Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
-изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
-рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….……4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России……7
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………………14
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ…………………………..17
2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ…...22
2.1 Источники формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг…………26
2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 гг…………..30
3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………....…35
3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы…………….……..35
3.2 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ ……………..…38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

     - взносов работодателей;

     - взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

     - страховых взносов иных категорий работающих граждан;

     - ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий отдельным категориям граждан;

     - средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

     - доходов от эмиссии ценных бумаг;

     - добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

     - доходов от капитализации средств Пенсионного фонда РФ и других поступлений.

     Расходная часть бюджета Пенсионного фонда  РФ включает в себя финансирование мероприятий по управлению процессом  государственного пенсионного страхования  в России, и прежде всего, средства, аккумулированные в бюджете Пенсионного  фонда РФ, расходуются на выплату  государственных пенсий.

     К числу расходов Пенсионного фонда  РФ относят:

     1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;

     2) оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

     3) доставка и пересылка пенсий;

     4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;

     5) другие мероприятия, связанные с деятельностью Пенсионного фонда.

     Основное  направление расходования средств  Пенсионного фонда РФ – финансирование выплаты государственных пенсий. Ключевое место в процессе определения  потребностей финансовых средств для  выплаты пенсий при планировании расходной части бюджета Пенсионного  фонда РФ занимает расчет размера  государственных пенсий, финансируемых  из Пенсионного фонда РФ.

     Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного  фонда РФ на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным  законом порядке.

     Порядок использования временных свободных  средств Пенсионного фонда РФ определяется федеральным законом. Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда  РФ определяется в соответствии с  законодательством РФ.

     Для обеспечения в среднесрочной  и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного  пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета  Пенсионного фонда РФ создается  резерв, формирование и расходование которого определяются федеральным  законом о бюджете Пенсионного  фонда РФ.

     Контроль  над использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ.

     Пенсионное  обеспечение - базовая и одна из самых  важных социальных гарантий, которая  непосредственно касается интересов  нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей  страны.

     В целях государственного управления финансовыми ресурсами пенсионного  обеспечения образован государственный  внебюджетный Пенсионный фонд РФ. С  точки зрения его экономического содержания – это форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Организационная структура  Пенсионного фонда РФ, его региональных и территориальных органов характеризуется  сложной системой финансовых отношений. Движение финансовых ресурсов ПФРФ является центральным звеном функционирования всей государственной пенсионной системы. 

      2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 г.г 

     Пенсионный  фонд, как и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его  спецификой и заключаются в следующем.

     Бюджет  Пенсионного фонда РФ – форма  образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного  страхования в Российской Федерации.

     В составе бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а  также расходы бюджета Пенсионного  фонда, связанные с формированием  и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части  индивидуальных лицевых счетов и  выплатой накопительной части трудовой пенсии.

     Денежные  средства обязательного пенсионного  страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего – на счетах, открываемых  в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

     Рассмотрим  формирование средств бюджета Пенсионного  фонда за 2009 - 2011 года.

     Фактическое исполнение бюджета Пенсионного  фонда России  за 2009 год по доходам  составило 3222,6 млрд. рублей (101,9% к бюджетным  назначениям) и по расходам – 3008,6 млрд. рублей (98,5%.).

     Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФР в соответствии с законодательством  Российской Федерации, поступили в  полном объеме в сумме 1944,2 млрд. рублей, в том числе на выплату базовой  части трудовой пенсии – 984,4 млрд. рублей, пенсий по государственному пенсионному  обеспечению, доплат к пенсиям, дополнительного  материального обеспечения, пособий  и других социальных выплат – 560,5 млрд. рублей, на покрытие дефицита бюджета  Фонда – 399,3 млрд. рублей.

     Средства  федерального бюджета, передаваемые ПФР  на осуществление ежемесячных денежных выплат и выплату дополнительного  ежемесячного материального обеспечения (инвалидам, ветеранам, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации  и другим категориям граждан), поступили  в сумме 272,74 млрд. рублей (100% к бюджетным  назначениям).

     Доходы  бюджета ПФР, связанные с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, за 2009 год  составили 282,9 млрд. рублей (98% к бюджетным  назначениям), из них поступление  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии 266,6 млрд. рублей (102,6% к бюджетным назначениям).

     Для возмещения потерь, возникших при  инвестировании ПФР сумм страховых  взносов на финансирование накопительной  части трудовой пенсии, поступивших  в Фонд за 2007 год, в соответствии с распоряжением правительства РФ Минфином России в 2009 году в бюджет ПФР перечислены средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в размере 9,7 млрд. рублей.

