Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа
Цель работы: проанализировать расходную часть бюджета.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определяется сущность расходов бюджета;
выявляется состав его расходной части;
приводится классификация бюджетных расходов;
указывается ряд факторов, оказывающих воздействие на объем расходной части бюджета.
производится анализ динамики величин расходов бюджета Алтайского края за последние пять лет;
рассматриваются все статьи и разделы бюджета, а также выявляются причины изменения их доли в структуре расходов;
демонстрируются проблемы связанные с расходами бюджета;
представляется вниманию ряд решений сложившейся ситуации в перспективе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………........…..……..…..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА И ИХ СОСТАВ……………………………………………..…….………………..……....5
1.1.Структура расходов бюджета и их состав…………...………..….…..….5
1.2.Классификация расходов бюджета……………………………..………..7
1.3.Особенности расходов бюджетов как экономической категории………11
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………...…....14
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг…………………………………………………………………….…….…..…..14
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ……..……….19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………...……………..........................................….28
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2008–2010 гг……………28
3.2. Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………………………………………………………………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Таким
образом, отчетливо прослеживается
то, что объем трансфертов
В тоже время доля трансфертов государственным внебюджетным фондам вырастет с 19,4% в 2007 году до 22,8% в 2010 году[19]. Это свидетельствует о неблагополучном положении дел с доходами государственных внебюджетных фондов (прежде всего Пенсионного фонда Российской Федерации), что объясняется в значительной мере последствиями снижения в 2005 году размера ЕСН, что было проведено без должных актуарных расчетов.
Столь
значительные трансферты государственным
внебюджетным фондам не могут носить
длительного характера в силу
возможных экономических и
Немаловажную роль в структуре расходов федерального бюджета играют расходы по статье «Национальная экономика». Ее увеличение в период с 2007 по 2009 год составило 958, 4 млрд. руб.[20].
Для того чтобы проследить причины указанного ранее увеличения, более подробно остановимся на подразделах данной статьи.
Самый
большой кусок бюджетных
Основная доля «дорожных» ассигнований была израсходована в рамках федеральных целевых программ (ФЦП).
По программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) в 2007 году было потрачено 224865,5537 млн. руб., в 2008 году – 259288,5636 млн. руб., в 2009 году эта величина составила рекордную сумму по меркам предыдущих лет 285649,7976 млн. руб.[21].
В частности, на подпрограмму «Автомобильные дороги» было затрачено в 2007 году 193818,2887 млн. руб., в 2009 году – 243152,1215 млн. руб.[20].
Еще одним направлением государственных средств стала автодорожная инфраструктура Владивостока, которую будут «подтягивать» к началу саммита АТЭС, а также другие мероприятия ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»[21].
Вторым по объему ассигнований подразделом является «Транспорт», размер расходов на который составил в 2009 года 106,7 млрд. руб. Его доля в структуре затрат на «Национальную экономику» составила 13,8% в 2009 году[20].
Также не остался без внимания и воздушный транспорт, в 2009 году бюджетные ассигнования были представлены в сумме 5259,6 млн. руб.[20]. Они пошли на содержание служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации, предоставление субсидий аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера. Не забыты были российские авиакомпании, которым компенсировали часть затрат на лизинговые платежи за воздушные суда отечественного производства.
На
государственную поддержку
Водный транспорт получит из федерального бюджета в 2009 году 13954,9 млн. руб.[20]. Деньги были направлены в первую очередь на выполнение функций государства по обеспечению безопасности транспортного процесса.
Бюджетные ассигнования на содержание поисковых и аварийно-спасательных учреждений в 2009 году были представлены суммой в 40,6 млн. руб.[20]. На фоне значительного увеличения расходов на транспортную инфраструктуру и сумм, исчисляемых сотнями миллиардов рублей, довольно скромно выглядит раздел «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», который занимает 3-е по объему средств место в разделе «Национальная экономика». Затраты на его развитие, составили в 2009 году 75,6 млрд. руб. Для решения наболевшей проблемы энергосбережения были израсходованы 200 млн. руб. ежегодно. Более солидные средства получат важнейшие инновационные проекты в области машиностроения и металлургии, медицинской и фармацевтической промышленности, химической и нефтехимической индустрии в 2009 году – 2600 млн. руб.
