Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
-изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
-рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….……4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России……7
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………………14
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ…………………………..17
2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ…...22
2.1 Источники формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг…………26
2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 гг…………..30
3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………....…35
3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы…………….……..35
3.2 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ ……………..…38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

     Пенсионный  фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации  Пенсионного фонда РСФСР» для  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения России, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Создание Фонда решало две  важнейшие задачи. Первая – средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определён  целевой характер денежных средств  ПФР, и закреплен запрет на их изъятие  из бюджета ПФР на другие цели. И  вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые  взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники.

     Изначально  ключевой функцией ПФ РФ был сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

     1992 год: Первые шаги по организации  процесса назначения и выплаты  пенсий.

     В Московской области на базе регионального  отделения ПФР впервые произошло  объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция  страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных  пенсий и назначение, перерасчет, выплата  пенсий.

     Указом  Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» 2000 года рекомендовано  субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию  на 1 июля 2001 года во исполнение Указа  Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате  государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФР со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже  обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.

     Так формировалась единая централизованная система органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации.

     1995 год: Создание системы индивидуального  (персонифицированного) учета.

     Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат  Пенсионным фондом Российской Федерации  в 1995 году с согласия Правительства  Российской Федерации в пяти субъектах  Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали  фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

     2002 год: Реформа пенсионной системы  России.

     С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни.

     Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его  обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного  страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение  ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением  ЕСН функция администрирования  страховых взносов перешла к  Министерству по налогам и сборам.

     2004 год: Создание клиентских служб  Пенсионного фонда.

     Новые принципы работы пенсионной системы  потребовали внедрения новых  стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться  самостоятельные отделы по работе с  обращениями граждан, а в территориальных  управлениях – специализированные группы по приему населения. Это позволило  регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность  специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и  ежедневный анализ обращений граждан.

     2005 год: Новые функции. Социальные  выплаты.

     В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены  функции по начислению и выплате  гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция  назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.

     Для учета прав граждан на получение  ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение  государственной социальной помощи.

     2007 год: Новые функции. Материнский  капитал.

     На  Пенсионный фонд Российской Федерации  возложена выдача государственных  сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплата средств  капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата  на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической  ситуацией законодательно было принято  решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР  провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

     2008 год: Новые функции. Программа  государственного софинансирования  пенсии.

     В октябре 2008 года ПФР начал принимать  заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал  второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей  будущей трудовой пенсии. За первый год участники Программы перечисли  в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие  от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а  также взносы государства на софинансирования Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в  управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

     В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе  государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам  максимально полную информацию о  Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так  и уже действующих участников Программы.

     2009-2010 гг.: Дальнейшее совершенствование  пенсионной системы.

     Летом 2009 года был приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.

     С 2006 года бюджет ПФР возрос более  чем в 3 раза и в 2010 году составит 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП  страны.

     На  повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы – реформа  накопительного компонента трудовой пенсии.

     1.2 Необходимость создания  и экономическая  сущность Пенсионного  фонда РФ

 

     Пенсионный  фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда  стало вехой в решении одной  из важнейших задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию.

     На  сегодняшний день по масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного  фонда уникальна и не имеет  прецедентов в истории России.

     ПФ  РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в  целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в РФ. ПФ РФ является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Пенсионный  фонд и его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

     В основные задачи ПФ РФ входят:

     1) целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением ПФ РФ;

     2) организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда  здоровью работников и других  граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

     3) капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него  добровольных взносов (в том  числе валютных ценностей) физических  и юридических лиц;

     4) контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в ПФ РФ  страховых взносов, а также  за правильным и рациональным  расходованием его средств;

     5) межгосударственное и международное  сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ  РФ, участие в разработке и  реализации в установленном законом  порядке межгосударственных и  международных договоров и соглашений  по вопросам пенсий и пособий.

     Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных  и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль над расходованием средств.

     Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование  средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень  страховых платежей, принимает решение  об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

     В настоящее время в России используется так называемая накопительная система  пенсионного обеспечения.

     При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним  пенсионерам, а накапливаются, инвестируются  и приносят доход до тех пор  пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и  весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его  личной собственностью, которая и  обеспечит выплату пенсии.

     Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые  статистические данные необходимые  для дальнейшего развития пенсионного  дела, и обязательные при прогнозировании  необходимых средств, для обеспечения  людей нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