Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
-изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
-рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….……4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России……7
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………………14
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ…………………………..17
2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ…...22
2.1 Источники формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг…………26
2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 гг…………..30
3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………....…35
3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы…………….……..35
3.2 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ ……………..…38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

     3.2 Долгосрочная стратегия  развития пенсионной  системы РФ 

     Принятие  правильного решения о дополнительных мерах по совершенствованию пенсионной системы опирается на всесторонний анализ показателей долгосрочного  планирования развития пенсионной системы  РФ.

     Необходимость разработки долгосрочной стратегии  развития пенсионной системы была обусловлена  неудовлетворительными характеристиками современной пенсионной системы  в части финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств собственными источниками и соответственно быстрым увеличением разбалансированности бюджета ПФР, возрастанием его зависимости  от госбюджетных трансфертов, отставанием  уровня жизни пенсионеров, сформировавших свои пенсионные права в основном или полностью в условиях действия советского пенсионного законодательства, а также торможением реализации основных страховых принципов, заложенных пенсионной реформой 2002г.

     Согласно  прогнозным расчетам, развиваясь в  условиях действующего законодательства, ПФР будет постоянно нуждаться  в средствах федерального бюджета  на законодательно предусмотренных  условиях субсидиарной ответственности. Доля средств федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджеты ПФР  к 2025г. вырастет до 1,2% ВВП.

     Однако  абсолютный размер трудовой пенсии будет  индексироваться замедляющимися темпами  и уже к 2030г. ее среднегодовой  рост сравняется с темпами инфляции, после чего снижение продолжиться. В то же время относительный размер трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера будет возрастать и достигнет своего минимума – свыше 1,5 раз – в начале 2020-х гг., а затем вновь снижается до 125%, т.е. до уровня 2009г.

     Еще менее утешительные прогнозы ожидают  младшие поколения граждан, которые  формируют пенсионные права в  условиях сохранения действующего налогового законодательства: влияние демографического кризиса и негативный макроэкономический прогноз не позволяет государственному страховщику сохранить в течение  всего пенсионного цикла накопленные  пенсионные права. В результате средневзвешенное соотношение размера трудовой пенсии и текущего заработка неуклонно  снижается и к 2020г. будет ниже 20%.

     В бюджетном послании о бюджетной  политике в 2008 – 2010 гг. выделена ключевая задача стабилизации пенсионной системы  как главного рискового фактора  развития отечественной экономики  в долгосрочной перспективе. Данная задача была конкретизирована в бюджетном  послании в части необходимости  формирования устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения  на долгосрочную перспективу, создания условий для получения достойной  пенсии как вышедшим на пенсию, так  и тем, кому это предстоит. Эти  меры должны предусматривать в том  числе упорядочение источников финансирования пенсий, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

Чтобы реализовать  эффективные инструменты государственного регулирования пенсионной системы, необходимо опираться на факторы, которые  определяют ее развитие:

     -макроэкономические (темпы роста и структура ВВП, доля в нем фонда оплаты труда, индексы роста потребительских цен, количественные характеристики состояния рынка труд и др.);

     -демографические  (рождаемость, смертность, продолжительность  жизни, возрастно-половая структура  населения);

     -социально-трудовые (ситуация на рынке труда, период трудовой активности и структура трудового стажа, уровень оплаты труда (доходы) лиц, уплачивающих взносы, величина прожиточного минимума трудоспособного и нетрудоспособного населения);

     -собственно пенсионные (нормативные требования к условиям выхода на пенсию (пенсионные схемы и пенсионные программы), исторически сложившаяся организационная структура самой пенсионной системы).

     Перечисленные факторы накладывают ограничения  на формирование экономических механизмов регулирования развития пенсионной системы и должны быть учтены при  формировании долгосрочных целевых  ориентиров ее развития. Исходя из страховых  принципов системы обязательного  пенсионного страхования они  должны формулироваться следующим  образом:

     -полная текущая финансовая обеспеченность накопленных государственных пенсионных обязательств и долгосрочная устойчивость бюджета ПФР;

     -создание экономических и социально-трудовых условий для обеспечения адекватного уровня замещения утраченного застрахованным в ПФР лицом дохода/заработка (коэффициент замещения);

     -государственная гарантия обеспечения всем получателям трудовых (страховых) пенсий минимального прожиточного уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Пенсионное  обеспечение является базовой и  одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает  интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также  этот вопрос косвенно касается и всего  трудоспособного населения. Для  России этот вопрос в данное время  является очень актуальным, так как  в России проживает в настоящий  момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

