Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа
Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.
Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.
Введение 3
1 Теоретические основы потребительского кредита 4
1.1 Понятие потребительского кредита 4
1.2 Виды потребительского кредита в РФ 6
1.3 Роль потребительского кредита в экономике 11
1.3 Правовое обеспечение потребительского кредита 15
2 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России 23
2.1 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ 23
2.2 Проблемы развития потребительского кредитования в РФ 26
2.3 Перспективы правового развития потребительского кредитования 28
2.4 Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика 37
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические основы потребительского кредита 4
1.1 Понятие потребительского кредита 4
1.2 Виды потребительского кредита в РФ 6
1.3 Роль потребительского кредита в экономике 11
1.3 Правовое обеспечение потребительского кредита 15
2 Проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в России 23
2.1 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ 23
2.2 Проблемы развития потребительского кредитования в РФ 26
2.3 Перспективы правового развития потребительского кредитования 28
2.4 Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика 37
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Развитие банковского
сектора экономики России в течение
последних 15 лет было крайне неравномерным.
Крупные кризисы в экономике
страны (например, кризисы 1998 или 2008 года)
приводили к банкротству
Проводимая в стране экономическая
реформа открыла новый этап и
задачи в развитии банковского дела.
И докризисное состояние
Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.
Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.
В России до кризиса 2008 года наблюдается стремительный рост потребительского кредитования. Можно выделить несколько причин подобного роста: во-первых, некоторая стабилизация экономического положения и политической жизни России постепенно возвращают людям чувство уверенности, во-вторых, отмечается рост благосостояния населения и, как следствие, появление желания покупать более дорогие вещи, не являющиеся вещами первой необходимости (машины, бытовую технику, новую мебель), в-третьих, опыт последних лет показал неэффективность простого накопления денег вследствие инфляции и колебаний валютных курсов, и, все чаще, предпочтение отдается вложениям в те или иные товары.
Основная роль потребительского кредитования состоит в повышение уровня жизни населения страны, стимулировании эффективности труда, уменьшении текучести кадров, и, как следствие, снижение социальной напряженности в обществе.
Актуальность темы заключается
в том, что потребительское
Кредит
выступает как передача во временное
пользование материальных ценностей
в денежной или товарной форме. При
этом кредитные отношения
Субъектами кредитных отношений могут быть в принципе любые юридически самостоятельные хозяйственные субъекты и дееспособные физические лица, вступающие в отношения по поводу временного заимствования стоимости в денежной или товарной форме. Специфика кредитного отношения заключается в том, что его субъекты выступают кредиторами и заемщиками и в качестве таковых обладают характерными чертами.
Кредитор — это субъект кредитного отношения, предоставляющий стоимость во временное пользование. Заемщик — субъект кредитного отношения, получающий ссуду.
Под потребительскими кредитами понимаются кредиты, предоставляемые физическим лицам (потребителям) в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности1.
При определении понятия потребительского кредита также можно сослаться на письмо Банка России от 05.05.08 № 52-Т "О "Памятке заемщика по потребительскому кредиту"2, где потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд.
Можно найти и еще одно понятие потребительского кредита: потребительский кредит представляет собой процесс отсрочки платежа за потребительские товары, предоставляемые торговым предприятием или же процесс выдачи потребителю банковской ссуды, нужной на покупку необходимых товаров или услуг.
Особенности потребительского кредита:
- развитие потребительского
- государство имеет возможность
определять реальную
Рыночная
экономика порождает
Классификация кредитов зависит от конкретных экономических условий функционирования в той или иной стране, системы законодательства и представляет собой рядовую структуру кредитных отношений. К ним, в частности, относятся: ростовщический, коммерческий, банковский, государственный, потребительский, ипотечный, международный, бланковый, ломбардный, вексельный, инвестиционный.
Наибольшее
распространение среди
Объектом
кредитования в данном случае выступает
продажа торговыми
Потребительский кредит представляется банками населению для удовлетворения различных потребительских нужд. Увеличивая платежеспособный спрос населения, кредит позволяет получить материальные блага, товары без предварительного накопления средств. С другой стороны, кредит ускоряет реализацию товарных запасов, услуг, тем самым обеспечивая расширенное воспроизводство в экономике страны.
Потребительский кредит можно классифицировать как непосредственно кредит на потребительские нужды (неотложные нужды, экспресс-кредиты, автокредитование) и кредит, имеющий инвестиционный характер (ипотечные кредиты, кредиты на образование, ссуды фермерским хозяйствам).6
В словаре-справочнике банковских терминов В.Ф. Близнеца (1989 г.) потребительский кредит определяется как кредит, предоставляемый населению для оплаты потребительских нужд. Он выдается в денежной и товарной формах. Для покупки предметов личного потребления (холодильников, телевизоров, радиоприемников, фотоаппаратов, ковров, часов, автомашин, мотоциклов) кредит предоставляется государственными и кооперативными торговыми организациями в виде отсрочки платежа. При продаже товаров в кредит покупатель вносит наличными деньгами часть (25–50%) стоимости товара, остальная сумма в зависимости от его вида и цены выплачивается в рассрочку равными долями в течение нескольких месяцев (лет) с уплатой процента. Это товарная форма кредита, основанная на денежном его виде: торговые организации в случае необходимости могут получить ссуду в банке под товары, проданные в кредит.
К потребительскому
кредиту относятся также ссуды,
выдаваемые гражданам наличными
деньгами для текущих нужд кассами
взаимопомощи на предприятиях, в организациях
и учреждениях под
Необходимость
потребительского кредита вызвана
не только удовлетворением
К важнейшим
признакам потребительского кредитования
как вида предпринимательской
- экономическую
самостоятельность и
- риск;
- стремление к максимизации дохода (прибыли);
- инновационный характер деятельности;
- ответственность.
Потребительские кредиты можно классифицировать по различным критериям:
1. По
субъектам кредитной сделки
следующие виды потребительских ссуд:
а) по виду кредитора – это ссуды, предоставляемые банками, торговыми организациями, ломбардами, пунктами проката, кредитнопотребительскими союзами (КПС);
б) по виду заемщика – это ссуды, предоставляемые:
– всем слоям населения;
– определенным социальным группам;
– различным возрастным группам;
–группам заемщиков, различающимся по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности;
– VIP-клиентам;
– студентам;
– молодым семьям.
2. По обеспечению:
– обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами);
– необеспеченные (бланковые).
3. По методу погашения:
– разовое погашение (текущие счета, открываемые покупателем на срок 1–1,5 месяца в универмагах и других предприятиях розничной торговли, а также кредиты в виде отсрочки платежа);
–рассрочка платежа (равномерно погашаемые (ежемесячно, ежеквартально) и неравномерно погашаемые (сумма платежа меняется)).
4. По условиям предоставления: