Потребительский кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы потребительского кредита 4
1.1 Понятие потребительского кредита 4
1.2 Виды потребительского кредита в РФ 6
1.3 Роль потребительского кредита в экономике 11
1.3 Правовое обеспечение потребительского кредита 15
2 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России 23
2.1 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ 23
2.2 Проблемы развития потребительского кредитования в РФ 26
2.3 Перспективы правового развития потребительского кредитования 28
2.4 Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика 37
Заключение 41
Список использованной литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая 3 курс (потреб.кредит).docx

— 304.11 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические основы потребительского кредита 4

1.1 Понятие потребительского кредита 4

1.2 Виды потребительского кредита в РФ 6

1.3 Роль потребительского кредита в экономике 11

1.3 Правовое обеспечение потребительского кредита 15

2  Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России 23

2.1 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ 23

2.2 Проблемы развития потребительского кредитования в РФ 26

2.3 Перспективы правового развития потребительского кредитования 28

2.4 Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика 37

Заключение 41

Список использованной литературы 44

 

 

Введение

 

Развитие банковского  сектора экономики России в течение  последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике  страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.

Проводимая в стране экономическая  реформа открыла новый этап и  задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики  страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских  кредитов.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует  подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.

Потребительский кредит получил такое широкое  распространение в промышленно  развитых странах в первую очередь  потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.

В России до кризиса 2008 года наблюдается стремительный  рост потребительского кредитования.  Можно выделить несколько причин подобного роста: во-первых, некоторая  стабилизация экономического положения  и политической жизни России постепенно возвращают людям чувство уверенности, во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление  желания покупать более дорогие  вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель), в-третьих, опыт последних лет показал  неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний  валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.

Основная роль потребительского кредитования состоит в  повышение уровня жизни  населения страны, стимулировании эффективности труда,  уменьшении текучести кадров, и, как следствие, снижение социальной напряженности в обществе.

Актуальность темы заключается  в том, что потребительское кредитование является формой обслуживания населения, оно стимулирует спрос населения  на товары, способствуя увеличению их производства и реализации.

1 Теоретические  основы потребительского кредита

    1. Понятие потребительского кредита

 

Кредит  выступает как передача во временное  пользование материальных ценностей  в денежной или товарной форме. При  этом кредитные отношения проявляются  в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и  неизменна независимо от специфики  проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.

Субъектами  кредитных отношений могут быть в принципе любые юридически самостоятельные  хозяйственные субъекты и дееспособные физические лица, вступающие в отношения по поводу временного заимствования стоимости в денежной или товарной форме. Специфика кредитного отношения заключается в том, что его субъекты выступают кредиторами и заемщиками и в качестве таковых обладают характерными чертами.

Кредитор  — это субъект кредитного отношения, предоставляющий стоимость во временное пользование. Заемщик — субъект кредитного отношения, получающий ссуду.

Под потребительскими кредитами понимаются кредиты, предоставляемые  физическим лицам (потребителям) в целях  приобретения товаров (работ, услуг) для  личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности1.

При определении  понятия потребительского кредита  также можно сослаться на письмо Банка России от 05.05.08 № 52-Т "О "Памятке  заемщика по потребительскому кредиту"2, где потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.

Можно найти  и еще одно понятие потребительского кредита: потребительский кредит представляет собой процесс отсрочки платежа  за потребительские товары, предоставляемые  торговым предприятием или же процесс  выдачи потребителю банковской ссуды, нужной на покупку необходимых товаров  или услуг.

Особенности потребительского кредита:

  1. Предоставляется в рублях или иностранной валюте, и только гражданам России;
  2. Учитывая общую тенденцию к старению банковских клиентов, кредиты предоставляются как молодым гражданам (от 18 лет), включая студентов, так и пожилым людям (до 70 лет) учитывая, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет;
  3. К потребительским кредитам относятся кредиты, предоставляемые населению, в том числе кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды, на образование, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования;
  4. Необходимость кредитов вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации товаров;3
  5. Играет важную роль в социально-экономической жизни страны:4

- развитие потребительского кредита  способствует расширению покупательского  спроса на услуги,  товары длительного  пользования, ускоряя их реализацию  и увеличивая доходную часть  федерального бюджета;

- государство имеет возможность  определять реальную социальную  политику (повышение культурно-образовательного  уровня населения, помощь молодым  семьям, материальная поддержка  переселенцам, беженцам и др.)

