Перспективы развития расходов бюджетов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать расходную часть бюджета.
Исходя из поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
определяется сущность расходов бюджета;
выявляется состав его расходной части;
приводится классификация бюджетных расходов;
указывается ряд факторов, оказывающих воздействие на объем расходной части бюджета.
производится анализ динамики величин расходов бюджета Алтайского края за последние пять лет;
рассматриваются все статьи и разделы бюджета, а также выявляются причины изменения их доли в структуре расходов;
демонстрируются проблемы связанные с расходами бюджета;
представляется вниманию ряд решений сложившейся ситуации в перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………........…..……..…..3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА И ИХ СОСТАВ……………………………………………..…….………………..……....5
1.1.Структура расходов бюджета и их состав…………...………..….…..….5
1.2.Классификация расходов бюджета……………………………..………..7
1.3.Особенности расходов бюджетов как экономической категории………11
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………...…....14
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета РФ с 2008 по 2010гг…………………………………………………………………….…….…..…..14
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ……..……….19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………...……………..........................................….28
3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2008–2010 гг……………28
3.2. Основные подходы к формированию расходов федерального бюджета на 2012-2014 годы…………………………………………………………………31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Расходы бюджета. 1.doc

— 662.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, отчетливо прослеживается то, что объем трансфертов государственным  внебюджетным фондам будет, и в дальнейшем расти намного быстрее величины трансфертов из федерального бюджета  бюджетам субъектов Российской Федерации. В результате данной тенденции доля межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в расходах федерального бюджета будет устойчиво снижаться с 14,4% в 2007 году до 10,8% в 2010 году[19].

       В тоже время доля трансфертов государственным  внебюджетным фондам вырастет с 19,4% в 2007 году до 22,8% в 2010 году[19]. Это свидетельствует о неблагополучном положении дел с доходами государственных внебюджетных фондов (прежде всего Пенсионного фонда Российской Федерации), что объясняется в значительной мере последствиями снижения в 2005 году размера ЕСН, что было проведено без должных актуарных расчетов.

       Столь значительные трансферты государственным  внебюджетным фондам не могут носить длительного характера в силу возможных экономических и финансовых рисков в будущем. Поэтому требуется принятие безотлагательных мер по обеспечению актуарной сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов с помощью соответствующего изменения размера ЕСН и трансформации его в страховые тарифы.

       Немаловажную  роль в структуре расходов федерального бюджета играют расходы по статье «Национальная экономика». Ее увеличение в период с 2007 по 2009 год составило 958, 4 млрд. руб.[20].

       Для того чтобы проследить причины указанного ранее увеличения, более подробно остановимся на подразделах данной статьи.

       Самый большой кусок бюджетных ассигнований из раздела «Национальная экономика» был потрачен в 2009г. на «Дорожное хозяйство». Их размер составил 173,7 млрд. руб. в 2009 году. А доля в общем объеме бюджетных расходов по данному разделу составила 22,5%[20].

       Основная  доля «дорожных» ассигнований была израсходована  в рамках федеральных целевых  программ (ФЦП).

       По  программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы) в 2007 году было потрачено 224865,5537 млн. руб., в 2008 году – 259288,5636 млн. руб., в 2009 году эта величина составила рекордную сумму по меркам предыдущих лет 285649,7976 млн. руб.[21].

       В частности, на подпрограмму «Автомобильные дороги» было затрачено в 2007 году 193818,2887 млн. руб., в 2009 году – 243152,1215 млн. руб.[20].

       Еще одним направлением государственных  средств стала автодорожная инфраструктура Владивостока, которую будут «подтягивать»  к началу саммита АТЭС, а также  другие мероприятия ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья до 2013 года»[21].

       Вторым  по объему ассигнований подразделом  является «Транспорт», размер расходов на который составил в 2009 года 106,7 млрд. руб. Его доля в структуре затрат на «Национальную экономику» составила 13,8% в 2009 году[20].

       Также не остался без внимания и воздушный транспорт, в 2009 году бюджетные ассигнования были представлены в сумме 5259,6 млн. руб.[20]. Они пошли на содержание служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации, предоставление субсидий аэропортам, расположенным в районах Крайнего Севера. Не забыты были российские авиакомпании, которым компенсировали часть затрат на лизинговые платежи за воздушные суда отечественного производства.

       На  государственную поддержку железнодорожного транспорта были запланированы ассигнования, которые пошли на компенсацию потерь в доходах железнодорожников от регулирования тарифов при перевозке пассажиров.

       Водный  транспорт получит из федерального бюджета в 2009 году 13954,9 млн. руб.[20]. Деньги были направлены в первую очередь на выполнение функций государства по обеспечению безопасности транспортного процесса.

       Бюджетные ассигнования на содержание поисковых  и аварийно-спасательных учреждений в 2009 году  были представлены суммой в 40,6 млн. руб.[20]. На фоне значительного увеличения расходов на транспортную инфраструктуру и сумм, исчисляемых сотнями миллиардов рублей, довольно скромно выглядит раздел «Прикладные научные исследования в области национальной экономики», который занимает 3-е по объему средств место в разделе «Национальная экономика». Затраты на его развитие, составили в 2009 году 75,6 млрд. руб.  Для решения наболевшей проблемы энергосбережения были израсходованы 200 млн. руб. ежегодно. Более солидные средства получат важнейшие инновационные проекты в области машиностроения и металлургии, медицинской и фармацевтической промышленности, химической и нефтехимической индустрии в 2009 году – 2600 млн. руб.