     Законопроектом  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» предусматривается внести изменения  в части уточнения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Пенсионного  фонда Российской Федерации в 2010 году.

     Бюджет  ПФР на 2010 год был утвержден  Федеральным законом «О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 30.11.2009 №307-ФЗ (в ред. от 22.07.2010 №161-ФЗ).

     Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации за 2010 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей – доходы по распределительной  составляющей бюджета Фонда. Из федерального бюджета на выплаты пенсий, пособий, ЕДВ и социальных выплат перечислено 2,64 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей больше, чем в 2009 году, в т.ч.:

     - на предоставление материнского (семейного) капитала – 98,6 млрд. рублей;

     - на компенсацию выпадающих доходов  бюджета ПФР в связи с установлением  пониженных тарифов страховых  взносов для отдельных категорий  плательщиков – 72,8 млрд. рублей;

     - на финансовое обеспечение федеральной  социальной доплаты – 32,0 млрд. рублей;

     - на софинансирование формирования  пенсионных накоплений застрахованных  лиц – участников Программы  государственного софинансирования  пенсии, уплативших дополнительные  страховые взносы в 2009 году  – 2,5 млрд. рублей.

     На  покрытие дефицита бюджета ПФР в 2010 году перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило на пополнение доходной части бюджета ПФР в  связи со снижением фонда заработной платы в стране в 2010 году по макроэкономическому  прогнозу МЭР. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2010 год  поступили в общей сумме 1,9 трлн. рублей, или 99% от плана с учетом зарезервированных  средств федерального бюджета. Сумма  поступлений страховых взносов  за 2010 год превышает уровень поступлений  в 2009 году на 654,6 млрд. рублей. Главным  образом, превышение связано с переходом  с 1 января 2010 года от уплаты ЕСН к  страховым взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в  ПФР.

     Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2010 год составили 361,2 млрд. рублей, из них страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии поступило 324,6 млрд. рублей. В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в  бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан на общую  сумму 3,6 млрд. рублей, что почти на 1,0 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.

     Общий объем средств пенсионных накоплений в течение 2010 года увеличился на 291,2 млрд. рублей и на 31 декабря 2010 года составил 1267,0 млрд. рублей.

     Доходы  бюджета Пенсионного фонда на 2011 года прогнозируются в сумме 5,1 трлн. руб., на 2012 год – 5,59 трлн. руб., на 2013 год – 6,14 трлн. руб. Объемы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых фонду на финансовое обеспечение  обязательств по администрируемым им выплатам, в 2011 году составят 1,46 трлн. руб.; в 2012 году – 1,6 трлн. руб.; в 2013 году – 1,71 трлн. руб.

     Средства  федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР предусмотрены в 2011 году в объеме 890,93 млрд. руб. (17,5% доходов  бюджета); в 2012 году – 980,36 млрд. руб. (17,5% доходов бюджета); в 2013 году – 1,11 трлн. руб. (18,1% доходов бюджета).

     Главнейшими из задач, которые стоят перед  Пенсионным фондом в 2011 году, является обеспечение неуклонного роста  благосостояния российских граждан  и дальнейшее совершенствование  видов и форм оказания услуг населению  в сфере деятельности ПФР.

     Так, с 1 февраля 2011 года уже проведена  индексация трудовых пенсий на 8,8% для 36,6 млн. человек. В результате размер трудовой пенсии по старости увеличился в среднем на 700 рублей, трудовой пенсии по инвалидности — на 418 рублей, трудовой пенсии по случаю потери кормильца  — на 428 рублей.

     1 апреля социальные пенсии выросли  на 10,27%, ежемесячные денежные выплаты  — на 6,5%. Стоит отметить, что увеличение  социальных пенсий с 1 апреля  совместило в себе две индексации, которые планировалось провести 1 апреля и 1 июля. Решение об  объединении двух индексаций  было принято Президентом РФ, чтобы нетрудоспособные граждане  смогли сразу получить более  значительное увеличение пенсии  и иметь его на протяжении  более длительного периода времени.  И в дальнейшем социальные  пенсии и соответствующие им  пенсии по государственному пенсионному  обеспечению будут индексироваться  ежегодно с 1 апреля с учетом  темпов роста прожиточного минимума  пенсионера в Российской Федерации  за прошедший год. Что касается  дальнейшего повышения трудовых  пенсий в 2011 году, то в случае, если по итогам первого полугодия  2011 года уровень инфляции превысит  порог в 6%, в соответствии с  законодательством РФ с 1 августа  2011 года трудовые пенсии будут  проиндексированы с учетом фактического  роста цен за указанный период. 

     2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг. 

     Согласно  статье 147 Бюджетного Кодекса РФ –  расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