Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
-изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
-рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….……4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России……7
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………………14
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ…………………………..17
2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ…...22
2.1 Источники формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг…………26
2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 гг…………..30
3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………....…35
3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы…………….……..35
3.2 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ ……………..…38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

     Средства  Пенсионного фонда направляются на выплату:

     -  государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере  кормильца;

     -  пенсий по инвалидности;

     -  пенсий военнослужащим;

     -  компенсации пенсионерам;

     -  материальной помощи престарелым  и инвалидам;

     -  пособий на детей от 1,5 до 6 лет,  одиноким матерям, на детей  инфицированных вирусом иммунодефицита;

     -  пострадавшим от аварии на  Чернобыльской АЭС;

     -  также в бюджете на каждый  год заложены средства на проведение  индексации всех видов государственных  пенсий.

     За  счет средств Пенсионного фонда  финансируются программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты.

     Федеральный закон от 4 октября 2010 г. № 258-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2009 год"

     Законом утвержден отчет об исполнении бюджета  Пенсионного фонда РФ за 2009 г по доходам в сумме 3 трлн. 222,6 млрд. руб. (101,9% от прогнозируемых объемов), из них 2 трлн. 939,8 млрд. руб. (102,3%) в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий; по расходам – 3 трлн. 008,7 млрд. руб. (98,5% к уточненной сводной росписи) млрд. руб., из них 2 трлн. 976,5 млрд. руб. (98,9%) в части, не связанной формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. Одновременно утвержден объем профицита бюджета ПФР в сумме 213,9 млрд. руб. и объем дефицита бюджета фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 36,7 млрд. руб.

       Сумма межбюджетных трансфертов,  полученных из федерального бюджета,  составила 1 трлн. 944,2 млрд. руб., что соответствует показателям уточненной росписи расходов федерального бюджета на 2009 г. Объем межбюджетных трансфертов, полученных из бюджетов субъектов РФ, составил 2,6 млрд. руб. Объем межбюджетных трансфертов, переданных бюджетам субъектов РФ, составил 54 млн. руб. На исполнение публичных нормативных обязательств в 2009 г направлено 2 трлн. 908 млрд. руб. (96,7% расходов бюджета ПФР).

     Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год в целом  составили 4,25 трлн. рублей, в т.ч. в  части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии – 4,18 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей превышает  расходы 2009 года.

     Расходы по накопительной составляющей бюджета  Фонда составили за 2010 год около 70 млрд. рублей, что превышает расходы 2009 года более чем в 2 раза. Из них  около 67 млрд. рублей – расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды. Обязательства ПФР по пенсионному  обеспечению граждан выполнены  в полном объеме. На выплату пенсий в 2010 году направлено 3,7 трлн. рублей, что  на 1,1 трлн. Рублей больше, чем в 2009 году, из них расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей против 2,4 трлн. Рублей в 2009 году.

     Расходы ПФР на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в 2010 году превысили 31 млрд. рублей. На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан  лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в

2009 году  – 2,5 млрд. рублей. На покрытие  дефицита бюджета ПФР в 2010 году

перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило  на пополнение доходной части бюджета  ПФР в связи со снижением фонда  заработной платы в стране в 2010 году по макроэкономическому прогнозу МЭР.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование  за 2010 год поступили в общей  сумме 1,9 трлн. рублей, или 99% от плана  с учетом зарезервированных средств  федерального бюджета. Сумма поступлений  страховых взносов за 2010 год превышает  уровень поступлений в 2009 году

на 654,6 млрд. рублей. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января 2010 года от уплаты ЕСН к страховым  взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в ПФР. Суммарные  доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2010 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в  бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую  сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2010 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2010 года составил 1267,0 млрд. рублей.

     Расходы бюджета ПФР на 2011 год прогнозируются в сумме 4,8 трлн. руб., на 2012 год – 5,24 трлн. руб., на 2013 год – 5,75 трлн. руб. В расходной части бюджета  фонда учтены средства на увеличение трудовых пенсий: в 2011 году (с 1 февраля  – на 7,0%, с 1 апреля – на 0,5%); в 2012 году (с 1 февраля – на 6,5%, с 1 апреля –  на 1,4%); в 2013 году (с 1 февраля – на 6,0%, с 1 апреля – на 2,3%).

     Расходы на проведение второй индексации трудовых пенсий в 2011 году составят 13,8 млрд. руб. Предусматриваются следующие параметры  индексации пенсий по государственному пенсионному обеспечению: в 2011 году (с 1 апреля – на 7,0%, с 1 июля – на 1,3%); в 2012 году (с 1 апреля – на 6,5%, с 1 июля – на 1,8%); в 2013 году (с 1 апреля – на 6,0%, с 1 июля – на 2,4%).

