Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 11:20, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение сущности кредитных отношений коммерческих банков с юридическими лицами, определение кредитоспособности клиентов по методике АСБ «Беларусбанк», выявление перспектив развития кредитного рынка в Республике Беларусь.
Введение
1. Организационно-экономические основы кредитования
1.1 Роль кредитной политики во взаимоотношениях с юридическими лицами
1.2 Виды кредитования юридических лиц и организация кредитного процесса в АСБ «Беларусбанк»
2. Анализ процесса кредитования в АСБ «Беларусбанк»
2.1 Договорные аспекты кредитных отношений в АСБ «Беларусбанк»
2.2 Анализ процесса оценки кредитоспособности и особенности контроля за исполнением условий кредитного договора на примере ОАО «ЛМЗ Универсал»
2.3 Влияние организации кредитного процесса на качество кредитного портфеля
3. Проблемы и перспективы развития рынка кредитов коммерческих банков на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
В кредитовании коммерческими банками Республики Беларусь юридических лиц в последнее время появилась одна отличительная особенность – практика выдачи кредитов на погашение задолженности предприятий по заработной плате, вызванная необходимостью оказания предприятиям финансовой поддержки и недопущения социальной напряженности в обществе.
Поскольку в целом по стране задолженность по заработной плате в последние годы остается стабильно высокой и около 80% от суммы невыплаченной предприятиями-клиентами банков зарплаты предполагается получить за счет банковского кредита, удовлетворить такой объем кредитных заявок при существующей динамике роста кредитных ресурсов банковская система не в состоянии. Практика перманентного покрытия расходов предприятий на зарплату с помощью банковского кредита себя не оправдывает, т.к., с одной стороны, не способствует эффективному ведению хозяйствования на предприятиях, ведет к «проеданию» ими оборотных средств, с другой стороны, такие кредиты носят вынужденный для банка характер, что противоречит принципам кредитования. [38, c.32-33]
Успешная работа банков в условиях рыночной экономики, как правило, опирается на правильную и эффективную организацию их кредитных отношений с клиентами, поскольку именно кредитные операции служат основным источником доходов банков. Анализ данных за последние 5 лет по республике показывает устойчивую тенденцию повышения доли кредитов реальному сектору экономики в активах коммерческих банков, которая составляла на 01.01.2006 г. 61,4%. [35, с.56-57]
Вместе
с тем изменяющиеся потребности
экономических субъектов и
К числу наиболее важных факторов, оказывающих влияние на характер кредитных отношений, следует отнести:
1)
Достаточно жестокую денежно-
2) Недостатки в области стратегического планирования развития отечественной экономики, и, прежде всего в сфере инвестиций и финансов;
3)
Нестабильную нормативно-
4)
Наличие излишней
5)
Необходимость поддержания
6)
Высокий удельный вес кредитов,
предоставляемых банками в
7)
Недостаток внутренних
Основной
предпосылкой и необходимым условием
для дальнейшего
В этих условиях совершенствование системы банковского кредитования напрямую зависит от степени вовлечения в кредитные отношения различных предпринимательских структур, субъектов мелкого и среднего бизнеса, что объективно потребует от банков внедрения гибких банковских технологий с иной организацией аналитического процесса и финансового менеджмента, расширения спектра банковских услуг кредитного характера, таких, как финансовый лизинг, учёт коммерческих векселей, факторинг.
Заслуживает также внимания проблема совершенствования банковского законодательства и тщательной проработки принимаемых Национальным банком Республики Беларусь нормативных актов.
Следует также учесть, что в сложившихся условиях первостепенного внимания заслуживает проблема рационального и эффективного размещения ограниченных кредитных ресурсов, которая может быть решена только при условии неукоснительного соблюдения основополагающих принципов банковского кредитования. Практика работы белорусских банков за последние годы показывает наличие в кредитном порфеле значительного количества просроченных и сомнительных кредитов, снижение удельного веса которых в 2006 году до 5-7% хотя и обнадёживает, но не внушает уверенности в закреплении надолго такой тенденции. [35, с.56-57]
Основным документом, регулирующим кредитование в республике Беларусь является Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утверждённая постановлением правления Национального банка от 30.03.2003 г. №226. 30.06.2005 в данную инструкцию были внесены изменения, касающиеся, в основном, кредитования и погашения кредитов индивидуальных предпринимателей, без открытия расчетных счетов.
В целом, изучение действующей практики кредитования и отношений коммерческих банков с кредитополучателями позволяет определить ряд проблем, связанных с порядком проведения и методикой проверки материального обеспечения кредита, кредитоспособности кредитополучателей и возвратом кредита. Основные проблемы заключаются в следующем:
- анализ кредитоспособности заёмщика, который должен предшествовать заключению кредитных договоров, нередко на практике подменяется определением на основе балансовых данных наличия материальных ценностей у клиентов, так как существует мнение, что наличие у потенциального заёмщика товарно-материальных ценностей в размере, равном (или большем), чем запрашиваемый кредит, снижает риск невозврата банку заёмных средств;
- расчёты наличия товарно-материальных ценностей и произведённых затрат на стадии оформления кредита производятся, как правило, по всем кредитам (нередко даже по долгосрочным кредитам на инвестиционные цели!) независимо от избранной формы обеспечения возвратности кредита. В то же время последующий контроль за наличием материального обеспечения, в том числе и по кредитам, выданным под залог ценностей, в процессе использования кредита осуществляется далеко не всегда [32, с.25].
