5 процента (или на 242,5 млн. долларов США) и на 01.10.2005 составили 1,3 млрд. долларов США. На конец октября 2005 года кредиты банков между важнейшими отраслями экономики распределились следующим образом: промышленность – 51,2%, сельское хозяйство – 14%, строительство – 1,8%, торговля и общественное питание – 7,6%, жилищное и коммунальное хозяйство – 0,5%, прочие отрасли – 25%. По мере расширения ресурсной базы банки и далее будут наращивать своё участие в кредитовании реального сектора экономики.

     В 2005 году наблюдался рост инвестиционных кредитов, т.е. в январе – сентябре инвестиционные кредиты банков в белорусских рублях и иностранной валюте увеличились на 51% (или на 766 млрд. рублей) и на 01.10.2005 составили 2,3 трлн. рублей. Данная тенденция получила своё закрепление и в октябре – декабре 2005 года.

     Национальный банк проводил в 2005 году снижение ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Национального банка, что обеспечило снижение процентных ставок на финансовом рынке как в номинальном, так и в реальном выражении. Ставка рефинансирования к концу 2005 года была снижена до 12 процентов годовых.

     Осуществляя регулирование базовой ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям, Национальный банк принимал во внимание постепенное снижение темпов инфляции, состояние реального сектора  экономики и ситуацию на финансовом рынке. В целях повышения доступности кредитов банков для предприятий номинальное значение процентных ставок по кредитам в белорусских рублях снизилось с 17% годовых в декабре 2004 г. до 11% годовых в сентябре 2005 г.

     Более существенному снижению процентных ставок по кредитам препятствуют наличие в кредитном портфеле банков достаточно большой доли просроченных и сомнительных кредитов и высокая стоимость обслуживания срочных депозитов населения, обусловленная в значительной мере всё ещё высокой инфляцией.

     В 2006 году сохранится преемственность  целей денежно-кредитной политики, сложившихся в предыдущие годы, при  этом особая роль будет принадлежать процентной политике. К концу 2006 г. планируется  плавное снижение уровня базовой ставки рефинансирования до 9 - 8 процентов.

     Расширение  ресурсной базы банков позволит осуществить  в 2006г. кредитование экономики, в том  числе инвестиционных проектов в  объёме около 1,5 трлн. рублей, и предоставление кредитов для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов санации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

     По  мере сокращения доли не приносящих дохода активов в кредитных портфелях  банков, снижения рисков заимствования, замедления инфляционных процессов, снижения процентных ставок Национального банка и процентных ставок на депозитном рынке будет происходить плавное снижение процентных ставок по кредитам реальному сектору экономики и к концу 2006 года их уровень прогнозируется в диапазоне 10-15 процентов годовых.

     Снижение стоимости кредитов будет способствовать расширению спроса на кредиты и увеличению их доступности для субъектов хозяйствования всех форм собственности.

    1. Виды  кредитования юридических  лиц и организация  кредитного процесса в АСБ «Беларусбанк»
 

     Кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам, можно классифицировать:

     - по целевой направленности –  на нужды производства, торгово-обменные  операции, инвестиции;

     - по сфере функционирования –  в сфере производства и обращения;

     - по отраслевой принадлежности – промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт;

     - в зависимости от объекта кредитования  – на отдельную хозяйственную  сделку, на совокупность хозяйственных  сделок;

     - по срокам пользования – краткосрочные  и долгосрочные;

     - в зависимости от цели кредитования – кредит в текущую деятельность, инвестиционный, лизинговый, факторинговый;

     - по характеру задолженности –  срочная, пролонгированная, просроченная, сомнительная;

     - по методам предоставления –  единовременно или частями;

     - по видам ссудных счетов – простые, специальные ссудные счета, контокоррентный;

     - по составу кредиторов – один  банк или консорциум.[11, с.56]

     Выдача  кредита – это сложный и  длительный процесс, в ходе которого в зависимости от ситуации возникает  множество вопросов не только в центральном аппарате, но и на уровне филиалов. Для решения этих вопросов Правлением АСБ «Беларусбанк» разработаны Полномочия учреждений АСБ «Беларусбанк» при проведении активных операций с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

     Филиалы - областные управления, ОПЕРУ центрального аппарата, филиалы города Минска, непосредственно подчинённые центральному аппарату, осуществляют активные банковские операции на основании решений своих кредитных комитетов, в пределах установленных им Правлением банка лимитов задолженности по активным банковским операциям на одно юридическое лицо (группу взаимосвязанных юридических лиц). При определении размера лимита задолженности учитывается объём и качество кредитного (в том числе факторингового, лизингового и вексельного) портфеля, объём внебалансовых обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме, объём и длительность проблемной задолженности.

     При необходимости осуществления учреждениями банка активных операций в размерах, превышающих утверждённый лимит задолженности, в вышестоящее управление, структурное подразделение центрального аппарата по направлениям деятельности направляется ходатайство и выписка из протокола заседания кредитного комитета филиала для принятия решения Кредитным комитетом (Правлением) банка в соответствии с полномочиями. Ходатайство подписывается руководителем учреждения банка и должно содержать подробное обоснование необходимости установления лимита задолженности, индивидуального лимита задолженности (определяется на определённый период для обслуживания юридических лиц, имеющих постоянные связи с данным банком), период его действия, характеристику кредитной истории, оценку финансового состояния юридического лица и прогноз его изменения в период действия индивидуального лимита задолженности.

     Решение о пролонгации задолженности  по кредитам с соблюдением предельных сроков кредитования, установленных  Национальным банком Республики Беларусь (за исключением кредитов на выплату  заработной платы и выданных за счёт средств иностранных кредитных линий, предоставленных иностранными банками АСБ «Беларусбанк»), принимается кредитным комитетом управления, ОПЕРУ, Кредитным комитетом банка – в отношении филиалов г. Минска, в пределах установленных полномочий. При необходимости пролонгации кредита сверх предельных сроков кредитования, но не более чем на 6 месяцев, пакет документов направляется в кредитный департамент для принятия решения Правлением банка после предварительного рассмотрения на Кредитном комитете банка. Пролонгация кредита на иной срок возможна в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь. При необходимости пролонгации кредитов, выданных за счёт средств иностранных кредитных линий, предоставленных иностранными банками АСБ «Беларусбанк», пакет документов направляется в департамент международных проектов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка кредитов коммерческих банков на современном этапе