       В 2009 году на национальную оборону истратили 1, 27 трлн. рублей по сравнению с 831,9 млрд. рублей в 2007 году. Таким образом, рост расходов бюджета на 2009 год по статье «Национальная оборона» составил в 2009 году 23,1 %. Наращивание военных расходов объясняется модернизацией российской армии и постепенным переходом на контрактную модель комплектования отдельных частей. В 2008 году была одобрена федерально-целевая программа, которая предусматривала перевод на контракт большую часть сержантского и старшинского состава армии и Военно-морского флота. Бюджет программы равен 2, 4 трлн. рублей[21].

       По  данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, Россия наращивает военный бюджет последние годы быстрее остальных стран. Так, в 2006 году расходы на оборону выросли, по данным института, на 65, 2 % (по официальным российским данным, рост был почти втрое ниже) [18].

       Динамика  расходов по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность»  имеет возрастающих характер, а именно с 2007 по 2009гг., расходы по данный статье увеличились на 337, 5 млрд. руб.[20]. Значительные средства по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» составляют бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП)  на 2009 год – 20 млрд. 818,8 млн. руб. (в т.ч. 9 млрд. 544,5 млн. руб. выделяются дополнительно) [21].

       Эти средства предусматриваются, в частности, на:

       – последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения  и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера (ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»). ФЦП характеризуется снижением расходов с 2533,94 млн. руб. в 2007 году до 1205,2756 млн. руб. в 2009 году [21];

       – обеспечение защиты и безопасности данных, используемых для целей государственного управления (ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»). По данному разделу в 2007 году было выделено 2800,0000 млн. руб. в 2009 году объем расходов снизился до 2747,8815 млн. руб.[21];

       – снижение риска пожаров до социально  приемлемого уровня (ФЦП «Пожарная  безопасность в Российской Федерации  на период до 2012 года»). Данная ФЦП начала своё активное действие в 2009 году, и величина расходов составила на тот период 4126,2645 млн. руб.[21];

       – реконструкцию и строительство  следственных изоляторов и исправительных учреждений (ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)»).  Можно сказать  о четко прослеживаемой тенденции  к увеличению расходов на указанные  нужды, с 2951,8800 млн. руб. в 2007 году до 3282,0736 млн. руб. в 2009 году[20];

       – повышение уровня безопасности транспортных средств и существенное повышение  эффективности функционирования системы  государственного управления в области  обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях управления (ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»). Объем расходов по ФЦП, направленной на повышение эффективности обеспечения характеризуется снижение показателей с 3250,0000 млн. руб. до 2667,0378 млн. в период с 2007 по 2009 год[21];

       – сокращение масштабов незаконного  потребления наркотических средств  и психотропных веществ в Российской Федерации путем проведения работ  по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений (ФЦП «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы»). Объем расходов по представленному аспекту находится в пределах 500 – 614 млн. руб. относительно рассматриваемого периода[21];

       – обеспечение контроля береговой  линии в целях пресечения нарушений  в области добычи водных биологических  ресурсов (ФЦП «Повышение эффективности  использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса  в 2009–2014 годах»). ФЦП начала свое действие в 2009 году, и величина расходов была представлена 2595,0800 млн. руб.[20];

       – повышение привлекательности военной  службы по контракту: ФЦП «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009–2015 годы)».

       Кроме того, проект бюджета – 2009 предусматривал значительное увеличение численности правоохранительных структур страны.

       Все это в свою очередь потребовало  увеличения и расходов бюджета.

       Проследим динамику расходов по статье «Общегосударственные расходы» и выявим круг причин, определяющих их.

       Главным образом деньги по этой статье идут на обслуживание государственного и муниципального долга [12].

       Помимо  вполне обоснованных и целесообразных расходов на обслуживание долгов, увеличиваются и расходы на содержание государственного аппарата.

       Больше всех в России на госуправление в 2009г. потратили Москва (21,611 млрд. рублей), Петербург (12,873 млрд. рублей) и Московская область (12,131 млрд. рублей), а меньше всех — Еврейская автономная область (278 млн. рублей), Калмыкия (349 млн. рублей) и Алтай (415 млн. рублей). Но по доле расходов на управление в расходах бюджета Москва с показателем 1,9% занимает одно из самых скромных мест в России — 4-е после Владимирской, Ростовской и Белгородской областей[12].

       Большой проблемой стала входящая в этот раздел статья «Другие общегосударственные  вопросы», на которую во многих регионах приходится около двух третей «Общегосударственных расходов». «Это помойка — в нее попадает все, что не вписывается в другие статьи, — объясняет сотрудник регионального Минфина. Но каждый регион понимает правила по-разному. Когда люди не знают, к чему отнести те или иные расходы, они ставят их в общегосударственные»[15].

         Эта статья включает расходы, например, на «руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ», «реализацию государственных функций, связанных с общегосударственным управлением» и т. п. «Если вычленить из этой статьи все явное, что не касается госаппарата, остальное условно можно считать расходами на содержание чиновников», — подтверждает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов[15].

       А лидеры по доле совсем другие — Кабардино-Балкария, Ингушетия и Ненецкий автономный округ, где на «общегосударственные вопросы» в 2009г. ушло 10,4, 10,2 и 9,4% бюджетных расходов соответственно. [15].

       В свете представленных обстоятельств, в течение следующих лет целесообразно  увеличить эффективность расходов на государственное управление и также обратить особое внимание на численность чиновников, составляющих государственный аппарат. В результате проведенных мероприятий перед нами будет оптимизированный план расходов по статье, связанной с общегосударственными вопросами. 
 
 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАСХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

3.1. Основные задачи бюджетной политики на 2008–2010 гг.

       При формировании и реализации бюджетной  политики Правительству РФ надлежит предпринять действия по следующим  направлениям.

       1. Необходимо превратить федеральный бюджет в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе нужно обеспечить снижение инфляции до приемлемого уровня 3–4% в год. Этому должно способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов, темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.

Информация о работе Перспективы развития расходов бюджетов в РФ