Подобные проблемы зачастую являются предпосылками несвоевременного возврата кредита.
Мировой опыт свидетельствует, что полноценное развитие банковской инфраструктуры служит важнейшим фактором роста национальной экономики. Именно посредством банковских систем аккумулируются крупнейшие инвестиционные ресурсы, а государства заинтересованы в их использовании на нужды национальной экономики.
Вместе с тем банковская система выступает глобальным финансовым институтом, неизбежно требующим интеграции национальных рынков в мировую финансовую систему. Наиболее часто такая интеграция реализуется путем открытия на территории другого государства банковских подразделений (дочерних банков или их филиалов). В то же время чрезмерное облегчение доступа иностранных банков на национальный рынок может привести к перетоку накопленных ресурсов на международные финансовые рынки, подавлению деятельности отечественных банков, снижению их конкурентоспособности и т.д.
В
настоящее время кредитные
Без обновления технологий и внедрения в производство достижений научно-технического процесса (в основном на основе долгосрочного кредита) невозможно дальнейшее выживание предприятий, развитие экономики страны и выход ее из кризисной ситуации.
Для
сбалансированного и
В Республике Беларусь наблюдается несбалансированное развитие экономической системы, слабость ее кредитно-финансовой системы, развитие которой отнесено на второй план после развития реального сектора. Это связано с тем, что реальная и кредитная сферы республики получили относительную самостоятельность от государства, но в то же время государство продолжает контролировать оба сектора.
Административное
влияние в экономике вылилось
в неэффективность как
Таким образом, в данный момент мы имеем экономическую систему, в которой государство контролирует как реальный сектор, так и кредитный. Реальный сектор не однороден по своей структуре, но в общем можно сказать, что он не является эффективным.
На данный момент развития экономики Республики Беларусь банки являются основным источником кредита для предприятий. Если учесть опыт развитых и развивающих стран в построении кредитно-финансовой системы, то можно сделать вывод, что для стабильной работы и развития банков и предприятий необходимо усиление функции участия кредитора, т.е. банка в управлении предприятием. Это должно быть выражено в реализации соответствующей модели поведения банка и предприятия.
Анализ
зарубежной практики показывает, что
можно различать две модели взаимоотношений
банка и предприятия, которые
можно условно назвать «на
вытянутой руке» и «
Первая представляет собой модель, в которой реализуется управление по целям. Согласно ей, банки не вмешиваются в стратегические решения, принимаемые на предприятии, до тех пор, пока предприятия платят в соответствии с обязательствами. Банку нет необходимости проводить мониторинг предприятия, потому что выданные кредиты вернутся в случае неудачи кредитополучателя в виде залога. Такая модель поведения в большей степени подходит для стабильной экономики.
Наиболее приемлемым является развитие банковской системы Республики Беларусь в направлении модели, ориентированной на контроль, часто называемой «управлением при непосредственном вмешательстве». Суть этой модели заключается в том, что предприятия могут сотрудничать с банком в процессе управления и принятия ключевых управленческих решений, так как у предприятий нет других источников финансирования на данный момент.
Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.03.2000г. №124 банки получили право направлять своих представителей в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременный возврат кредитов в иностранной валюте; осуществлять контроль за движением средств в иностранной валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических лиц; взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей и поручителей средства в иностранной валюте в счет погашения просроченных кредитов в иностранной валюте. Чтобы вследствие реализации такой модели банковскую сферу республики не поразил финансовый кризис «плохих» кредитов, построение ее связано с выполнением ряда условий. Выполнение этих условий очень важно для построения эффективной системы. Рассмотрим ключевые из них.
Во-первых,
несомненной проблемой для
Во-вторых, крайне необходимо соответствующее законодательное обеспечение и работающие на практике процедуры возврата долга. Без эффективной системы возврата долга кредитополучатели теряют дисциплину, поток кредита ограничивается, и кредиторы вынуждены для того, чтобы выживать, покрывать свои убытки за счет удорожания кредита остальным кредитополучателям, что негативно отражается на состоянии предприятий, а в конечном итоге — банков.
Так как основным собственником является государство, то процедуры возврата долга (реализация залога и санация предприятий) не получили должного развития. Все это не стимулирует кредитный сектор направлять свои средства на длительный срок в реальный сектор.
Проблемой так же является и процесс возврата просроченных кредитов через суд, так как это может занимать месяцы и годы. Основной причиной такого положения вещей является несовершенство законодательства, дающее очень много поводов для проволочек в судебном разбирательстве, а также позиция судов. Как правило, суд склонен принимать сторону ответчика, который в силу «объективных» причин не может вовремя расплатиться с банком-кредитором.