Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
-изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
-рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….……4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России……7
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………………14
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ…………………………..17
2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ…...22
2.1 Источники формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг…………26
2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 гг…………..30
3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………....…35
3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы…………….……..35
3.2 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ ……………..…38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

     1.3 Правовые основы  пенсионного обеспечения  в РФ

 
 

     Пенсионное  обеспечение в Российской Федерации  регламентируется целым рядом законодательных  актов. К числу законодательных  актов, регулирующих отношения в  сфере пенсионного обеспечения, относятся:

     - Конституция Российской Федерации;

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

     - Налоговый кодекс Российской Федерации;

     - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

     - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

     - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

     - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

     - Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

     - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

     - Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

     - Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

     - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

     Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе  развивается система социальных служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

     Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются  обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование  отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических  и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

     В соответствии с Федеральным законом  «О государственном пенсионном обеспечении  в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

     - федеральным государственным служащим;

     - военнослужащим;

     - участникам Великой Отечественной войны;

     - гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

     - гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

     - нетрудоспособным гражданам.

     Закон устанавливает четыре вида пенсий:

  1. пенсия за выслугу лет;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. социальная пенсия.

     Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

     - лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

     - лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

     - лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

     - лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

     - лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

     - лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

     - лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы.

     Члены семей перечисленных категорий  лиц имеют право на получение  пенсии в порядке, установленном  законом.

     Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает  порядок пенсионного обеспечения  граждан РФ, иностранных граждан  и лиц без гражданства, имеющих  право на пенсионное обеспечение  в соответствии с законодательством  РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

     Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок  реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три  разновидности трудовой пенсии:

  1. трудовая пенсия по старости;
  2. трудовая пенсия по инвалидности;
  3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

     Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

     Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

     - наступление инвалидности;

     - определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

     Трудовая  пенсия по случаю потери кормильца  выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

     Федеральный закон «Об основах обязательного  социального страхования» дополняет  пенсионное законодательство в части  обеспечения трудоспособных граждан  России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об  основах обязательного социального  страхования» относятся:

     - необходимость получения медицинской помощи;

     - временная нетрудоспособность;

     - трудовое увечье и профессиональное заболевание;

     - материнство;

     - инвалидность;

     - наступление старости;

     - потеря кормильца;

     - признание безработным;

     - смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

     Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных  пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному  обеспечению, обязательному пенсионному  страхованию и профессиональному  пенсионному страхованию.

     Федеральный закон «Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств  пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части  трудовой пенсии.

     Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает  особенности определения налоговой  базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам  обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного  пенсионного страхования.

     Трудовой  кодекс РФ устанавливает порядок  исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ формирования  и использования  средств Пенсионного  фонда РФ

      2.1  Источники и направления расходования средств Пенсионного фонда РФ 

     Формированию  доходной базы Пенсионного фонда  РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального  страхования. До 2010 г средства, используемые на выплату трудовых пенсий, формировались  за счет двух основных источников. Первый – единый социальный налог, это, по существу, бывшие обязательные страховые  взносы, предназначенные для выплаты  трудовых пенсий. Доходы в виде страховых  взносов принято называть собственными доходами фонда обязательного пенсионного  страхования. Второй – дотация за счет средств федерального бюджета.

     До 1 января 2010 г трудовая пенсия по старости состояла из трех частей: базовая часть (гарантируется государством и её размер устанавливается законодательством  в виде фиксированной суммы), страховая  часть (дифференцированная часть, зависящая  от результатов труда конкретного  человека), и накопительная часть (образуется только у граждан 1967г  рождения и моложе).

     А для лиц 1966г рождения и старше уплаченные работодателями страховые  взносы поступали на страховую часть  трудовой пенсии.

     С 1января 2010г базовая часть трудовой пенсии по старости в РФ перешла  в страховую часть трудовой пенсии в виде фиксированного базового размера. Это в свою очередь дало возможность  сделать ещё одно важное изменение: до сих пор базовая и страховая  части пенсии индексировались в  отдельности и по разным правилам. С 2010г индексируется вся пенсия целиком в соответствии с ростом заработной платы, но не выше роста  доходов Пенсионного фонда в  расчете на одного пенсионера.

     С 1января 2010г работодатели вместо единого  социального налога уплачивают страховые  взносы в государственные внебюджетные фонды: в Пенсионный фонд РФ, Федеральные  фонды социального страхования  и обязательного медицинского страхования. В 2010г разбивка 20% взносов в Пенсионный фонд РФ изменилась и составляет: на финансирование страховой части  для лиц 1966г рождения и старше уплачивается вся сумма взносов  – 20%, а у лиц 1967г рождения и  моложе страховая часть составляет 14%, а накопительная – 6%.

     С 2011 года совокупный платеж составил 34% от фонда оплаты труда, в том числе  в ПФ РФ – 26%, ФСС – 2.9%, ФФОМС – 3.1%, ТФОМС – 2.0% Если годовая зарплата сотрудника превышает 415 тысяч рублей, сверх этой суммы страховые взносы уплачиваться не будут. В итоге взносы в ПФ РФ с 2011г составят 26% для лиц 1966г рождения и старше, а для  граждан 1967г рождения и моложе 6% на накопительную часть и 20% на страховую.

     На 2011 - 2012 годы установлен пониженный тариф  страховых взносов в ПФ РФ для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих определенные виды деятельности.

     В Закон о страховых взносах  в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС внесено дополнение, предусматривающее возможность применения льготных тарифов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, основным видом деятельности которых являются, в частности: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, образование, строительство и т.д. (всего перечень содержит 36 позиций).

     Для указанных лиц на 2011 год устанавливается  пониженный тариф страховых взносов  в ПФ РФ – 18% (общий тариф – 26%). В остальные фонды размеры страховых взносов составят: в ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 3,1%, ТФОМС - 2,0%. В 2012 году размеры тарифов сохранятся. При этом взносы в Фонд обязательного медицинского страхования с 2012 года будут уплачиваться только в ФФОМС.

     В России фонд обязательного пенсионного  страхования так же пополняется  ассигнованиями из федерального бюджета, объясняется это возложением  на данный фонд тех затрат, которые  не являются страховыми пенсионными  расходами. К ним относятся нерабочие  периоды, связанные с материнством и уходом за малолетними детьми, инвалидами, долгожителями, служба в  силовых ведомствах и др.

     Таким образом, средства Пенсионного фонда  РФ формируются за счет:

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