     В результате осуществления данных мероприятий  в 2011 году среднегодовой размер трудовой пенсии составит 8 тыс. 412 руб. Среднегодовой  размер трудовой пенсии в 2013 году увеличится в 1,8 раза к уровню 2009 года. Соотношение  размеров трудовой пенсии по старости и средней заработной платы в  РФ в прогнозный период будет поддерживаться на уровне 39% (в 2009 году – 29,8%, в 2010 году – 39%); размер трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера – на уровне 182% (в 2009 году – 136,7%, в 2010 году. – 181,5%); средний размер социальной пенсии – на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера.

     В части накопительной составляющей бюджета ПФР на 2013 год учитываются  средства федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений в  сумме 10,0 млрд. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Проблемы и перспективы  развития Пенсионного  фонда РФ

      3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы 

     Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой  для российской пенсионной системы  является деформация структуры расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие значительного  количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного  возраста.

     Правовой  институт досрочных пенсий, связан с презумируемой утратой профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста (мужчины  – 60 лет, женщины – 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия  на организм человека:

     1)вредных, тяжелых и опасных условий труда;

     2)различного рода факторов производственной среды, связанных с постоянной повышенной эмоциональной и психологической нагрузкой и высокой степенью ответственности за результаты труда (отдельные категории медицинских, педагогических и творческих работников);

     3)медико-биологических и социальных особенностей развития и региональных условий проживания (многодетные матери, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилипуты, диспропорциональные карлики, лица, длительное время проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Численность получателей досрочных пенсий в  настоящее время достигла 34% от числа  пенсионеров по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое  бремя расходов ПФР.

     Наличие огромного числа получателей  досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим  объемом накопленных, в силу ранее  действовавшего законодательства, «нестраховых» государственных обязательств, которые в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками финансирования.

     В целом в настоящее время 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст не влияет, включая: 10,5 млн. чел. – получатели досрочных  пенсий по старости (в том числе  работники, занятые на работах с  тяжелыми и опасными условиями труда  – 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях – 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных работах, на работах с вредными условиями  труда и в горячих цехах  – 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. –  получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. – получатели пенсий по случаю потери кормильца.

     В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории  получателей составляют примерно столько  же - 42,5%. При этом более 73% получателей  досрочных пенсий по старости, не достигших  общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем ¾ - на тех  же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков на тех же рабочих местах продолжают работать более 66%.

     Кроме того, необходимо учитывать, что с 01.01.2010 г. в Российской Федерации действует  эквивалентная формула исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая  в странах, принявших решение  об увеличении пенсионного возраста.

     Данная  формула основана на принципе прямого, ничем не ограниченного роста  пенсионных обязательств перед застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского  депозита – сколько страховых  взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в  ПФР, столько затем работник при  наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

     То  есть, чем больше период и объем  страховых отчислений, тем больше размер обязательств ПФР перед будущими пенсионерами. При сокращении числа работников, за которых уплачиваются страховые взносы, ПФР не будет располагать необходимыми доходными источниками для исполнения возросших обязательств перед предыдущим (более многочисленным) поколением.

     В условиях применения эквивалентной  пенсионной формулы меры по повышению  возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как  уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.

     Негативное  влияние демографической ситуации и недостатков пенсионной системы  усугубляется неблагоприятной макроэкономической ситуацией: важнейшие для развития пенсионной системы макропараметры не достигнуты. Самый главный из них - доля фонда заработной платы  в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2009 г. возросла до 27%) против прогнозировавшихся в начале 2000-х годов 38%. Цена рабочей  силы остается крайне низкой (соотношение  средней заработной платы в экономике  с прожиточным минимумом трудоспособного  населения в 2000 г. составляло 1,7, к 2008 г. оно возросло до 3,5), что не позволяет  большинству населения осуществлять накопления (в том числе для  пенсионных целей).

     Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности  экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2008 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем  самым уменьшая возможности зарабатывания  застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.

     Таким образом, в ответ на глобальные демографические  вызовы развитые зарубежные пенсионные системы осуществили параметрические  реформы. Однако российская пенсионная система по причине объективных  особенностей демографического и макроэкономического  характера, а также огромного  груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать  уникальный комплекс мероприятий, который  выходит далеко за пределы зарубежного опыта повышения пенсионного возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая пенсионная реформа, в ходе которой последовательно реализуются базовые принципы социального страхования. 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