В 2009 году на национальную оборону истратили 1, 27 трлн. рублей по сравнению с 831,9 млрд. рублей в 2007 году. Таким образом, рост расходов бюджета на 2009 год по статье «Национальная оборона» составил в 2009 году 23,1 %. Наращивание военных расходов объясняется модернизацией российской армии и постепенным переходом на контрактную модель комплектования отдельных частей. В 2008 году была одобрена федерально-целевая программа, которая предусматривала перевод на контракт большую часть сержантского и старшинского состава армии и Военно-морского флота. Бюджет программы равен 2, 4 трлн. рублей[21].
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, Россия наращивает военный бюджет последние годы быстрее остальных стран. Так, в 2006 году расходы на оборону выросли, по данным института, на 65, 2 % (по официальным российским данным, рост был почти втрое ниже) [18].
Динамика расходов по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» имеет возрастающих характер, а именно с 2007 по 2009гг., расходы по данный статье увеличились на 337, 5 млрд. руб.[20]. Значительные средства по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» составляют бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) на 2009 год – 20 млрд. 818,8 млн. руб. (в т.ч. 9 млрд. 544,5 млн. руб. выделяются дополнительно) [21].
Эти средства предусматриваются, в частности, на:
– последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера (ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»). ФЦП характеризуется снижением расходов с 2533,94 млн. руб. в 2007 году до 1205,2756 млн. руб. в 2009 году [21];
– обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления (ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»). По данному разделу в 2007 году было выделено 2800,0000 млн. руб. в 2009 году объем расходов снизился до 2747,8815 млн. руб.[21];
– снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня (ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»). Данная ФЦП начала своё активное действие в 2009 году, и величина расходов составила на тот период 4126,2645 млн. руб.[21];
–
реконструкцию и строительство
следственных изоляторов и исправительных
учреждений (ФЦП «Развитие уголовно-
– повышение уровня безопасности транспортных средств и существенное повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях управления (ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»). Объем расходов по ФЦП, направленной на повышение эффективности обеспечения характеризуется снижение показателей с 3250,0000 млн. руб. до 2667,0378 млн. в период с 2007 по 2009 год[21];
–
сокращение масштабов незаконного
потребления наркотических
– обеспечение контроля береговой линии в целях пресечения нарушений в области добычи водных биологических ресурсов (ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2014 годах»). ФЦП начала свое действие в 2009 году, и величина расходов была представлена 2595,0800 млн. руб.[20];
–
повышение привлекательности
Кроме того, проект бюджета – 2009 предусматривал значительное увеличение численности правоохранительных структур страны.
Все это в свою очередь потребовало увеличения и расходов бюджета.
Проследим динамику расходов по статье «Общегосударственные расходы» и выявим круг причин, определяющих их.
Главным образом деньги по этой статье идут на обслуживание государственного и муниципального долга [12].
Помимо вполне обоснованных и целесообразных расходов на обслуживание долгов, увеличиваются и расходы на содержание государственного аппарата.
Больше всех в России на госуправление в 2009г. потратили Москва (21,611 млрд. рублей), Петербург (12,873 млрд. рублей) и Московская область (12,131 млрд. рублей), а меньше всех — Еврейская автономная область (278 млн. рублей), Калмыкия (349 млн. рублей) и Алтай (415 млн. рублей). Но по доле расходов на управление в расходах бюджета Москва с показателем 1,9% занимает одно из самых скромных мест в России — 4-е после Владимирской, Ростовской и Белгородской областей[12].
Большой проблемой стала входящая в этот раздел статья «Другие общегосударственные вопросы», на которую во многих регионах приходится около двух третей «Общегосударственных расходов». «Это помойка — в нее попадает все, что не вписывается в другие статьи, — объясняет сотрудник регионального Минфина. Но каждый регион понимает правила по-разному. Когда люди не знают, к чему отнести те или иные расходы, они ставят их в общегосударственные»[15].
Эта статья включает расходы, например, на «руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ», «реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» и т. п. «Если вычленить из этой статьи все явное, что не касается госаппарата, остальное условно можно считать расходами на содержание чиновников», — подтверждает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов[15].
А лидеры по доле совсем другие — Кабардино-Балкария, Ингушетия и Ненецкий автономный округ, где на «общегосударственные вопросы» в 2009г. ушло 10,4, 10,2 и 9,4% бюджетных расходов соответственно. [15].
В
свете представленных обстоятельств,
в течение следующих лет
ГЛАВА 3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РАСХОДОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2008–2010 гг.
При формировании и реализации бюджетной политики Правительству РФ надлежит предпринять действия по следующим направлениям.
1. Необходимо превратить федеральный бюджет в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе нужно обеспечить снижение инфляции до приемлемого уровня 3–4% в год. Этому должно способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов, темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.
Информация о работе Перспективы развития расходов бюджетов в РФ