  1. Предоставляется как в денежной, так и в товарной форме. В денежной форме кредит выдается населению в основном кредитными организациями. Товарную форму имеет кредит, предоставляемый населению торгующими организациями в виде приобретения товаров длительного пользования и проката предметов потребления - с рассрочкой платежа;
  2. Значительную роль в реализации потребительского кредита играют коммерческие банки. Покупая кредитные контракты у различных предпринимателей, они осуществляют косвенное кредитование. Развитию косвенного кредитования способствуют методы продажи и характер спроса на товары длительного пользования. Большинство покупателей приобретают товар, а затем оформляют финансовые обязательства. Это выгодно и продавцам, которые предлагают товары в кредит, чтобы увеличить товарооборот, а из-за ограниченных финансовых средств обращаются за ссудами в коммерческие банки для покрытия дебиторской задолженности по предоставленным кредитам.

1.2 Виды  потребительского кредита в РФ

 

Рыночная  экономика порождает многообразие форм, видов и методов кредитования народного хозяйства. В целом  классификация кредитов представляет собой видовую структуру кредитных  отношений, состав субъектов и основные свойства, сохраняющиеся при различных  внешних и внутренних изменениях.

Классификация кредитов зависит от конкретных экономических  условий функционирования в той  или иной стране, системы законодательства и представляет собой рядовую  структуру кредитных отношений. К ним, в частности, относятся: ростовщический, коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, международный, бланковый, ломбардный, вексельный, инвестиционный.

Наибольшее  распространение среди кредитования физических лиц занимает, безусловно, потребительское кредитование. Под  ним в РФ принято понимать ссуду, предоставляемую населению.  При  этом потребительский характер определяется целью предоставления самой ссуды.

Объектом  кредитования в данном случае выступает  продажа торговыми предприятиями  потребительских товаров с отсрочкой  платежа или предоставление банками  ссуд на покупку потребительских  товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.5

Потребительский кредит представляется банками населению  для удовлетворения различных потребительских  нужд. Увеличивая платежеспособный спрос  населения, кредит позволяет получить материальные блага, товары без предварительного накопления средств. С другой стороны, кредит ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, тем самым обеспечивая  расширенное воспроизводство в  экономике страны.

Потребительский кредит можно классифицировать как  непосредственно кредит на потребительские  нужды (неотложные нужды, экспресс-кредиты, автокредитование) и кредит, имеющий  инвестиционный характер (ипотечные  кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам).6

В словаре-справочнике  банковских терминов В.Ф. Близнеца (1989 г.) потребительский кредит определяется как кредит, предоставляемый населению  для оплаты потребительских нужд. Он выдается в денежной и товарной формах. Для покупки предметов личного потребления (холодильников, телевизоров, радиоприемников, фотоаппаратов, ковров, часов, автомашин, мотоциклов) кредит предоставляется государственными и кооперативными торговыми организациями в виде отсрочки платежа. При продаже товаров в кредит покупатель вносит наличными деньгами часть (25–50%) стоимости товара, остальная сумма в зависимости от его вида и цены выплачивается в рассрочку равными долями в течение нескольких месяцев (лет) с уплатой процента. Это товарная форма кредита, основанная на денежном его виде: торговые организации в случае необходимости могут получить ссуду в банке под товары, проданные в кредит.

К потребительскому кредиту относятся также ссуды, выдаваемые гражданам наличными  деньгами для текущих нужд кассами  взаимопомощи на предприятиях, в организациях и учреждениях под обязательство  о погашении ее из заработной платы  члена кассы (беспроцентные). Денежный кредит населению на потребительские  нужды выдают ломбарды под залог  вещей. Данные ссуды содействуют  ускорению реализации продукции, более  полному и своевременному удовлетворению постоянно растущих потребностей населения  в товарах народного потребления  за счет их будущих доходов.7

Необходимость потребительского кредита вызвана  не только удовлетворением потребительских  нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности  процесса воспроизводства при реализации товаров.

К важнейшим  признакам потребительского кредитования как вида предпринимательской деятельности следует отнести:

- экономическую  самостоятельность и независимость  субъектов; 

- риск;

- стремление  к максимизации дохода (прибыли);

- инновационный  характер деятельности;

- ответственность.

Потребительские кредиты можно классифицировать по различным критериям:

1. По  субъектам кредитной сделки различают

следующие виды потребительских ссуд:

а) по виду кредитора – это ссуды, предоставляемые  банками, торговыми организациями, ломбардами, пунктами проката, кредитнопотребительскими союзами (КПС);

б) по виду заемщика – это ссуды, предоставляемые:

– всем слоям населения;

– определенным социальным группам;

– различным  возрастным группам;

–группам заемщиков, различающимся по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности;

– VIP-клиентам;

– студентам;

– молодым  семьям.

2. По  обеспечению:

– обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами);

– необеспеченные (бланковые).

3. По  методу погашения:

– разовое  погашение (текущие счета, открываемые  покупателем на срок 1–1,5 месяца в  универмагах и других предприятиях розничной торговли, а также кредиты в виде отсрочки платежа);

–рассрочка платежа (равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется)).

4. По  условиям предоставления:

Информация о работе Потребительский кредит