     Программа пенсионной реформы РФ в долгосрочной перспективе предусматривает переход  от действующей распределительной  к смешанной системе пенсионного  обеспечения, которая будет в  себя включать:

     -  государственное пенсионное страхование,  по которому выплата пенсий  осуществляется в зависимости  от страхового (трудового) стажа,  суммы уплаченных взносов в  бюджет государственного пенсионного  страхования, финансируется государственное  пенсионное страхование как за  счет текущих поступлений в  Пенсионный фонд РФ, так и за  счет средств, полученных от  направления части обязательных  взносов на накопления;

     -  государственное пенсионное обеспечение  для отдельных категорий граждан,  а также лиц, которые не приобрели  права на пенсию по государственному  пенсионному страхования, - за счет  средств федерального бюджета;

     -  дополнительное пенсионное страхование,  осуществляемое за счет добровольных  взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных  законодательством РФ – обязательных  страховых взносов.

     Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного  фонда Правительство РФ рассматривает  варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и  граждан в Пенсионный фонд. Одновременно с этим будет увеличен процент  отчислений с заработка. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

     Для совершенствования пенсионной системы  РФ:

     а) требуется разработать научный  инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих  уровней социальных гарантий пенсионеров  и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного  страхо

     б) необходимо предусмотреть новый  порядок сбалансированного 

     участия основных социальных субъектов в  финансовом обеспечении системы.

     в) нужно усилить взаимозависимость  между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних  должно быть связано с величиной  страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

     Необходима  целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде  России для определения государственных  обязательств перед застрахованными  лицами. Поскольку производится переход  на полное пенсионное страхование, то необходимо четко проводить эту  политику и знать динамику численности  работающих, демографическую ситуацию и др. Исходя из этого в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные  схемы с возможными системами  дополнительного профессионального  пенсионного страхования. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями / Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет.- 2006.- № 4.-С.33-34
  2. Батанов, Г.А. Этапы пути / Г.А. Батанов //Социальная защита.- 2006.- № 4.-С.3-6 (Пенсионное обеспечение.-2006.-№ 4)
  3. Беляев, С.А. Курс экономической теории: Учебник / С.А. Беляев. - Киров.: Издательство «АСА», 2007.- 344 с.
  4. Борисенко, Н. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда России / Н.О. Борисенко //Вопросы экономики.- 2007.- № 7.-С.106-122
  5. Войнов, А. В. Государственные финансы и региональное развитие/ А.В. Войнов // Вопросы экономики, 2008, № 3. – С. 15-22.
  6. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 501 с.
  7. Ковалева, А.М. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 280 с.
  8. Павлюченко, В.А. Как исцелить Пенсионный фонд?/ В.А. Павлюченко//Социальная защита.- 2008.- № 1.-С.З-6.
  9. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 2005, № 71 - М., ДиалогБанк. – С. 19.
  10. Экономическое обозрение : Макроэкономика. - 2005, № 9 - М., ДиалогБанк. – С. 22-25.
  11. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ/ А.Д. Шеремет – М.: ИНФРА-М, 2007. – 223 с.
  12. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ- http://www.pfrf.ru/ 

13.Федеральный закон «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 23.11.2007. №263-ФЗ

15.Соловьев А.К. Актуарный прогноз развития пенсионной системы в условиях пенсионной реформы (до 2015 г.) // Пенсия. – 2007. – №8. – С.45-50.

16. Правовые основы пенсионного обеспечения- http://www.webohrannik.ru/vidipensii/201-osnovipensii.html

17. Проблемы пенсионного законодательства - http://www.kadrovika.net/p1.php

18. Аналитический доклад. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса - http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6

19. Пенсионный фонд Российской Федерации 2010 Годовой отчет - http://www.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/2010_godovoj_otchet.pdf

20. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. – МИК., 2009. – 120 с. - ISBN 978-5-87902-142-4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А 

Таблица 1 – Основные показатели, характеризующие  деятельность пенсионного фонда  РФ в 2010 году 
 
 

Бюджет Пенсионного  Фонда Российской Федерации:

- по доходам             4,6 трлн.руб.

 

- по расходам            4,2 трлн.руб.

 

Доходы по накопительной  составляющей бюджета

Пенсионного Фонда  Российской Федерации            361,2 млрд. руб.

 

Объем поступления  страховых взносов на обязательное

пенсионное страхование            1,9 трлн.руб.

 

Поступление дополнительных взносов на обязательное

Пенсионное страхование в рамках Программы государственного

 софинансирования пенсий         3,6 млрд. руб.

 

Расходы на выплату  пенсий            3,7 трлн.руб.

 

Расходы на ежемесячные  денежные выплаты отдельным

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